Генеральный директор ОАО «Дорожная служба Иркутской области» (ДСИО) Андрей Кайдаш предложил губернатору региона Сергею Ерощенко сменить руководство на предприятии, если он «не ценит его труд». Это заявление Кайдаш сделал на заседании президиума областного правительства, куда его пригласили для разбора полетов после того, как губернатор, изучив результаты финансово-экономической деятельности предприятия, заподозрил службу в неэффективном расходовании средств. В представленный директором ДСИО оптимистичный прогноз развития организации глава региона не поверил, и оскорбленный Андрей Кайдаш посоветовал найти другого директора.
— Если вы не оценили наш труд, пусть работает другой директор, — заявил вчера обиженный руководитель ДСИО по итогам обсуждения вопроса о будущем службы на заседании президиума регионального правительства.
Губернатор вызвал Андрея Кайдаша на ковер после того, как получил многочисленные жалобы мэров на то, что Дорожная служба не выполняет обязательств по договорам содержания и ремонта трасс. Изучив результаты финансово-экономической деятельности предприятия, Сергей Ерощенко пришел к выводу о неэффективности работы его менеджмента. Так, по информации пресс-службы областного правительства, размеры полученной службой прибыли несопоставимы с большим объемом выполненных работ, который по прогнозам в текущем году составит 3,5 млрд рублей, а это на 1,2 млрд рублей больше, чем в прошлом. При этом прогнозируемая прибыль — 38,7 млн рублей, что всего на 9 млн рублей больше, чем в прошлом году, а капиталовложения собственных средств в обновление техники и оборудования в 2011 году составили 139,6 млн рублей, а в 2012 году увеличились лишь на 27,4 млн рублей.
Как заявил губернатор, предприятие, 100-процентный пакет акций которого принадлежит области, должно быть в регионе лучшим по отрасли, поскольку обеспечено государственными заказами. «Сейчас этого не происходит», — подчеркнул Сергей Ерощенко, отметив, что результатом неэффективного управления становится низкая конкурентоспособность Дорожной службы, которая, в конечном счете, проигрывает конкурсы на получение выгодных заказов.
Сергей Ерощенко поручил совету директоров предприятия подготовить реалистичную программу работы ДСИО на 2013 год с учетом капиталовложений, необходимых для модернизации техники и оборудования. Этот документ, щедро проиллюстрированный, и был представлен на президиуме правительства. Как признался Андрей Кайдаш, над стратегической программой руководители службы трудились «в течение двух с половиной дней с привлечением консультантов из Санкт-Петербурга». «Это проработанный документ с конкретными исполнителями и сроками», — заявил генеральный директор ДСИО.
По его словам, в настоящее время доля предприятия на рынке дорожной отрасли Приангарья составляет всего 16 %. Так, если в 2012 году в Иркутской области прошло торгов на 15 мрлд 615 млн рублей, то ДСИО выиграла конкурсов всего на 2 млрд 564 млн рублей. Но, как уверяет Андрей Кайдаш, ДСИО увеличивает объем заключаемых договоров, и к 2013 году служба готова контролировать исполнение уже более трехсот контрактов.
— Уменьшаем расходы на субподряд, больше стараемся делать своими силами, — старался быть убедительным руководитель службы перед членами правительства. — Растет зарплата, приближаемся к средней по области, но еще сильно отстаем от средней по отрасли. За четыре года планируем создать 500 рабочих мест, увеличить в 2013 году численность штата до 2 тыс. 640 человек. Планируем повысить производительность труда, выработку на одного человека увеличить на 50%.
В продолжительном докладе руководителя службы прозвучала информация о том, что в 2013 году планируется увеличение инвестиций в два раза, чистая прибыль должна вырасти в 6,8 раза. «Мы заканчиваем лизинговые платежи, своими силами мы с ними справились. Я думаю, у нас существенно уменьшится удельный показатель по кредитам, следовательно, и процентная нагрузка по ним»,— рассказывал Кайдаш.
