Операция «легализация»
27 октября 2013 года 09:06 | Василий Ваньков
Пока экономику не выведут из тени, а ФМС Ромодановского не разгонят — проблему мигрантов не решить
Фото ИТАР-ТАСС/ Руслан Шамуков
Похоже, энергия антимигрантского взрыва, прогремевшего недавно в Бирюлево, подпитывает всех без исключения субъектов российского законотворчества. Свои пять копеек в копилку идей по решению больного вопроса внес и уполномоченный по правам предпринимателей Борис Титов. На встрече с журналистами омбудсмен озвучил предложение вывести из тени миллионы гастарбайтеров посредством «разовой, единовременной легализации».
По замыслу Бориса Титова, в ходе трудовой амнистии власти выпишут административно-правовую индульгенцию в отношении тех, кто согласится выйти из тени в течение 12 месяцев со дня начала акции. Из числа потенциальных участников исключаются лица, «подвергавшиеся уголовному преследованию на территории РФ и других стран». Также не получится «отмыться до бела» тем, кто «более трех раз привлекался к административной ответственности в РФ за три года по статьям, не относящимся к миграционному законодательству». Оставшейся законопослушной части нелегальной армии трудовых наемников предстоит выполнить несколько условий.
В первую очередь, отправиться в ближайшее отделение налоговой службы, чтобы получить ИНН и стать ответственным налоговым резидентом РФ. Затем мигранту придется заключить трудовой контракт со своим работодателем. Наконец, легализующийся мигрант должен внести залог, раскошелиться за который, правда, придется его нанимателю. «Когда мигрант покидает страну, залог возвращается бизнесмену или идет на оплату депортации, если тот вдруг нарушит миграционное законодательство» — конкретизировал свою идею бизнес-омбудсмен. Впрочем, это еще не предел фантазий Бориса Титова, который предложил предприятиям оплатить каждому иностранному рабочему разовую страховку в размере около 30 тысяч рублей.
Она должна покрывать различные риски, включая компенсацию ущерба третьим лицам и страхование здоровья. «Надо ввести мигрантов в легальную сферу, чтобы они платили налоги в бюджет страны» — не опасаясь обвинений в банальности, делился своими соображениями уполномоченный по правам предпринимателей.
Борис Титов подсчитал, что прикуп государства от процедуры «обеления» трудовых мигрантов может составить примерно 74 млрд. рублей. Арифметика простая – в процессе легализации гастарбайтеры должны обзавестись трудовым контрактом с нижней планкой в 7 тысяч рублей в месяц на одного человека. То есть, для семьи из 5 человек, трудовой гастролер уже должен зарабатывать не менее 35 тысяч рублей в месяц.
Однако реализация амбициозного плана «окончательного решения» миграционной проблемы упирается в единственный вопрос – какой резон работодателям брать на себя издержки по выводу из тени иностранной рабочей силы, если к прянику не прилагается кнут в виде ужесточения ответственности за использование труда нелегалов?
«Да, мигрантов необходимо вывести из экономической «тени», — считает депутат Госдумы второго созыва Дарья Митина. — Но проблема не в том, что гастарбайтеры ходят без регистрации, а в том, что они совершенно бесправны. Соответственно, их труд становится недопустимо дешевым. Что, в конечном счете, оборачивается против коренных жителей. В этом смысле местные заинтересованы в том, чтобы работодатели выполняли социальные обязательства в отношении мигрантов.
Если легализация будет проведена в полном объеме, это абсолютно хорошо. Но она — лишь видимая часть айсберга. А подводная — это те экономические условия, которыми обставлено появление трудовых мигрантов в нашей стране. Вот по поводу последнего Титов как раз ничего не говорит. Более того, не может сказать. Потому что, будучи омбудсменом, он не может расписываться за все группы работодателей. По этому вопросу должен быть общефедеральный консенсус. Но поскольку около 60% всего экономического оборота в России находится в тени, то я сомневаюсь, что это удастся сделать. Если одни только строительные компании выйдут из теневого сектора, то все просто рухнет. В стране нужно полностью менять экономический уклад. Не думаю, что на это согласятся власти, представляющие интересы теневого сектора».
