Опросы
Извините, в настоящее время нет доступных опросов.
Март 2024
Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
« Фев    
 123
45678910
11121314151617
18192021222324
25262728293031
Архивы

Для бедных инфляция в разы выше официальной

 

Вместо 8-9% «по Росстату» — около 20%

Росстат подсчитал уровень инфляции за четыре месяца 2011 года: она составила 4,3%. Небольшие на первый взгляд цифры — при Егоре Гайдаре такой уровень нарастал за день. Но небольшими и незаметными они являются только для обеспеченных граждан, коих в стране абсолютное меньшинство. Для большей же части россиян инфляция на самом деле составляет в разы больше. Это связано со стремительным ростом цен на продукты питания, на которые среднестатистическая российская семья тратит минимум 40% своего бюджета (самые бедные — 80%), а также со стремительным ростом тарифов. А продукты, по прогнозам, и дальше будут дорожать.

Россияне уже давно не верят показателям инфляции, которые объявляются на официальном уровне. Действительно, скромное уменьшение покупательной способности денег на какие-то 8-9% в реальной жизни почему-то очень больно бьет по кошельку граждан. Причина же кроется в том, что реальная инфляция для населения, особенно с низкими доходами, оказывается в несколько раз выше. Так, в прошлом году, по экспертной оценке, инфляция составила как минимум 20%. Свою лепту в этот показатель внесли и неуемно растущие тарифы на услуги ЖКХ, которые также съедают значительную часть семейного бюджета россиян. При этом обеспеченных россиян это не касается. Можно было бы за них порадоваться, но и радоваться-то особенно не за кого: 29,3% из общего дохода всего населения приходилось на 10% самых богатых, в то время как на 10% самых бедных пришлось чуть более 2% доходов. Таковы данные Росстата по итогам I квартала 2011 года.

Председатель экспертного совета «Опоры России», доктор экономических наук Никит Кричевский считает, что прогнозировать цены на товары не имеет никакого смысла. В то же время экономист уверен, что реальная инфляция отличается от официально подсчитанной в большую сторону. Об этом он рассказал «СП».

— Я придерживаюсь позиции «прогнозируйте все, что угодно, но только не цены». Поэтому это вопрос не ко мне. Слишком много факторов будет влиять на уровень цен в России, главный из которых – это урожай этого года. Это станет понятно – каким он будет – уже летом, в июле. Много будет зависеть от внешнеэкономической конъюнктуры, она в значительной степени определяется масштабами помощи финансовому сектору развитых стран. Если эта помощь будет сворачиваться, о чем сегодня говорят, значит – деньги будут выходить из фондового рынка, рынка нефтяных фьючерсов и продовольственных контрактов. Соответственно – и мировые цены на продовольствие будут падать.

«СП»: — А насколько отличается реальный уровень инфляции от официального?

— Инфляция в России является величиной не экономической, а политической. Потому что от уровня инфляции зависит очень много факторов, главный из которых – это увеличение уровня расходов федерального бюджета, а также внебюджетных фондов – таких, как Пенсионный фонд и Фонд социального страхования. И если мы объявляем инфляцию выше, чем это заложено в федеральных законах о пенсионной системе, то тогда мы будем вынуждены индексировать выплаты пенсий и пособий несколько чаще и в больших объемах, нежели сегодня. Кроме того, нужно будет решать вопрос со ставкой рефинансирования. И это только видимая часть того айсберга, которым является влияние инфляции на российскую экономику. По моему мнению, как и по мнению большинства россиян, инфляция занижается. Как инфляция может быть 4-5%, когда с начала этого года увеличились все затратные статьи, определяющие потребительские цены? Растут цены производителей, промышленные цены, сельскохозяйственные цены, услуги транспорта, тарифы… Если раскроется реальная инфляция, то государство будет вынуждено увеличивать социальные расходы из федерального бюджета. А ресурсов на это нет.

Директор Института социальной политики, сопредседатель Союза потребителей России Анатолий Голов также не верит показателям официальной инфляции:

— Корень здесь в методике подсчета. Ведь инфляция считается не по всему, что есть на свете, не по всем товарам, которые есть в продаже. Продовольствие считается по так называемому минимальному продуктовому набору. И на товары, входящие в этот набор, инфляция оказывается значительно больше. На самом деле, инфляция – это налог на бедных. Богатые, которые на еду тратят 5-10% своих доходов, эту инфляцию ощущают слабо. А бедное население тратит на продукты больше 50% доходов. Вот они оказываются в гораздо худшем положении. Реальные доходы падают, а цены при этом растут, и серьезно.

Нужно смотреть не на средние показатели зарплат – там в итоге получается не все так плохо, а нужно смотреть по группам населения. Хуже всего дело у пенсионеров. Да, им прибавили 8,8%, а нужно было бы как минимум увеличить пенсии на 20% — именно на столько подорожал минимальный продуктовый набор за прошлый год. На самом деле, правительство одной рукой борется с инфляцией, другой рукой раскручивает ее, главным образом за счет повышения тарифов. Причем начинается это все с газа, с нашего очень бедного «Газпрома». Который, к слову, недавно вышел на третье место по доходам в мире. Что делать, нужно помочь…


В то же время, по прогнозу Минэкономразвития, лишь малая часть продуктов в ближайшее время будут терять в стоимости. Так, подешеветь могут сахар, подсолнечное масло, капуста, лук и морковь. Но это произойдет главным образом из-за большого объема импорта. Продолжит снижаться ценник на молоко – из-за снижения потребления и увеличения производства.

В остальном же продукты будут только дорожать. И если хлеб и курятина могут прибавить в цене незначительно, то рыба, свинина и говядина прибавят в стоимости уже ощутимо. Продолжит дорожать и гречка, которая к всеобщему удивлению еще с прошлого года стала на вес золота.

Но есть все же и позитивные моменты: из-за более-менее благоприятных погодных условий в этом году будут дешевле яблоки и груши. А ягоды если и подорожают, то ненамного.

6 мая 2011 года 01:59 | Дмитрий Иванов

Комментарии запрещены.