И ЕЩЕ РАЗ О НАБОЛЕВШЕМ…
Материал обновлен 04.08.2015г. 23:10
ЛИЧНОЕ МНЕНИЕ
По сообщениям на сайте Правительства Иркутской области (http://irkobl.ru/news/168119/?type=special), ситуация с пожарами на сегодняшний день в регионе остается очень напряженной, с 24 июля 2015 года на территории области для предотвращения новых возгораний в лесах региона и обеспечения безопасности жизнедеятельности населения введен режим чрезвычайной ситуации и совместно с главами муниципальных образований, ГУ МВД России региона, ГУ МЧС по Иркутской области организуются противопожарные мероприятия.
В Братске и Братском районе пока, слава Богу, ситуация под контролем, и в новостных сообщениях о пожарах мы не фигурируем. Но не стоит успокаиваться и тем более – забывать уроки не столько давнего прошлого, когда город был охвачен кольцом пламени, и в районе бушевали многочисленные обширные пожары, а люди задыхались от дыма и лишались в пожарах домов и нажитого имущества.
А потому тема, которая была поднята на сайте «Голос Братска» в моей статье о складировании отходов лесопиления фирмой «ЛЕСОБАЛТ» еще в мае, не теряет своей актуальности и сейчас, несмотря на отсутствие у нас пожаров, только потому уже, что случаи складирования древесных отходов в Братске и Братске районе – не так уж малочисленны. Надо отметить, что названная мною фирма, по крайней мере, оформила землю под рекультивацию официально и со всеми разрешениями, и, в случае чего, виновника долго искать не придется, тем более, что понимая степень своей ответственности, фирма, скорее всего, предпримет все возможные меры по предотвращению ситуации с возгоранием. А сколько еще из множества работающих в городе и районе деревоперерабатывающих фирм и лесопилок так же официально складируют или рекультивируют отходы своего производства?.. А сколько неофициальных свалок опилок и прочего горючего древесного сырья вокруг города?.. Как безопасно складировать и рекультивировать отходы древесины?.. И кто отвечает за контроль в этой сфере?.. Именно это я пытался выяснить, подняв эту тему в своей статье, правда, пока почти безуспешно, и именно поэтому я считаю необходимым напомнить читателям и тем, кто ответственен за противопожарную безопасность населения, опасность такой рекультивации и складирования отходов древесного производства вокруг города и населенных пунктов.
И так, вот собственно и сам материал:
Почему фирма «Лесобалт» недалеко от Братска устроила складирование древесных отходов?..
Наверное, потому, что отходы лесопиления им просто некуда девать… И по этой самой причине данная фирма взяла в аренду у администрации Братского района участок земли для складирования отходов лесопереработки и дальнейшей рекультивации.
Сразу несколько сигналов поступило в редакцию по телефону от обеспокоенных братчан в самом конце апреля на тему свалки горючих отходов лесопиления, возникшей в непосредственной близости с пригородными лесами, и что самое важное, по мнению обратившихся горожан, — подобные свалки могут негативно повлиять в целом на пожарную безопасность города Братска и окрестностей. Возмущенные братчане, кроме резких эмоциональных высказываний, предоставили редакции также несколько снимков, в том числе и самосвалов, груженных отходами лесопиления, заезжающих через КПП с охраной, и еще они утверждали, что там складирует опилки некая фирма «Лесобалт». Мы попытались проверить эту информацию, и хочу сказать прямо — сразу же на первом этапе она подтвердилась. Сразу хочу пояснить читателям, почему я оперативно откликнулся на сигналы граждан по поводу интенсивного завоза опилок на этот участок в лесном массиве, который вплотную подходит к границам города.
Ну, во-первых, еще свежа у нас в памяти ситуация, как в 2011 году город буквально задыхался в дыму лесных пожаров, и мы 3 дня подряд всем активом движения «Голос Братска», наряду со многими братчанами и службой МЧС, тушили эти пожары, а о трагедии этого года в Хакасии и Забайкальском крае, думаю, вообще напоминать не надо, так как прошло совсем немного времени, а их последствия до сих пор ликвидируются. Я решил сразу же сам все перепроверить, но проехать дальше шлагбаума и посмотреть своими глазами, как складируются эти отходы, мне не удалось — воспрепятствовала охрана. Пришлось от редакции написать письменное обращение в полицию Братского района с просьбой проверить владельцев данного участка на законность их действий по складированию древесных отходов на данном участке. Ради объективности должен заметить, что районные полицейские довольно быстро провели соответствующую проверку и отправили в редакцию ответ, который я ниже привожу дословно:
«На ваше обращение, исх. №38 от 30.04.2015 года о законности размещения отходов лесопиления ООО «Лесобалт» сообщаю, что сотрудниками ОМВД России по Братскому району, совместно с представителем Братского лесничества, была проведена проверка доводов, указанных в Вашем обращении. В ходе проведения проверки был осуществлен выезд к месту складирования отходов лесопиления, указанном в обращении.
