Июль 2019
Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
« Июн    
1234567
891011121314
15161718192021
22232425262728
293031  
Архивы

Эх, дорога, ямки, пыль да песок, или Почему путь в поселок Прибрежный такой ухабистый?..

МНЕНИЕ

 

 

Многие задавали этот вопрос сами себе, в том числе и я, но однозначного ответа не находили. Когда мы ездим в разное время года по редакционным делам по поселкам и селам Братского района, то часто замечаем, что даже совсем не лучшего качества дорога в Большеокинск иногда бывает в более хорошем состоянии, чем дорога от трассы Братск-Тулун в поселок Прибрежный. И хотя это расстояние, вроде бы, и невелико, но бывает, что без слез проехать его на легковом авто не получается… А иногда, по словам прибрежнинцев, бывало, после дождей, расквасивших дорогу, в поселок даже рейсовые автобусы не заходили — в прошлом году нам известно о трех таких случаях. А секрет такой «хорошей» дороги, как выяснилось, прост — у дороги нет хозяина, то есть она не стоит на балансе ни в поселковой администрации, ни в администрации Братского района.

На фото: пока еще бесхозная дорога в поселок Прибрежный, 28.05.2019 г.

 

И после того, как всплыли факты о бесхозности дороги, тогда, думаю, многим стало все понятно, ведь если рассудить логически, когда нет хозяина, то кто же будет о ничейной дороге заботиться… Раньше, когда работало большое предприятие АООТ «Илирский КЛПХ», которое располагалось в поселке Прибрежном и было по сути градообразующим, проблем с этой дорогой не было. И хотя эту дорогу леспромхоз почти не отсыпал, но зато регулярно ее грейдировал, и она фактически была вполне проезжей. А для этих целей в поселке леспромхоз всегда держал грейдер, который по мере необходимости обслуживал эту дорогу до трассы «Вилюй», если было нужно, то он работал там каждый день. Но наступили другие времена, в начале двухтысячных леспромхоз «приказал долго жить» и дорогу ремонтировать и содержать практически стало некому. Но, как говорится, «свято место пусто не бывает», вместо старого леспромхоза в поселке появилось другое лесопромышленное предприятие, которое отправляло свой грейдер для прочистки дороги, но грейдировали они эту дорогу периодически, то бишь нерегулярно. А в последнее время, как говорят некоторые жители поселка, грейдер стал совсем редким гостем у этой дороги. А еще люди жалуются, что по этой дороге нередко курсируют лесовозы и именно они, по их мнению, ее и разбивают. И когда 28 мая мы проезжали по этой дороге, то и нам навстречу попался одинокий КамАЗ-лесовоз, правда, пустой, который заезжал в поселок. Многие люди, конечно же, понимают, что в большей степени именно большегрузные автомобили разбивают и так порядком уже «убитую» дорогу и ни для кого не секрет, что без ремонта и обслуживания дорога будет становиться все хуже и хуже.

Исходя из законов логики понятно, что если автодорога не стоит на балансе, то и местные лесозаготовители не горят желанием поддерживать её за свой счет в исправном состоянии и их, конечно, понять можно, особенно тех, кто исправно платит налоги. Но нельзя, как я полагаю, тут понять администрацию Братского района, которая за столько лет так и не удосужилась принять на свой баланс эту дорогу, и она сейчас, насколько мы осведомлены, пока все еще остается бесхозной. Но, как заверил нашу редакцию глава администрации Прибрежнинского сельского поселения Юрий Мариньчев, проблему эту их муниципалитет начал решать, обратившись в администрацию Братского района и что, мол, районная администрация их услышала и уже начала действовать по дороге — провела кадастровые работы, делает проект и в скором времени, возможно, в этом году или в следующем возьмет на баланс района эту дорогу. На мой вопрос, когда поселковая администрация обратилась в районную по этому вопросу, Юрий Леонидович ответил: «Осенью прошлого года, в октябре». «А до этого со стороны сельской администрации были обращения в администрацию района по дорогам?» — спросил я. На что глава администрации ответил: «Обращения были и раньше, на их основании, точно не помню, в позапрошлом или прошлом году, районная администрация приняла на баланс дорогу от трассы «Вилюй» до поселка Чистяково, сейчас они обслуживают ее, нынче уже заключают договор и летом начнут ремонтировать». Я не удержался и еще задал один вопрос местному главе: «Почему столько лет районная администрация ничего не делала с этой дорогой?». На что Юрий Мариньчев ответил примерно так: этот вопрос нужно было бы задать бывшему мэру района Старухину. А еще Юрий Леонидович сказал одну интересную вещь, что, мол, когда он обратился в районную администрацию к чиновнику, который конкретно занимается дорогами, то тот на приведенные им факты о бесхозности дороги сказал примерно так: он и не знал, что эта дорога не стоит на балансе, он думал, что дорога стоит на балансе сельской администрации. Ну что поделаешь, и такое бывает, когда чиновник, отвечающий за организацию контроля за ремонтом и содержанием автомобильных дорог на территории Братского района, не знает, что дорога к одному из самых крупных поселков района бесхозная, возможно, на каком-то этапе информация до него просто не дошла… Тут должен дополнить, что 31 мая и 3 июня я неоднократно пытался дозвониться на служебный телефон этого чиновника, но трубку брала специалист отдела, говоря, что начальника нет на месте, но 4 июня мне повезло, он был в кабинете. На мой вопрос по поводу бесхозной дороги в поселок Прибрежный, знал ли он до обращения к нему главы Прибрежного, что она бесхозная или не знал, ответил очень уклончиво. Исходя из его ответа, нельзя было понять, то ли он знал, то ли не знал, но в конечном итоге, видимо, я так достал его своей настойчивостью, что он сказал: официально делайте запрос, мы официально дадим вам ответ. Но должен заметить, что этот чиновник, видимо, не знает, что, согласно ст. 39 Закона о СМИ РФ, запрос информации возможен как в устной, так и в письменной форме. И ответить редакции на него должны в семидневный срок с момента получения запроса. Думаю, ошибки и упущения бывают в любой работе и их, как я полагаю, нужно не только признавать, но и, конечно же, исправлять.

