«Никто не запретит нам дышать»
Шахтерский Междуреченск готовится поддержать «Марш миллионов»
Фото: ИТАР-ТАСС/Владимира Саяпина
Шахтерский Кузбасс не сможет в полном составе легально поддержать протестную акцию «Марш миллионов», которая 15 сентября пройдет во многих российских городах. Во всей Кемеровской области митинг разрешили только власти Междуреченска. В других больших и малых населенных пунктах на уличные акции оппозиции наложено вето. В том числе в областном центре Кемерово.
Тем не менее, организаторы кемеровского марша все же намерены в субботу, 15 сентября, пройти намеченным маршрутом: от кинотеатра «Юбилейный» через проспект Ленина и улицу 50 лет Октября до площади Советов. Об этом «СП» рассказал активист местного отделения «Левого фронта» Павел Муравьев.
«Мы выходим в любом случае. Нам нельзя запретить дышать и протестовать, тем более что никаких оснований к запрету нет, — заявил оппозиционер. — Начало марша в 15.00 по местному времени. Основные лозунги те же самые: «За честную власть!», «Путина в отставку!». Заявку мы подавали на 300 человек. Но сколько придет — это теперь уже даже не столь важно. Акция все равно состоится».
«СП»: — Будут ли на ней представители каких-то других движений и партий?
— Должны пойти еще «яблочники» и коммунисты. Но до завтра надо еще дожить.
«СП»: — В каком смысле?
— В смысле — власти делают все, чтобы организаторы акции (нас всего пятеро – три руководителя, два уполномоченных) не смогли в ней участвовать. Сегодня утром под надуманным предлогом задержан один из организаторов марша – Алексей Железных. Он просто вышел из дома за газетой. На улице к нему стали приставать какие-то люди. Быстренько подъехал наряд, и всех забрали в полицию. Это чистой воды провокация, цель которой — изолировать на время самых активных ребят. Перед маршем 6 мая подобное уже было. Так что все это нам хорошо знакомо. Я на сто процентов уверен: Алексея теперь арестуют на несколько суток. Даже статью уже придумали – «мелкое хулиганство». Говорят, что он матерился и оказывал сопротивление при задержании. Но я-то знаю, что это подстроено только для того, чтобы он не пошел завтра на марш.
«СП»: — Но «предлог» для любого могут найти?
— Знаю. Поэтому пока прячемся, чтобы завтра быть на свободе.
О том, как готовится к Всероссийской акции Междуреченск, «СП» рассказал организатор субботнего митинга, представитель «Левого фронта» Виктор Клеутин:
— Это – чистая случайность, что нам разрешили провести этот митинг. Потому что когда подавали уведомление, мы указали, во-первых, малое количество участников – от 50-ти. Второе – мы хотели провести митинг на площади Весенняя. Но нам предложили другое место – городской парк. Думали, наверное, что откажемся и митинга не будет. А мы дали письменное согласие, оформили его и зарегистрировали в администрации. И на основании этих документов получилось согласованное мероприятие. В других городах области абсолютно все уведомления отклонены фактически без объяснений.
«СП»: — Хотите сказать, что у вас никаких сложностей с местными властями не было?
— У меня был отдельный разговор с нашим мэром Вадимом Шамониным. Он пригласил меня к себе 12-го числа. Начало было такое: городской глава, естественно, с властным таким нажимом стал требовать, чтобы я вышел и сказал народу, что митинг отменяется. Я ответил, что на это не пойду. Тогда они стали убеждать меня поменять тему митинга. Предлагали абсолютно все, лишь бы в заявлениях и листовках не было указано, что митинг проводится в поддержку Всероссийского «Марша миллионов». Говорят: «Возьмите тему по ЖКХ, мы вам еще и поможем». Но я, естественно, опять отказался.
«СП»: — То есть «уломали» все-таки вы их?
— Им деваться было некуда. Ведь глава города, согласитесь, попал в довольно сложное положение, когда согласовал наш митинг. Губернатор Тулеев, наверное, был «приятно» удивлен такому повороту событий. В любом случае мэр понимает, что попал в опалу. Вот он и стал предлагать разные варианты. Даже целый кинотеатр собирался предоставить, чтобы митинг перенесли в помещение. Но потом заявил официально: «А вы знаете, что в город собирается приехать очень много народа на ваш митинг?». Я ответил, что это же здорово! Будет практически революция. Моя шутка не понравилась: Шамонин пообещал прекратить митинг, если количество его участников в десятки раз превысит заявленное. Хотя было и конструктивное предложение. Мэр попросил познакомить его с нашими требованиями и пообещал, выполнить все, которые находятся в его компетенции.