«СП»: – Каким образом можно переориентировать российский рынок труда на местные кадры?
– Проблемы российского рынка труда несколько шире, чем проблем выходцев из Средней Азии, которые едут заработать на жизнь себе и своей семье. Экономические условия в Таджикистане и той же Киргизии за короткий период не выровнятся и не станут сопоставимы с нашими. Так что граждане этих стран, так или иначе, будут прокладывать дорогу в Россию.
«СП»: – И даже введение виз нас не спасет?
– Это ничего не даст. С той же Грузией у нас есть визовый режим. Но это почти никак не отражается на количестве грузин, находящихся на территории РФ. Даже с учетом, что после горячей фазы российско-грузинского противостояния, в нашей стране были приняты дискриминационные меры в отношении грузинских товаров и выходцев оттуда. Чтобы система пограничного контроля заработала, нужно как минимум десятилетие. Выведение российской экономики из тени — это в высшей мере нетривиальная задача. Что с мигрантами, что без них.
Член комитета Госдумы по энергетике Валентин Романов напоминает, что количество мигрантов в России составляет по разным оценкам от 10 до 15 млн. человек. Это говорит о наличии проблемы государственного масштаба. Энтузиазм отдельных личностей не может заменить четко выстроенную государственную стратегию.
– К сожалению правовая и этико-деловая культура у нас таковы, что работодатели вряд ли откажутся от сверхэксплуатации рабочей силы. Пойти по указанному пути готово лишь абсолютное меньшинство. Более того, сами мигранты за последние годы привыкли ловчить и прятаться. Значительная их часть банально не знает русского языка. Едва ли они пойдут на то, чтобы включиться в процесс легализации на добровольной основе.
«СП»: – Есть ли выход из этого тупика?
– Правящие элиты должны поощрять приток квалифицированных рабочих рук и профессионалов. Используя тот же белорусский опыт, где количество вакансий для наемной рабочей силы из-за рубежа четко лимитировано. И где существует ответственность директора предприятия, который выступает в качестве нанимателя. В результате приезжий четко знает сроки и условия труда. А если срок контракта заканчивается, ему нужно собраться в дорогу. Нас спасет только жесткое государственное регулирование. Пока наши власти не демонстрируют политической воли к этому.
В разговоре с корреспондентом «СП» известный экономист и финансовый аналитик Степан Демура заявил, что скептически относится к инициативе уполномоченного по защите прав предпринимателей.
– Нужно хорошо понимать, кто такой Титов. Это типичный российский бизнесмен (он производит шампанское «Абрау-Дюрсо»). Ему нужны мигранты как дешевая рабочая сила. У нас вообще весь бизнес заинтересован в мигрантах. По одной простой причине – это один из способов сделать его хотя бы отчасти рентабельным.
«СП»: – В российских условиях дешевая рабсила — по определению нелегализованная.
– Даже не в этом дело. Что такое легализация. Раньше вы гастарбайтеру платили 10 тысяч, а завтра положите 12. Это большая разница? Если же вы берете на работу российского гражданина, то должны достойно оплачивать его труд плюс социальное обеспечение.
«СП»: – Что вы предлагаете взамен?
– Я предлагаю, чтобы г-н Титов, а также наше высшее руководство купили и повесили себе на стену картину «Бурлаки на Волге». После этого нужно внимательно рассмотреть это прославленное полотно. Из трубы пароходика на переднем плане идет дымок. При этом бурлаки зачем-то тянут баржу. Предлагаю задаться простым вопросом – если пароходы уже существовали, почему живые люди, а не машины тянули баржи? И почему наша страна тогда не развивалась? А все по той же причине, что и сегодня – вследствие наличия дешевого труда.
«СП»: – Оппоненты вам возразят – без мигрантов российская экономика рухнет.
