Опросы
Извините, в настоящее время нет доступных опросов.
Март 2024
Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
« Фев    
 123
45678910
11121314151617
18192021222324
25262728293031
Архивы

Бюджет отказа от развития

Фото Reuters

2012-10-17 / Михаил Геннадьевич Делягин — директор Института проблем глобализации, доктор экономических наук.

 

Разговоры о снижении зависимости от нефтедолларов остаются сотрясанием воздуха

Несмотря на увольнение министра финансов Кудрина, проект бюджета, подготовленный Минфином и внесенный правительством в Государственную Думу, несет на себе все родимые пятна либерального фундаментализма. Полное игнорирование нужд развития, которое создает власти уже политические проблемы (что и вызвало растерянность и негодование президента Путина), является фирменным знаком кудринской бюджетной политики.

Правильные слова о необходимости модернизации – не более чем маскировка продолжения политики вывода из страны государственного капитала, которым является, в частности, наращивание Резервного фонда.

Неистовый плач о нехватке денег, служащий прикрытием для урезания в трехлетней перспективе расходов на образование, здравоохранение и культуру в рамках реформирования бюджетных организаций, звучит особенно цинично в стране, в федеральном бюджете которой, по официальным данным того же Минфина, без движения валяются 7 трлн. руб. (об увеличении расходов на национальную оборону в мирное время более чем на одну пятую, а на безопасность и правоохрану – в полтора раза за один год при полном отсутствии каких бы то ни было действенных инструментов ограничения коррупции не будем и говорить).

По сути, введением нелепого и не имеющего отношения к реальности «бюджетного правила» бюджет закрепляет либеральную практику искусственного создания дефицита средств (причем не только для развития, но и для простого выживания людей) за счет замораживания в бюджете огромных денег.

Продолжается политика сокращения железнодорожных перевозок населения. В 2009 и 2010 годах дотирование перевозок в плацкартных вагонах осуществлялось в полном объеме. В 2011 и 2012 годах за счет сокращения бюджетного финансирования был создан дефицит – около 7 млрд. руб. в год. В 2013-м механическим сокращением бюджетных расходов его предполагается увеличить втрое – до 21,5 млрд. руб., что может привести к росту цен на плацкартные билеты и полной отмене 235 межрегиональных поездов. Кроме того, планируется отменить 50-процентную скидку на проезд для студентов и школьников. Конечно, тщательная проверка финансового положения компании, занимающейся пассажирскими перевозками, да и пересмотр реформы РЖД, вероятно, могут повысить эффективность использования средств – но об этом не идет и речи, а регулятор подтверждает правильность расчетов железнодорожников.

В результате экономия совершенно незначительных для бюджета сумм создает не просто дополнительное социальное недовольство, но и угрозу подрыва пассажирского сообщения в масштабах страны. Это дополнительно снизит мобильность населения и будет усугублять разъединенность России на отдельные регионы – а ведь всякое снижение степени связности территории есть еще один шаг к территориальному распаду страны.

Чудовищное направление экономии бюджетных средств – перекладывание оплаты капитального ремонта на население. Для этого в регионах будут создаваться специальные фонды, перераспределяющие средства жильцов. Понятно, что создание вместо общефедеральной структуры множества региональных снизит эффективность работы, а главное, многократно увеличит опасность разворовывания средств.

На фоне экономии на людях, выгадывания незначительных сумм ценой разрушения социальной среды и самой страны продолжается чудовищно нерациональная политика займов. Россия будет продолжать размещать средства бюджета за границей, получая за них не более 3% годовых, и тут же брать внешние и внутренние займы. Грубо говоря, правительство Медведева намерено продолжать брать дорогие займы просто для того, чтобы тут же дешево вкладывать их в иностранные спекулятивные активы.

Разговоры о снижении зависимости от нефтедолларов остаются сотрясанием воздуха, так как единственный способ добиться этого – модернизировать экономику, чего нельзя сделать без кардинального расширения и обновления инфраструктуры. Частный капитал, каким бы крупным он ни был, сам по себе к этому даже не подступится – надо вкладывать слишком много на слишком долгие сроки, – а государство сокращает расходы на национальную экономику и ЖКХ.

Может быть, в осознании этой глубокой внутренней лживости и заключается причина того, что проект бюджета впервые не выложен на главной странице сайта Минфина? Ведь такого не было даже в самые «закрытые» кудринские времена.

Наследники дела Гайдара и Кудрина, правящие Россией и измывающиеся над ней либеральной социально-экономической политикой, давно не вызывают никаких чувств, кроме простой гадливости.

Однако приходится констатировать, что надежды, возлагавшиеся сторонниками разумной экономической политики на находящихся во власти ее сторонников, в частности министра экономического развития Андрея Белоусова, пока остаются неоправданными. Ни на посту руководителя Департамента экономики и финансов аппарата, который он занимал длительное время, ни на своем нынешнем месте он не сумел остановить порочные либеральные бюджетные практики, хотя надежды на него и некоторых других нелиберальных назначенцев во власти еще не совсем мертвы.

Источник: http://www.ng.ru/economics/2012-10-17/3_kartblansh.html

 

Комментарии запрещены.