В ходе проверки установлено, что вышеуказанный участок, а также дорога, через которую осуществляется проезд к нему от трассы «Вилюй», относятся к категории земель промышленного и иного специального назначения, и находятся в хозяйственном ведении администрации МО «Братский район». Согласно кадастрового плана (кадастровой карте) адрес место нахождения данного участка – Иркутская область, Братский район, 5,0 км. на юго-восток от кольца ж/р Порожский г. Братска федеральной трассы М 53.
В ходе обследования данного участка установлено, что визуально его место расположения на местности соответствует вышеуказанным данным кадастрового плана. На участке осуществляется складирование отходов лесопиления (опилок) ООО «Лесобалт». Визуально стена лесного массива, окружающая вышеуказанное место складирования, отходами лесопиления не захламлена. Каких-либо признаков горения, тления складированных отходов на момент проверки не имеется.
На расстоянии около 50 метров от трассы «Вилюй» установлен КПП вышеуказанного юридического лица, на котором осуществляется регистрация самосвальных автомобилей, прибывающих под разгрузку.
Документация на право складирования отходов лесопиления на вышеуказанном участке в наличии и предъявлена представителем ООО «Лесобалт» сотрудникам, осуществляющим проверку, в полном объеме – складирование отходов лесопиления осуществляется данным юридическим лицом на основании соответствующего договора, заключенного с администрацией МО «Братский район».
В связи с вышеизложенным какого-либо нарушения действующего законодательства на основании проведенной проверки, не установлено.
ВрИО начальника Отдела МВД России по Братскому району
полковник полиции Лозовой Д. А.».
В общем, ответом полиции наша редакция абсолютно удовлетворена, быстро все выяснили и дали исчерпывающий ответ, хотелось бы, чтобы всегда и везде так оперативно реагировали на обращения граждан и СМИ наши правоохранители…
Продолжаю свое «древесно-опилочное» повествование. Я, конечно, не специалист в правильности складирования древесных отходов, но и у меня есть примерное понимание, как это должно быть, может, я в чем-то и ошибусь, но повторяю — это мое личное мнение. На промбазе в районе БЛПК 5 мая я сам видел законные и незаконные «склады» с опилками, остановлюсь на этом чуть-чуть поподробнее. Возле бывшей базы УМ-3 мне показали одно «свежее», вроде бы как санкционированное, складирование опилок, и там мне вот что сразу бросилось в глаза: в вырытый котлован навалили слой опилок, не знаю какой толщины, но думаю, что немалый, а сверху опилки закрыли (засыпали) примерно полуметровым или чуть большим слоем грунта. Причем, закрыли опилки не плотно — кое-где они выглядывали из-под грунтовой «крыши». Мне еще тут непонятен один момент, а вообще кто-либо контролирует процесс этой самой рекультивации? Должна же существовать для этого какая-то технологическая цепь… Я, естественно, сделал несколько фотоснимков и отснял небольшой видеосюжет, которые практически сразу опубликовал на сайте «Голос Братска». Постоял я там, посмотрел и подумал, что, видимо, это и есть так называемая рекультивация… Представителю лесоперерабатывающей фирмы, назову ее N, возле «рекультивируемого» участка я задал вопрос: «А если опилки вдруг внутри загорятся, как их будут тушить?», на что получил примерно такой ответ: «От опилок, закрытых грунтом, отрытого огня, мол, не будет, ну, типа, ничего страшного тут нет, подгонят экскаватор, тот раскопает очаг этого возгорания, и его хорошо зальют водой, и вопрос решен». На словах все вроде бы просто: раскопают и зальют, а если не раскопают и не зальют? Допустим, не раскопали, если сам «раскопщик», то бишь экскаватор, вдруг взял и провалился в «огненную геенну»… Вы можете спросить, разве такое может быть? Думаю, бывает на свете еще и не такое, но об этом чуть позже…
На фото: уже практически завершенный процесс складирования и рекультивации опилок в районе промплощадки БЛПК
Так вот, поговорив немного с представителем деревообрабатывающей фирмы N, я получил на вопрос, касающийся рекультивации, примерно такой ответ: «Рекультивация — это когда опилки в котловане бульдозером прикатывают и разравнивают, а сверху закрывают грунтом, в окончание работ бульдозер грунт выравнивает, а на грунтовую «крышу» подсевается трава». Какой слой опилок зарывают в землю — можно только догадываться, а закрывают опилки слоем грунта, как я сам определил визуально, примерно полметра, ну, может, чуть более. Подобная рекультивация, по моему разумению – это как мина замедленного действия. Вспоминаю недавний рассказ моего хорошего знакомого: трагедия, о которой он мне рассказал, произошла в начале 80-х годов в Нижнеилимском районе на нижнем складе Миндейского леспромхоза. Вспыхнула подобная свалка опилок, посланный на засыпку землей бульдозер провалился в недра этой выгоревшей изнутри свалки вместе с трактористом, который погиб страшной смертью, ибо, как говорят знающие люди, подобные хранилища с течением времени превращаются в своеобразные «реакторы» на саморазогреве, так как просочившаяся через верхний слой земельной засыпки дождевая вода запускает процесс разложения опилок, сопровождающийся большим выделением тепла…
