Октябрь 2018
Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
« Сен    
1234567
891011121314
15161718192021
22232425262728
293031  
Архивы

«Запорожец»: 7 фактов о самом маленьком автомобиле СССР

АРГУМЕНТЫ И ФАКТЫ

22 ноября 1960 года с конвейера Запорожского завода «Коммунар» сошла первая промышленная партия автомобилей «Запорожец» — ЗАЗ-965.

_414857298611111_64038_1

АиФ.ru собрал 7 фактов о самом народном советском автомобиле.

Самый доступный автомобиль

«Запорожец» был в 2 раза дешевле «Жигулей» и в 3 раза дешевле «Волги». В первые годы машина стоила 1800 рублей, за эти же деньги можно было купить тысячу бутылок водки. Таким образом приобрести это транспортное средство мог любой бережливый советский гражданин, который не вёл тунеядский образ жизни.

«Горбатый» и «ушастый»

У «Запорожца» было много прозвищ — от обидного «Запор» до ласковых «Кругленький» и «Чебурашка». Каждая новая модель «Запорожца» имела своё прозвище — ЗАЗ-965 называли «горбатым», ЗАЗ-966 — «ушастым», ЗАЗ-968 — «мыльницей», а инвалидный ЗАЗ-965Б окрестили «инвалидкой». В 1961 году Никита Хрущёв в ходе очередного съезда ЦК КПСС обозвал 965-ю модель «консервной банкой». После чего производители спешно выпустили новую модель «Запорожца».

ЗАЗ-965. Фото: www.russianlook.com

Праворульный «Жужик»

Наряду с базовой моделью Запорожский автозавод выпускал модификацию 965С для перевозки почты с правым расположением руля, металлическими панелями вместо задних окон и ящиком для писем на месте заднего сиденья. Расположение руля с правой стороны упрощало процедуру изъятия писем: почтальон мог выходить прямо на тротуар, возле самого ящика.

Экспортная «Ялта»

Выпускал завод и экспортный, более комфортабельный вариант «горбатого» — ЗАЗ-965А «Ялта». Он отличался улучшенной шумоизоляцией, наружным зеркалом заднего вида, наличием пепельницы и радиоприёмника.

Более экономичная копия «Фиата»

Прототипом «Запорожца» является итальянский «Фиат-600». Сходство между двумя автомобилями наблюдается в дизайне кузова, конструкции подвески, трансмиссии и рулевого механизма. В отличие от «Фиата», двигатель «Запорожца» располагался сзади. Топливо «жужик» расходовал чуть более экономично — всего 4,5 литра на 100 километров пробега.

Опытная модель «Белка»

Прежде чем мир увидел первый «Запорожец», советские конструкторы создали пробную модель. Изначально народную малолитражку пытались создать на базе мотоциклетного двигателя. В 1955 году силами Научного aвтомоторного института (НАМИ) на свет появился НАМИ-50 «Белка». Такое название автомобиль получил потому, что кузов авто изготавливали в мотоциклетной столице советской России — Ирбите, который к тому же славился своими пушными ярмарками. Специалисты НАМИ создали пять «Белок», но все они так и остались опытными моделями, не пригодными для серийного производства.

ЗАЗ-968. Фото: www.russianlook.com

Дочь «Запорожца»

В 1988 году на ЗАЗе началось производство хэтчбека ЗАЗ-1102 «Таврия». Этот автомобиль не имел ничего общего с «Запорожцем»: полностью изменён дизайн, мотор установлен спереди, вместо заднего привода — передний, вместо воздушного охлаждения — жидкостное.

Оставить комментарий