Вместе с этим он затронул и проблемы предприятия. По его словам, самый больной вопрос заключается в обновлении техники. Например, службе не хватает комбинированных снегоуборочных машин: «По отраслевым нормативам их у нас должно быть порядка 273, но укомплектованность составляет только 52%, то есть у нас в наличии 142 машины, из них новых порядка 135. Одна машина обслуживает 87 км. Они старые, ломаются. Представляете, если машина сломалась, сколько километров осталось без очистки, и представляете опасность? Асфальтобетонные заводы по степени износа близки к 100%, они ржавые, закопченные, морально устарели».
Впрочем, последнее заявление Андрея Кайдаша не разжалобило членов правительства. «В чем вам не откажешь, так это в умении делать презентации», — съехидничал Сергей Ерощенко. А бывший министр финансов, ныне заместитель председателя правительства Алексей Зезуля вовсе не скрывал раздражения, ведь многочисленные иллюстрации мешали ему вникнуть в суть документа.
— Мы там вставили картинки, потому что это серьезный документ, сухо читается, но зато с картинками запомнится, — улыбаясь, объяснил генеральный директор ДСИО.
— В другой раз не надо в правительство такие документы давать, — нервничал Алексей Зезуля. — Если это серьезный документ, то давайте без таких комментариев. Даже в некоторых моментах некорректно смотреть на сопровождение.
Отличные от представления Андрея Кайдаша подходы к проблемам дорожного строительства, тяготеющие к наглядной агитации, а не к строгим фактам, выраженным в цифрах, окончательно разозлили членов правительства.
Их претензии посыпались на Кайдаша как из рога изобилия. Первый зампред Николай Слободчиков высказал опасения по поводу жалкого состояния асфальтобетонных заводов. «Некоторые я лично посмотрел, и они не выдерживают никакой критики, ни один не соответствует требованиям — ни технологическим, ни экологическим. Если Росприроднадзор выполнит свою миссию, их закроют все», — предупредил Слободчиков.
Другой зампред, Николай Хиценко, поставил в вину Дорожной службе отвратительную кадровую работу. По его словам, то количество жалоб на предприятие, которое поступает ему, говорит о крайне низкой профессиональной подготовке персонала. «Это или безответственность, или откровенное пьянство, — констатировал Хиценко. — Можно сколько угодно говорить о технике, новейших асфальтобетонных заводах, а как повысить уровень кадров для того, чтобы все это не превратилось в металлолом и разбитое оборудование?»
Андрей Кайдаш кадровую проблему объяснил низким уровнем заработной платы и медленными темпами обновления автопарка. По его словам, если у конкурирующих предприятий зарплата в среднем составляет 28 тыс. рублей, то Дорожная служба в состоянии платить своему работнику порядка 20 тыс. в месяц. Кроме того, работа у конкурентов привлекательна наличием современных машин.
— Андрей Анатольевич, вы в прошлом довольно успешный предприниматель. Какой смысл вам работать на таком заваленном предприятии уже почти три года? — не выдержал губернатор Сергей Ерощенко. — Это патриотизм? Или еще какая-то есть тайна? Что вами движет? Я за 20 лет предпринимательства не научился делать такие презентации. И не верю вашей презентации.
— Десять из десяти человек мне задают вопрос о том, зачем я пришел в Дорожную службу, — отбивался Андрей Кайдаш. — В первую очередь это спортивная злость. Когда Дорожную службу банкротили, я вошел в информационное поле. Я тогда уже знал, что будут дорожные фонды, будет увеличение рынка дорожной отрасли. У нас было два года, чтобы подготовить компанию к большим объемам. Запустили дела и стали работать по-злому, по-серьезному, сменив менеджмент на 80%. Я считаю, что достигли серьезных результатов. Девять из десяти человек не верили, что мы спасем Дорожную службу от банкротства.
— Если вы не исполняете обязанности по договорам, значит, вы берете на себя больше, чем можете делать, — пошел вразнос губернатор. — В итоге у вас низкая производительность труда, с пьяницами, которые будут падать с этой техники, или под эту технику, и поэтому вы никогда не добьетесь рентабельности. Финансировать низкорентабельный процесс из бюджета я не буду и никому не позволю. Понятно?
Масла в огонь подлил первый заместитель руководителя Дирекции по строительству и эксплуатации автодорог Иркутской области Кирилл Торопов, который заявил, что Андрей Кайдаш препятствовал получению информации о деятельности предприятия представителям ведомства. По его словам, работа в Дорожной службе организована таким образом, что целостная картина о состоянии дел на предприятии доступна только его руководителю.