«СП»: — Что же это за требования?
— На следующий день я снова пришел в мэрию. Сказал Шамонину, что требование всего одно. Он заметно удивился (наверное, подумал, что мы будем требовать его отставки). Но мы заявили о необходимости создания на территории Междуреченского городского округа Комитета народного контроля.
«СП»: — Можете пояснить?
— Это негосударственный орган, избранный народом, который должен получить часть властных полномочий. В частности, право проверять все предприятия на территории округа, относящиеся к любой форме собственности. Проводить там финансовые и бухгалтерские проверки. Но самое главное: право контроля в сфере трудовых отношений. А также — проверять финансовую деятельность и отчетность администрации города и всех ее структур. После проверки народный контроль не просто обязан давать какую-то рекомендацию, а обязывать главу города уволить чиновника, допустившего нарушения или злоупотребившего должностными полномочиями. Без суда. Нам не нужен этот коррумпированный суд. У нас будет свой суд – Комитет народного контроля. Я напомнил мэру о выступлении Путина в Петербурге, когда он говорил о том, что необходимо создавать общественный контроль. Ну, он назвал контроль «общественным», мы – народным. То есть мы пошли даже немного впереди г-на Путина. Мэр, в общем, не возражал, лишь попросил выяснить, как наше предложение соотносится с законодательством.
«СП»: — Виктор Григорьевич, Междуреченск – город шахтерский, а будут ли шахтеры участвовать в митинге?
— Вчера я встречался с представителями профсоюзных комитетов города (у нас их здесь около десятка. Но я не могу озвучить пока ни фамилии этих людей, ни названия конкретных профсоюзов, потому что их легко будет вычислить. В принципе председатели все согласились участвовать в митинге. Но…они будут участвовать неофициально.
«СП»: — Что это значит?
— Поймите, у них есть отраслевое соглашение, в котором указано, что шахтеры не имеют права бастовать или митинговать. Вот это соглашение их сильно тормозит. Хотя после наших разговоров вижу, что они переломили свое мнение. Они рады бы, конечно, в открытую участвовать, но пока им этого делать нельзя. Но рабочие шахт, разрезов на митинг придут. У нас в городе есть Объединение «Южный Кузбасс», которое охватывает несколько разрезов и шахт. Рабочие оттуда будут участвовать в митинге. Также будет участвовать шахта «Распадская», знаменитая на весь мир не только своими миллионными добычами, но и своими трагедиями.
«СП»: — Какие настроения в шахтерской среде?
— А какое может быть настроение у раба, которого забыли покормить? Они сами так говорят.
«СП»: — Владимир Путин после трагедии на «Распадской» много всего пообещал шахтерам. Хоть что-то из этих обещаний выполнено?
— Выполнено. Выполнено самое главное обещание Путина после майской трагедии – сделали дорогу на кладбище. Это без иронии. Я лишь констатирую факт. Дорога сделана отличная. Именно на кладбище. Все остальное после отъезда Путина вернулось в то же русло. То, что обещали, и где-то там отчитались уже, что шахтеры зарабатывают по 70 тысяч рублей – вранье. Такого нет, и не было. Людям проплатили только три месяца, и только тем, кто участвовал в ликвидации аварии. На других участках зарабатывали 20-25 тысяч. Сейчас при хорошем угле, при хорошем забое у некоторых выходит до 60 тысяч. Но это редкость. Это исключение. Средняя зарплата шахтера сегодня – 30 тысяч. Еще такой момент: на разрезах находят любой предлог, чтобы не платить водителям. При стопроцентном выполнении плана у водителей должна быть хорошая зарплата. Так вот, чтобы ее не платить, приходит механик, составляет акт и говорит: «Вы слишком сильно порезали резину»… И лишает весь экипаж премии. А премия – это 70 % всей зарплаты. Я приехал на разрез «Распадский» после этих жалоб. Гляжу: там даже дороги специально засыпают такими камнями, чтобы резина резалась. Вот что делается! Вот это безобразие доведет всех до последней стадии. Скоро, наверное, здесь вспыхнет уже не митинг, а забастовка с перекрытием дорог. Как в 1989 году, когда не стали спрашивать у власти разрешения, а просто взяли и эту власть забрали. К этому все идет.
Светлана Гомзикова
Источник: http://svpressa.ru/society/article/58677/