17.09.2022
Рубрика: Горячие темы
«Одиночка — самый опасный диверсант» Генерал ФСБ о том, как спецслужбы Украины вербуют агентов и готовят теракты в России
«Лента.ру»
В середине августа глава Комитета Совета Федерации по конституционному законодательству Андрей Клишас заявил, что Россию пытаются превратить в полигон для диверсий, и это необходимо пресечь. ФСБ России за последние несколько месяцев, действительно, не раз сообщала о предотвращении диверсий, за которыми стояли украинские спецслужбы. 9 сентября в Курской области диверсанты напали на бойцов Росгвардии, которые проводили оперативно-разыскные мероприятия. Один из росгвардейцев был ранен и позже скончался в больнице. Кто и зачем готовит такие преступления на российской территории и как спецслужбы выявляют диверсантов «Ленте.ру» рассказал генерал-майор ФСБ России в запасе Александр Михайлов.
Задержание в Курске агента военной разведки Украины
В задержали . Кадр: ФСБ России
— «Лента.ру»: В последнее время ФСБ не раз сообщала о предотвращении терактов и задержании диверсантов, действующих в интересах Украины на российской территории. Что означает эта возросшая активность?
Александр Михайлов: Любой вооруженный конфликт сопровождается диверсионно-подрывными операциями — это аксиома. Российские спецслужбы, как мы видим, достаточно эффективно противостоят этим действиям, хоть и не в состоянии перекрыть все узкие места. Проще говоря, нельзя поставить полицейского рядом с каждой опорой ЛЭП.
Активность этих действий растет по мере развития спецоперации на Украине. Не будем забывать, что диверсии и теракты — это оружие идеологической обработки, которое нередко попадает в цель. Теракт, например, в первую очередь направлен на уничтожение мирных жителей, политиков или людей с иными взглядами.
Цель диверсии — это разрушение инфраструктуры: предприятий, систем транспорта и связи
Но в итоге и диверсии, и теракты устраивают для того, чтобы создать в обществе атмосферу страха, неуверенности, дестабилизировать ситуацию в стране.
— Кто сегодня пополняет ряды диверсантов? Проходят ли эти люди какую-то специальную подготовку?
Диверсантом в современном мире может стать кто угодно. Для заказчиков главное — чтобы такой человек разделял их взгляды и был готов совершить преступление. Образование и возраст диверсанта не играют никакой роли, но вот его доступ к конкретной инфраструктуре, где можно совершить диверсию, конечно, будет плюсом.
Такой диверсант может специально нарушать технологии производства и правила безопасности, что в некоторых случаях чревато техногенной катастрофой. Впрочем, диверсантам не обязательно иметь доступ к каким-то крупным промышленным объектам: взять те же лесные пожары, которые в конце лета охватили Центральную Россию. Человеческий фактор — мощный инструмент.
Даже непрофессионалу ясно, что нередко причиной этих пожаров становятся поджоги. А для того, чтобы поджечь лес, никаких особых навыков не нужно. Именно поэтому диверсантов нередко вербуют в маргинальных протестных кругах — за идею или за деньги. Но какими бы идейными они ни были, для заказчиков диверсанты — лишь пушечное мясо и расходный материал.