— По поручению министра строительства, дорожного хозяйства Иркутской области Михаила Литвина в Дорожной службе была назначена проверка, но Андрей Анатольевич всячески препятствовал получению информации, — заявил Кирилл Торопов. — Создается впечатление, что Дорожная служба — это личное предприятие Андрея Анатольевича. Штат запуган, вся информация дается только через директора.
Тем не менее, представителям ведомства удалось проанализировать работу предприятия. Как рассказал Кирилл Торопов, за 9 месяцев 2012 года при выручке в размере более 2 млрд рублей чистая прибыль Дорожной службы составила лишь 15 млн. Рентабельность не превышает 1 %. «Причиной таких низких показателей, скорее всего, является неэффективность системы управления предприятием, — полагает Торопов. — У предприятия очень высока доля общехозяйственных расходов. За девять месяцев они составили 537 млн рублей, или 38 % всех затрат. Главным недостатком в системе управления предприятием является отсутствие экономического и финансового планирования. Основным инструментом планирования на сегодня является составление движения денежных средств, к тому же очень короткое — всего на один месяц».
Кроме того, задолженность службы перед кредитными организациями на 1 октября этого года достигла 612 млн рублей, и при низкой рентабельности непонятен источник погашения долгов. По сути, как отметил Кирилл Торопов, предприятию грозит банкротство.
По его словам, для изменения ситуации необходимо ввести систему экономического и финансового планирования для прогнозирования финансового результата. Маржинальная прибыль должна не просто отражаться в бухучете, но и планироваться. В этом случае предприятие сможет более правильно подходить к участию в аукционах на выполнение работ, так как будет видеть заранее свою расчетную рентабельность и какую скидку к первоначальной цене сможет предоставить, сохранив необходимую маржинальность. Горизонт планирования бюджета, движения доходов и расходов должен составлять не менее года.
Андрей Кайдаш в ответ на обвинения Кирилла Торопова заявил, что все проверки, которые проводились в службе, были нужны для того, чтобы «найти хоть что-то», и опроверг заявление о том, что проверяющим чинились препятствия.
— У нас на предприятии полная прозрачность. Людей, которые приходили с проверкой, мы свободно допустили к документам, — заявил Андрей Кайдаш. — Выводы, которые они сделали, для нас оказались весьма интересны. Но я уверяю, что речи о банкротстве Дорожной службы быть не может.
В итоге вчера вопрос об увольнении Кайдаша так и остался открытым, а уже сегодня поползли слухи о его отставке. Впрочем, в министерстве имущественных отношений сообщили, что пока нет информации об отстранении Кайдаша, а источник в Дорожной службе на условиях анонимности сообщил, что генеральный директор пока не уволен, а с сегодняшнего дня находится в отпуске. Его телефон оказался отключен.
Между тем, Сергей Ерощенко сегодня сообщил «МК Байкал», что Андрей Кайдаш не будет уволен до тех пор, пока на его место не найдется более профессиональный специалист.
10.11.2012 20:00
Свой второй депутатский срок Кайдаш вообще для Братска не работает.Зачем только депутатский мандат занимает!
Зачем и почему отвечает:
Ноябрь 11th, 2012 at 15:24
Зачем Кайдаш депутатский мандат занимает? А зачем тот же мандат имеют Гаськов или Рычкова? Все знают ответ — только для своего же блага и ни зачем более. Вы можете привести в пример хоть одного братского депутата Зак.собрания, кто бы хоть что то хорошее сделал для своего города? Я нет, все они одинаковы, а сейчас мочат Кайдаша лишь по одной причине, кто то очень хочет контролировать деньги дорожного фонда. Так что, как говориться в пословице: «хрен редьки не слаще»!
11.11.2012 12:29
Кайдаш и в первый срок ничего не сделал для своих земляков. И вообще, любит много болтать, а когда дело доходит до конкретных действий — в кусты. Пример — его позиция по принятию городской думой прошлого созыва решения по уничтожению Мухановских лесов. Сначала он пообещал инициативной группе жителей с Муханова не допустить принятия такого решения, а потом, как воды в рот набрал. И в итоге ничего не сделал, вернее, и не собирался ничего делать. Для него главное — самореклама и самолюбование.