Говорить сегодня о готовом мнении про опасность складирования древесных отходов в районе 5 км от кольца от ж/р Порожский — мы пока не считаем возможным, редакция попытается в дальнейшем получить официальную информацию у специалистов в этой сфере о требованиях к размещению отходов лесопереработки на открытых полигонах. Исходя из личного видения по этой проблеме, могу сказать следующее: при всех недочетах в сфере ведения внутригородского хозяйства (плохое состояние городских дорог и пр. негатив), в сфере контроля за предприятиями лесопереработки, и не только их, определенно заметен позитивный сдвиг — городские власти под непосредственным руководством мэра Сергея Серебренникова стараются как-то контролировать ситуацию в вопросе утилизации древесных отходов предприятий-деревообработчиков, администрация города Братска пытается решать вопросы с котельными «Иркутскэнерго», чтобы те сжигали древесные отходы, и тут, как мне кажется, есть уже определенный прогресс. Например, в статье, опубликованной на официальном сайте администрации от 28.04.2015 г., сказано (цитирую): «По вопросам складирования отходов, отметил Николай Юшков, специалисты администрации города неоднократно встречались с лесопереработчиками, и частично проблема решена. Кроме этого, проведены переговоры с руководством ТЭЦ-6. Планируется, что ТЭЦ-6 будет ежегодно сжигать около 4,5 тыс. кубов древесных отходов. ТЭЦ-7 уже принимает ежегодно на сжигание порядка 22 тысяч кубов, Галачинская котельная – около 10 тысяч кубов плотных опилок.» (http://www.bratsk-city.ru/news/33433/). Городские власти эту очень важную проблему пытаются решать, конечно, не все у них получается, но, тем не менее, что-то реальное они делают в этом направлении, но, как я думаю, одних только усилий властей Братска в решении этой проблемы наверняка недостаточно, тут нужна помощь и от областной власти, и еще определенные усилия и желание от администрации Братского района. Тут, наверное, нужно, как мне кажется, районной администрации не раздавать в аренду землю для складирования горючих отходов лесопиления, которые впоследствии могут создать городу и району немало проблем, а помогать этим предприятиям переработчикам утилизировать эти самые опилки, как это, например, делает администрация города Братска, и это было бы уже в моем понимании созидательной работой. Ведь в Братском районе проживает почти 55 тысяч человек — это близко к четверти всего населения города Братска, и практически в каждом населенном пункте есть своя котельная, ну, давайте, с вами поразмышляем: разве нельзя каким-либо образом заинтересовать предприятия-переработчики древесины? Например, заключить с ними договора на поставку в районные котельные экологически чистого топлива (брикеты, пеллеты), которые изготавливаются из опилок? Тут, возможно, могут возникнуть проблемы (неадаптированность котлов к данному виду топливу), но на перспективу, может, лучше было бы проводить модернизацию на какие-либо альтернативные виды топлива. Ведь, может, дав лесопереработчикам возможность продавать в район переработанные опилки (твердое топливо), которые, к тому же, и экологически чистые, а вокруг сел района меньше бы вырубались леса на дрова. Ведь все знают, что в каждом крупном поселке есть свои котельные (для школ, больниц, детских садов, ДК), и многие из них топят дровами, а про частный сектор я вообще молчу — во всех селах района почти одними только дровами и отапливают жилые помещения. Вот подумайте и скажите: а сколько в районе вырубается в год леса только на дрова? Не знаете? И я вот тоже не знаю, но думаю, что очень и очень много. Так может быть, району было бы выгодней закупать у деревообработчиков экологически чистые пеллеты или брикеты, изготовленные из опилок, тогда бы, как мне кажется, и горючих отходов на несанкционированных свалках в разы бы поубавилось. А по поводу производства из опилок твердого топлива, так вы только скажите об этом официально, что будете их покупать, и тогда — нисколько в том не сомневаюсь — от поставщиков отбоя у вас не будет, сами деревопереработчики закупят все нужное оборудование и будут превращать все опилки в экологически чистое топливо, и в этом случае, по моему мнению, может наступить невероятное: «будут и волки сыты, и овцы целы». Я, конечно, в топливе и котельных установках не специалист, пеллеты — это как один из вариантов, может быть, не пеллеты, а брикеты или что-то еще другое…
О том, как правильно должны хранить отходы древесины предприятия лесопереработчики, и кто должен осуществлять контроль за соблюдением правил хранения и рекультивации древесных отходов, мною был отправлен запрос главному специалисту нашего города по экологии Николаю Юшкову. Предлагаю вашему вниманию его ответ:
«Уважаемый Виктор Анатольевич!
