Победа на грани фола
8 сентября 2013 года 21:48 | Андрей Полунин
По предварительным подсчетам, Собянин набирает 51,27% голосов, Навальный – 27,3%
Фото ИТАР-ТАСС/ Сергей Бобылев/ Денис Гришкин/ РИА Новости
О том, что ситуация скользкая, косвенно свидетельствуют данные экзит-поллов официозного ВЦИОМа: Собянин – 53%, Навальный — 32%, Иван Мельников — 8%. Тут уместно вспомнить, что всего неделю назад ВЦИОМ оптимистично прогнозировал, что за Собянина проголосуют 62,2% москвичей. Стало быть, о втором туре выборов и речи быть не может. Теперь, получается, тоже не может – но с куда меньшим запасом.
Зато сенсацией стали результаты Алексея Навального. Даже в самых мрачных прогнозах никто из экспертов не давал ему больше 25% голосов. В реальности, Навальный набрал почти 30%. По данным экзит-поллов Фонда общественное мнение– 29,1%, по данным Центра политических технологий — 29%. Это значит – с учетом явки – что за Навального проголосовал миллион москвичей. Такого не ожидал никто.
Уместно сказать, что по данным штаба самого оппозиционера, результаты выглядят так: Алексей Навальный — 35,6%, Сергей Собянин – 46%, Сергей Митрохин – 3,9%, Иван Мельников – 9,4%, Николай Левичев – 2,1%, Михаил Дегтярев – 2,1%.
Все это говорит об одном: доверие к власти катастрофически падает. И попытки Кремля убедить общество, что протест сдулся, с треском провалились. Какие уроки следует извлечь из нынешних выборов?
— Невысокая явка в Москве была связана с проблемой электората Собянина, — уверен вице-президент Центра политических технологий Алексей Макаркин. – Значительная часть этого электората не пошла на выборы, так как был ослаблен административный ресурс. Этот ресурс, например, ранее позволял без проблем мобилизовывать военных избирателей. В итоге, значительная часть электората Собянина решила, что о их кандидат все равно выигрывает. Раз так – зачем вообще тратить время на выборы?!
В этой ситуации появился шанс у оппозиции. Обычно низкая явка выгодна власти и КПРФ, поскольку у них дисциплинированные избиратели. На этот раз дисциплина властного избирателя снизилась
«СП»: — Вызовут ли официальные результаты недовольство оппозиции, выплеснется ли оно в протестные акции?
— Оппозиция оказалась в непростой ситуации. Если она безропотно признает результаты выборов, то рискует быть обвиненной, так сказать, в участии в договорном матче. Это в Америке проигравший кандидат поздравляет победителя. У нас вести себя подобным образом – значит, разочаровать наиболее радикальную часть своего электората. С другой стороны, оппозиция не может идти на жесткий конфликт в ситуации, когда выборы всеми признаны более-менее приличными, когда количество нарушений минимально – иначе она вызовет недовольство у умеренной части своего электората. Той части, которая не хочет конфликта, и которая голосовала за того же Навального, исходя из необходимости честных конкурентных выборов.
Я не исключаю, что оппозиция примет промежуточный вариант поведения. Вообще, сводить дело до позиции «признать» или «не признать» результаты выборов – значит грубо упрощать ситуацию. Думаю, оппозиция обратит внимание на все зафиксированные нарушения, заявит, что обратится в суд, но в то же время не станет активно звать народ на улицы. Да, оппозиция проведет акции для своих сторонников, но они не будут по-настоящему массовыми. Такой промежуточный вариант на президентских выборах избрал, напомню, Михаил Прохоров. Возможен этот же сценарий и сейчас.
«СП»: – Какие дивиденды получат участники московских выборов?
— Дивидендом Собянина станет сам факт проведения им относительно честных выборов. По нынешним временам, это довольно большой ресурс. Собянин как бы показал, что действующая власть способна проводить адекватные выборы – и для него это серьезный морально-политический козырь.
Что до Алексея Навального – полученные им высокие результаты доказывают, что именно он возглавляет оппозицию. Навальный и до выборов считался наиболее весомым из оппозиционных политиков, но это мнение опиралось лишь на соцопросы. Сейчас мнение социологов подкрепилось реальными электоральными показателями.
«СП»: — Каковы главные итоги московских выборов?
— Они доказали, что в России возможно проводить конкурентные выборы. Даже в таком проблемном регионе, как Москва. У нас до сих пор существует страх власти именно перед конкурентными выборами, перед тем, что их результатом обязательно будут смута и хаос. Выборы показали, что этот страх можно преодолеть.
Есть еще момент. У нас даже в 1990-е выборы проводились властью с расчетом на конформистское большинство. Средний класс в тех – конкурентных, к слову сказать – выборах практически не участвовал. Сейчас становится ясно, что интересы этого слоя, слоя модернизаторов общества, нельзя не учитывать. Это, наверное, главный урок выборов нынешних…
— Мы еще две недели назад предсказывали, что Навальный может набрать пиковые 30% голосов, но тогда возникнет «эффект пылесоса» и остальные наберут очень мало, — напоминает директор Международного института политической экспертизы Евгений Минченко. — Так и произошло. Как мы видим, Мельников набрал всего 8%, хотя от коммунистов можно было ожидать более достойного результата.
Результат Навального очень серьезно ударил по федеральным перспективам Сергея Собянина. Собственно, этого и добивались определенные люди во власти. Власть, бесспорно, зафиксирует победу Собянина в первом туре, но ясно и другое: теперь Навальный выведет людей на улицы. Для него главный экзамен – не результат на выборах, а количество людей, которых он выведет и сможет потом повести за собой…
— Люди сегодня не хотят голосовать, считают, что это бесполезно, результаты предрешены, — отмечает депутат Госдумы третьего и четвертого созывов Виктор Алкснис. – В итоге запускается опасный процесс – власть теряет легитимность. Тот же Собянин может нарисовать себе любые проценты, но при этом он становится нелегитимным мэром. А это – страшная вещь, поскольку от нелегитимности до революции – всего один шаг…
Источник: http://svpressa.ru/politic/article/73909/