По поводу бесхозных дорог на выездном совещании во главе с губернатором Левченко, которое проходило 21 августа 2018 года в Братске, мэр Братского района Баловнев ответил на критический вопрос, касающийся бесхозных дорог за морем, и, нужно сказать откровенно, он эту проблему признал, сказав примерно следующее: районная администрация не отказывается от этого и будет эти вопросы решать. Признать — одно, а сделать — немного другое, вот мы и посмотрим, как быстро и эффективно районная администрация будет решать вопросы, касающиеся заморских бесхозных дорог. А по поводу дороги в Прибрежный мы надеемся, что дела там пойдут, как говорится, лучше поздно, чем никогда. Вот мы с вами вместе и проследим, как быстро районная администрация поставит эту дорогу на баланс района и, самое главное, как скоро они реально начнут улучшать ее состояние?.. А вот по поводу жалоб жителей, что эту дорогу почти не грейдируют, Юрий Мариньчев не согласился, сказав, что один из самых крупных лесопромышленников поселка, уроженец Прибрежного, эту дорогу нередко грейдировал, и если бы не он, по мнению Юрия Леонидовича, то она была бы вообще не проезжей. А на мой вопрос, почему сейчас грейдера этого лесопромышленника жители давно не видели на дороге, он ответил примерно так: грейдер сейчас не работает и стоит на базе предприятия потому, что пока за ним нет закрепленного специалиста, то есть машиниста автогрейдера.

Да, и еще один момент. Жители Прибрежного также пожаловались, что дорожные знаки на этой автодороге установлены совсем низко, примерно метра полтора или даже чуть ниже от земли и дети, бывает, ради забавы сворачивают им головы. Думаю, если дорога пока еще де-юро без хозяина, то администрация не имеет права устанавливать дорожные знаки, а чтобы их установить, нужно районной администрации сначала оформить все документы и только после этого что-то делать. Но мы будем надеяться, что когда дорогу возьмут на баланс районные власти, то и знаки они установят с учетом ГОСТов и просьб жителей, то есть повыше. А еще глава администрации Мариньчев в нашей откровенной беседе сказал интересную вещь, что он бы и рад заключить с кем-нибудь из предпринимателей договор на регулярное грейдирование этой дороги, но по закону деньги муниципалитет не может тратить на дорогу, не стоящую у него на балансе, иначе это будет нецелевое использование бюджетных средств.