В соответствии с Федеральным законом «Об отходах производства и потребления» от 24.06.1998 №89-ФЗ на землях населенных пунктов в границах города Братска складирование и захоронение отходов лесопиления запрещается.
В целях дальнейших утилизации, обезвреживания, размещения, транспортирования на территории промышленных предприятий возможно накопление (временное складирование) древесных отходов на срок не более чем шесть месяцев в местах (на площадках), обустроенных в соответствии с требованиями законодательства в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения.
Выделение земельных участков под строительство полигонов по захоронению отходов на землях промышленности, энергетики, транспорта, согласно законодательству, осуществляется на основе постановления органа местного самоуправления города Братска или Братского района.
Использование промышленных отходов V класса опасности для рекультивации карьерных выемок и искусственно созданных полостей возможно.
Однако, Министерство природных ресурсов и экологии России полагает, что рекультивация карьерных выемок и искусственно созданных полостей с использованием отходов производства и потребления, в том числе древесных, фактически является захоронением (размещением) отходов. В соответствии со статьей 11 Федерального закона от 23.11.1995 174-ФЗ «Об экологической экспертизе» проектная документация объектов. Связанных с размещением (хранение и захоронение) отходов I—V класса опасности, является объектом государственной экологической экспертизы федерального уровня.
Порядок захоронения отходов определяется проектом рекультивации карьера.
Таким образом, рекультивация карьерных выемок и искусственно созданных полостей с использованием отходов производства, в том числе древесных отходов, возможна только при наличии положительного заключения государственной экологической экспертизы.
Контроль за соблюдением требований, установленных проектами рекультивации карьеров, а также за осуществлением деятельности по обращению с отходами производства и потребления осуществляет Федеральная служба по надзору в сфере природопользования (Росприроднадзор) по Иркутской области.
Заместитель председателя комитета промышленности и транспорта Н.Н. Юшков».
В общем, тема законного и незаконного складирования опилок и прочих древесных отходов в окрестностях Братска на поверку оказалась очень сложной, и точку тут пока ставить рано, наша редакция будет и дальше заниматься изучением и контролем этой проблемы.
ВИКТОР КАСИЩЕВ.
12.05.2015 17:22
Вам бы с Вашими домыслами и догадками научно -фантастические романы писать…..хороший сказочник из вас получился бы.А так вы только людей будоражите …бурю в стакане наводите..когда у карьера хозяин появился,тутже мухи налетели..не скажу какие,думаю сами догадаетесь..
viktor отвечает:
Май 12th, 2015 at 18:04
Уважаемый, аноним, смею предположить, что вы в той или иной мере являетесь заинтересованным лицом и поэтому так болезненно восприняли мою статью. Что ж, это ваше право, сколько людей, столько мнений.
14.05.2015 14:28
Загадили всё вокруг города,через несколько леса не будет вообще,он просто выгорит. Варварское отношение к природе. Может следует обратиться в вышестоящие органы?!
18.05.2015 22:26
опилки или другие древесные отходы при толщине слоя от 3м. начинают гореть как новоз выделяя газ метан и высокую температуру, что приводит к самовозгоранию.Так что пожар на месте складирования просто вопрос времени.Ждите.