Золотые дороги
Андрей Никулин преподаватель философии
09 июня 2013, 19:04
Периодически в прессе всплывают разнообразные статьи разномастных лоббистов и пропагандистов, которые, вроде бы доходчиво, объясняют населению, почему в этом году кровь из носу необходимо еще настолько-то процентов повысить цены на железнодорожные билеты и отменить столько-то электричек и пассажирских поездов. Цифры мелькают, обильно употребляются такие термины, как «нерентабельность», «субсидирование» и, конечно, «приближение к мировым тарифам» — словосочетание, завязшее в мозгу еще с девяностых. Как видно, приближать, и даже обгонять среднемировые тарифы можно неограниченное количество времени, благо большинство населения о них и не слыхивало и исправно платит любую, выставляемую ему под этим предлогом цену.
Но все-таки хотелось бы сравнить нашу ситуацию по ж/д-тарифам с другими странами. И не надо даже обращаться к опыту дальних соседей, можно взять, как пример железные дороги Украины, как родственные, формировавшиеся в одинаковых с нами условиях и обладающие сходной инфраструктурой и матчастью.
Итак, несколько лет подряд я активно пользовался услугами и российских, и украинских железных дорог, и отметил любопытную особенность. При проезде на аналогичные расстояния стоимость билетов в РЖД и УЖД кардинально разнилась. Существуя в похожих климатических условиях, работая с той же, еще советской, инфраструктурой и техникой, при больших ценах на энергоносители, УЖД почти всегда умудрялись предлагать билеты в несколько раз дешевле. Доходило до того, что выгоднее, при поездке в какой-нибудь дальний западный или юго-восточный угол Украины брать РЖД-билет только до Харькова или Киева, а там уже покупать гораздо более дешевый внутренний билет.
Может что-то изменилось сейчас? Проверим. Расстояние от Москвы до Казани — 808 км, согласно сайту Della. Ищем билеты по этому направлению от РЖД, скажем, на 17 июня. Я лично нашел самый дешевый плацкарт за 1375 руб., купе — за 2 279 руб. Берем сравнимый по расстоянию (811 км) маршрут — Киев-Симферополь, где услуги осуществляют уже Украинские железные дороги. Стоимость недорогого плацкарта на 17 июня — 99 гр. (392 руб.), купе – 215 гр. (851 руб.). И это притом, что для сравнения я выбрал достаточно дорогое южное курортное направление в самый сезон. Еще несколько месяцев назад можно было купить купейный билет в тот же Симфи за 150 гривен.
Элементарный подсчет показывает, что проезд на Украине на сравнимые с Россией расстояния в плацкарте и в купе обойдется почти в три раза дешевле, чем в России. Это при том, что качество украинских поездов в последнее время сильно повысилось. В сравнении с российскими мне там чаще приходится встречать кондиционированные вагоны, да и просто вагоны с работающей вентиляцией, отремонтированный или новый подвижной состав. Плюс — немалые вложения перед чемпионатом Европы существенно улучшили сами ж/д вокзалы и станции. Да, конечно на Украине есть субсидирование перевозок (впрочем, как и в России). Но факт, что соседнее, достаточно бедное государство умудряется все-таки выставлять для своих граждан гораздо лучшие цены. Это при том, что УЖД не самая, наверное, эффективная компания.
Смысл этой песенки прост — работая во многом в сравнимых с украинцами условиях, а в чем-то, наверное, (цены на энергоносители) и лучших, наши славные железнодорожники не только выставляет гораздо большие цены на пассажирские перевозки, но и ведут разговоры об их дальнейшем росте. Находя каждый раз очередное обоснование повышения тарифов. Уже, достаточно часто, если выбирать между купе и авиабилетом по России, дешевле и проще слетать самолетом. Кстати некоторые экономпредложения авиакомпаний скоро, наверное, будут перебивать и плацкарт. А наши славные товарищи продолжают читать мантры о транспортных коридорах, туннелях на Аляску, неэффективности пассажирских перевозок, газете Гудок, клубе Локомотив и благодатном огне. А потребители платят дополнительную деньгу.
Лично я вижу здесь неповоротливую и дорогую российскую монополию, с услугами которой стараюсь пересекаться в последнее время по минимуму. Почему — думаю и так понятно…
P. S.
Специально для оппонентов, которые будут уверять, что у РЖД большая протяженность дорог и, соответственно, больше требуется средств на поддержание инфраструктуры — цифры.
Протяженность ж/д дорог в России — 86 тыс. км (http://www.apn.ru/publications/article17542.htm), в Украине — ок. 30 тыс. км (Википедия).
С учетом разницы по населению и по объему перевозок — цифры вполне сравнимые.
Источник: http://www.echo.msk.ru/blog/nikulin/1091702-echo/
11.06.2013 19:54
И этот железнодорожный олигарх Якунин еще жалуется в суд на журналиста Доренко. Совести у него и его «подельников» по питерскому кооперативу «Озеро» нет. Услуги ж/д выше чем в Украине, на строительстве отрезка дороги в Сочи отмыли миллиарды руб., и все мало. Когда они захлебнутся от жадности?