Вот так дела, подумалось мне, если глава администрации сельского поселения на благое дело (приведение в нормальное состояние дороги автогрейдером) потратит бюджетные деньги, то не исключено, что его еще могут за это привлечь и к уголовной ответственности… Ну как же, потратил деньги на «ничейную» дорогу, хотя всем понятно, что жители этого поселения могут приехать в поселок и уехать из него исключительно только по этой дороге, не по воздуху же они будут летать…

В отношении решения дорожных вопросов Прибрежнинского сельского поселения могу сказать одно, вопросы хоть и туго, но начали решаться, но для меня странно, что инициатива узаконить бесхозную дорогу на Прибрежный исходила от нынешнего главы администрации Мариньчева, а где же были главы администрации, которые руководили поселением до него? Ведь столько лет эта дорога бесхозная…

В нашу редакцию и ранее поступали жалобы от жителей Прибрежного, что после обильных осадков дорога местами становится непроезжей для легковых автомобилей, но мы не знали, что ответить людям, предполагая, что причины тут кроются или в тотальной экономии, или в отсутствии бюджетных средств, или в равнодушии чиновников районной администрации к проблемам сельского поселения. Сейчас не будем выяснять, знали ли чиновники районной администрации, что на протяжении более чем полутора десятка лет дорога на Прибрежный — бесхозная… Но факт остается фактом — более 15 лет прошло, как «приказал долго жить» АООТ «Илирский КЛПХ», а районные власти так и не поставили на баланс ведомственную дорогу несуществующего Илирского леспромхоза, забыли, наверное, или, возможно, у них были более важные дела… А ведь, скорее всего, никто из чиновников за это так и не был наказан и уже не будет, потому как произошла смена руководства администрации Братского района…

 

В заключение. В настоящее время проблема бесхозной дороги в поселок Прибрежный вроде как начала решаться, но, согласно пословице, «не говори гоп, пока не перепрыгнешь». Вопрос до конца еще не решен, поэтому будем держать его на контроле, если потребуется, продолжим публикации, не исключено, что будет цикл. А пока районной администрацией проводится работа с постановкой на баланс бесхозной дороги в Прибрежный, редакция берет паузу.

А сейчас переходим еще к двум важным для жителей поселка вопросам. Многие прибрежнинцы жалуются на то, что когда многотонные лесовозы проезжают по поселку, то из-за поднятой ими пыли людям реально нечем дышать. Кроме того, некоторые жители также возмущаются, что из-за плохой видимости (тучи песка и пыли, поднятые грузовиками) существует реальная опасность, что водитель грузовика или лесовоза может не заметить пешехода и совершить на него наезд, последствия которого могут быть трагическими. А центральная дорога от трассы «Вилюй», которая проходит по всему поселку и её пересекает более десятка улиц, через которые ходят люди на работу, дети в школу, да и по самой этой дороге ходит много пешеходов, потому как там пешеходных тротуаров нет, а если, например, по этой дороге с обеих сторон едут крупнотоннажные грузовики, то из-за поднятых туч песка и пыли пешеходов водители могут просто не заметить. Хотя все-таки главная проблема для жителей, как они сами говорят, даже не безопасность, а экология, потому как это тучи пыли и песка, от регулярного вдыхания которых, как многие считают, могут возникать различные заболевания. В том числе и бронхиальная астма, являющаяся пылеаллергическим заболеванием. А это, по моему мнению, намного серьезнее, чем может показаться на первый взгляд, кто-то может сказать, подумаешь, пыль и песок, ведь это не химия же… Давайте с вами рассмотрим, так ли уж безобидны песок и пыль. Приведу выдержку из статьи кандидата физико-математических наук Василия Птушенко:

«Прежде всего, уточним, что называют пылью. В отличие от газообразных загрязнителей воздуха, которые присутствуют в нём в виде отдельных молекул, пыль представляет собой взвешенные в воздухе твёрдые частицы размером приблизительно от долей до сотен микронов.
По информации Всемирной организации здравоохранения (ВОЗ), приблизительно 3% смертей от кардиопульмонарной патологии и 5% — от рака лёгкого связаны с высоким содержанием в воздухе взвешенных частиц. Рост содержания пылевых частиц в воздухе всего на 10 мкг/м3 может быть причиной роста количества летальных исходов на 0,5% (а для людей старше 75 лет — вдвое больше). В России смертность, вызванная загрязнением воздуха пылевыми частицами, составляет, по разным оценкам, от 6 до 17% общей смертности городского населения (источник: https://www.nkj.ru/archive/articles/24621/).

А вот что о последствиях пыли писали на сайте «Студенческая библиотека онлайн», цитата: «Песчаная пыль может оказывать вредное влияние и на верхние дыхательные пути. Установлено, что в результате многолетней работы в условиях значительного запыления воздуха происходит постепенное истончение слизистой оболочки носа и задней стенки глотки. При очень высоких концентрациях пыли отмечается выраженная атрофия носовых раковин, особенно нижних, а также сухость и атрофия слизистой оболочки верхних дыхательных путей.