– Так она уже рушится. Это не аргумент, а бред сивой кобылы. Я вам так скажу – у нас не экономика, а правительство неэффективное. Это доказал г-н Бабкин, который перенес в Канаду производство тракторов. Вспомним, почему началась индустриальная революция в Великобритании. Элементарно из-за нехватки рабочих рук. Нам говорят – не будет таджиков-узбеков, кто будет строить дороги? Извините, а эти ребята их разве строят? Это не дороги, а направления. А так придется закупать нормальные асфальтоукладчики и все делать по технологии. Для этого достаточно использовать не 100 таджиков, которые все равно ни черта путного не делают, а 3-4 квалифицированных рабочих. У людей будет достойная заработная плата. А когда у людей хороший доход, они начинают думать не только о водке с хлебом, но и о более высоких материях. В том числе, почему мы так хорошо работаем, но при этом плохо живем. Естественно, что это никому не нужно и не выгодно.
Вот ходят десятки тысяч мигрантов-дворников по Москве и убирают опавшие с деревьев листья. Спрашивается, зачем это нужно? На самом деле все просто – с налогоплательщиков за уборку территорий списывают по 30-40 тысяч в месяц. Платят приезжим по 10, а все остальное чиновники из ЖЭКов и обслуживающих организаций кладут в свой карман.
Президент Конфедерации труда России Борис Кравченко не верит в успех заявленного предприятия.
– Это не попытка легализовать в массовом порядке трудовых мигрантов. Это попытка возложить на гастарбайтеров все издержки бизнеса. Вменить им покупать медицинские полисы, а также осуществлять за свой счет пенсионное страхование. Проблему может решить только усиление ответственности работодателей за теневые трудовые отношения. Во-вторых, необходимо разобраться с Федеральной миграционной службой.
«СП»: – Что вы имеете в виду?
– Следует понять, зачем нам вообще нужно это ведомство. С решением таких вопросов, как направление трудовых потоков, защита трудовых прав, определение нормативов использования труда мигрантов справится вновь воссозданное Министерство труда. За которое мы так долго боролись. Это специализированное федеральное ведомство, которое занимается трудовыми отношениями. Этот вопрос находится в его компетенции. В свою очередь, со всем, что связано с полицейской стороной вопроса, должны заниматься органы МВД. В нынешнем виде ФМС превратилась в паразитирующую структуру, которая как раз заинтересована в усложненных механизмах легализации трудовых отношений. Она также заинтересована в сохранении института прописки. С тем, чтобы трудящиеся мигранты шарахались от каждого милиционера. Вот во что у нас превратилось ведомство Ромодановского.
«СП»: – Помимо прочего сейчас рассматривается вопрос об отмене механизма квотирования. Вместо него предлагается вводить миграционные лимиты для отраслей. В чем разница?
– Разницы на самом деле нет никакой. Эти решения не работают ни в каком виде. Сегодня квота по стране составляет 1 миллион 200 тысяч рабочих мест. При этом у нас в стране находятся около 10 миллионов нелегальных мигрантов. Квоты в явочном порядке устанавливает рынок. Пока предпринимателям выгодно использовать бесправную рабсилу вместо отечественных работников, ее будут использовать повсеместно. ФМС опять же создает видимость активности. Не более того. Впрочем, чего еще ждать от абсолютно не нужного в наших реалиях ведомства? Оно само себя кормит и делает это хорошо.
«СП»: – Можно ли остановить поток мигрантов путем введения визового режима со странами Средней Азии?
– Те, кто это предлагает, не понимает, о чем говорят. У нас граница с Казахстаном составляет более 5 тысяч километров. Попробуйте, проконтролируете перемещение людей по всей ее протяженности. Вместо того, чтобы заниматься профанацией, нужно устанавливать ответственность для работодателей за теневые трудовые отношения. И надо упрощать процедуры с тем, чтобы убирать коррупционную составляющую. Естественно, что комплекс этих мер приведет к полной ревизии теневой модели экономики. Мы указываем на то, что на территории РФ до 10 млн. приезжих работают без официально оформленных трудовых отношений. При этом не надо забывать о том, что и 38 млн. коренных россиян также трудятся в теневом секторе.
Источник: http://svpressa.ru/society/article/76453/