Развитию этих явлений способствуют гигроскопичность пыли и высокая температура воздуха в помещениях. Атрофия слизистой оболочки значительно нарушает защитные (барьерные) функции верхних дыхательных путей, что, в свою очередь, способствует глубокому проникновению пыли, т. е. поражению бронхов и легких.» (источник: https://studbooks.net/509933/bzhd/pyl_vliyanie_organizm_cheloveka).

Валерий Денисов, эксперт-эколог

Если говорить конкретнее, с медицинской точки зрения каждодневное соприкосновение с дорожной пылью влечет довольно серьезные последствия для ослабленного городской жизнью здоровья.

Цитата: «Пыль оседает на слизистой оболочке дыхательных путей, нарушается микроциркуляция и газообмен воздуха. Не усваивается кислород, потому что нет той свободной поверхности, где бы всасывался кислород. Кроме того, дорожная пыль проникает глубоко в альвеолы, то есть в самые мельчайшие области легких, и там она становится плотной, как цемент. В результате образуется структура, которая ничем потом не растворяется и не выходит из легких. Все это ведет к таким серьезным заболеваниям, как хронический бронхит, пылевой бронхит, хроническая обструктивная болезнь легких и бронхиальная астма.» (https://www.kolesa.ru/article/otkuda-beretsja-dorozhnaja-pyl-pochemu-ee-tak-mnogo-i-chem-ona-opasna-2015-04-22)

Вот вам и безобидная пыль, тучи которой поднимают в воздух проезжающие по дорогам  поселка лесовозы и тяжелые грузовики. Не секрет, что чем тяжелей автомобиль, тем больше он поднимает пыли и песка на улицах и тем больше этих частиц (песок и пыль) попадает в дыхательную систему человека, а самые мелкие частицы могут даже проникать и в легкие. Исходя из вышеприведенной информации видно, что песок и пыль совсем не безвредны, а очень даже наоборот.

Была у нас мысль призвать местных предпринимателей, имеющих в собственности крупнотоннажные грузовики и лесовозы, в качестве доброй воли ограничить до минимума в летний период проезды большегрузного транспорта по улицам поселка. Потому как, во-первых, безопасность людей при проезде большегрузов по поселку не гарантируется, во-вторых, поднятыми тучами песка и пыли будут дышать все жители поселка — и стар, и млад. Но, думаю, ничего этот призыв не даст, кто-то, конечно, может, прислушается и, возможно, кто-то из предпринимателей уже и запретил проезд своих большегрузов по поселку. Но кому-то такие призывы будут по барабану… А причина, на мой взгляд, в том, насколько я знаю, что никаких запрещающих знаков, ограничивающих проезд грузового транспорта в поселке Прибрежный, на сегодняшний день не установлено…

Думаю, для местной администрации не секрет, что многие жители поселка действительно против проезда тяжелых грузовиков по улицам, уверен, люди жаловались не только в нашу редакцию, но и в поселковую администрацию. А дороги внутри поселка общего пользования местного значения, которые находятся в ведении органов местного самоуправления. Поэтому, считаю, местная власть вправе принять решение об ограничении либо о запрещении проезда грузового транспорта в пределах поселка. И полагаю, что по жалобам жителей, а если они жаловались устно, то сейчас, думаю, им желательно было бы написать письменное обращение в администрацию. И на основании обращения жителей, как один из вариантов, администрация может создать комиссию, в которую, возможно, стоит пригласить работников ГИБДД и прокуратуры. А они, думаю, смогут провести проверку указанных фактов, по результатам комиссия должна высказать свое мнение, а администрация по выводам комиссии — принять окончательное решение. Не подумайте, что все мои вышеперечисленные доводы руководство к действию, я же не специалист в этих вопросах, но логически рассудив, думаю, что алгоритм действий может быть примерно таков, хотя не исключено, что где-то я могу и ошибиться. Но кто-то может мне указать, что я ошибаюсь, мол, эти вопросы может решать не сельское поселение, а муниципальный район. Поначалу я тоже был примерно такого же мнения, но, внимательно прочитав документы на сайте «Законы, кодексы и нормативно-правовые акты в Российской Федерации», в частности статью 13 «Полномочия органов местного самоуправления в области использования автомобильных дорог и осуществления дорожной деятельности», изменил свою точку зрения. Цитата: «2. Полномочия в области дорожной деятельности, установленные частью 1 настоящей статьи, реализуются органами местного самоуправления сельских поселений в случае закрепления законом субъекта Российской Федерации за сельскими поселениями вопроса осуществления дорожной деятельности в отношении автомобильных дорог местного значения в границах населенных пунктов сельских поселений, а в случае отсутствия такого закрепления реализуются органами местного самоуправления муниципальных районов» (https://legalacts.ru/doc/federalnyi-zakon-ot-08112007-n-257-fz-ob/).

Пришлось немного попотеть, но мои усилия не пропали даром, нашел-таки я на официальном сайте правительства Иркутской области Перечень вопросов местного значения, закрепленных за сельскими поселениями Иркутской области с 1 января 2017 г., цитата:

«Вопросы местного значения, закрепленные за сельскими поселениями Иркутской области (часть 1 статьи 14 Федерального закона № 131-ФЗ)

5) дорожная деятельность в отношении автомобильных дорог местного значения в границах населенных пунктов поселения и обеспечение безопасности дорожного движения на них, включая создание и обеспечение функционирования парковок (парковочных мест), осуществление муниципального контроля за сохранностью автомобильных дорог местного значения в границах населенных пунктов поселения, а также осуществление иных полномочий в области использования автомобильных дорог и осуществления дорожной деятельности в соответствии с законодательством Российской Федерации» (http://irkobl.ru/sites/regpolicy/law/list/).

А что подразумевается, спросите вы, под дорожной деятельностью? Вот как трактует это ФЗ «Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в РФ», цитата: «6) дорожная деятельность — деятельность по проектированию, строительству, реконструкции, капитальному ремонту, ремонту и содержанию автомобильных дорог».

Исходя из вышеприведенных аргументов выходит, что сельское поселение такое решение принять может… Но в то же время считаю, что при принятии решения перегибать палку тоже нельзя, думаю, от тотального запрета нужно отказаться. К этому вопросу нужно, на мой взгляд, подойти взвешенно, ограничения на проезд не должны касаться грузового транспорта, перевозящего продукты питания, осуществляющего грузоперевозки товаров и материалов, впрямую влияющих на жизнедеятельность поселка. Кто-то может сказать, а не будет ли это резко для поселка? На этот аргумент можно привести контрдовод: ну в каких городах вы видели, чтобы лесовозы, пусть даже и пустые, курсировали по улицам, может, кто видел их на улицах Братска или Иркутска?.. Да, фуры там ездят, завозят продукты и товары в торговые центры города, но на них, насколько я знаю, администрация Братска выдает специальные пропуска на проезд. А почему бы и поселку Прибрежный, конечно, в пределах разумного, не взять пример с того же города Братска? Допустим, ограничить вес не 3,5 тоннами, а, например, 8 или даже 10 т, тогда практически все относительно небольшие грузовики и тракторы местных жителей не будут попадать под эти ограничения или запрет, а вот тяжелым лесовозам и крупнотоннажным грузовикам проезд можно закрыть в поселке или ввести ограничения с учетом местных реалий, или сделать как в Братске — выписывать пропуска на проезд…

Кто-то может еще сказать, что даже если и ограничат проезд, то крупнотоннажники все равно как ездили, так и будут ездить. С этими доводами не соглашусь и попробую объяснить, почему. Во-первых, ездить по улицам поселка кто-то, может, и будет продолжать, повторяю – кто-то, но не все будут это делать, некоторым не захочется платить штрафы, хотя это не самое главное, ведь штрафы за проезд под запрещающий знак небольшие. Но, думаю, для водителей и владельцев большегрузного транспорта будет намного более неприятно попасть на первые полосы масс-медиа. Ну то есть на страницы газет или на телевидение, например, на БСТ есть рубрика «Мобильный репортер», где в основном показывают видеокадры различных нарушений ПДД, которые отправляют простые братчане, оказавшиеся по воле случая свидетелями дорожных инцидентов и это, считаю, будет более всего дисциплинировать водителей-нарушителей, въезжающих под запрещающий знак. От редакции газеты «Голос Братска» обещаем, что если такое решение будет принято администрацией, то мы также будем публиковать на страницах сайта и газеты фото и видеокадры нарушений. Ведь сейчас практически у любого жителя есть телефоны, в которых есть как фотоаппарат, так и видеокамера, на которые любой гражданин может снять машину нарушителя, главное, чтобы читались госномера автомобилей.

Для первого раза написано более чем достаточно, заканчиваю свои размышления. А если у вас, уважаемые читатели и жители поселка Прибрежный, по поводу статьи есть какие-то замечания либо предложения, пишите на нашу электронную почту: golosbratska@yandex.ru или звоните по тел. 8-952-634-56-83. Все пожелания примем к сведению.

 

ВИКТОР КАСИЩЕВ.

Оставить комментарий