Опросы
Извините, в настоящее время нет доступных опросов.
Апрель 2024
Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
« Мар    
1234567
891011121314
15161718192021
22232425262728
2930  
Архивы

КАК СЕЛЬЧАНАМ ЗАЩИТИТЬ СВОЙ СКОТ?

В июньском номере газеты «Голос Братска» мы затрагивали очень насущную и актуальную для сельских жителей тему – пропажу скота на самовыпасе. В статье «НЕ НАШЛИ КОПЫТА – НЕ БЫЛО БАРАНА» мы писали о том, что практика показывает, что нередко доказать такое преступление и наказать виновных не представляется возможным: не нашли копыта – не было барана, а значит, не было и преступления. Как защитить свой скот и как правильно нанимать пастуха, как организовать работу по решению этой проблемы с администрацией и что делать, если вы нашли следы незаконного забоя скота – об этом мы говорили с начальником службы участковых и ПДН Андреем Ивановичем Шепелем и его заместителем Еленой Александровной Риммер.

IMG_7305

На фото: подполковник полиции Андрей Шепель

 

-В связи с частыми жалобами в адрес редакции от сельских жителей, хотелось бы услышать Ваше мнение: можно ли как-то обезопасить жителей от случаев незаконного забоя их скота?

— В первую очередь жителям Братского района не надо отправлять животных на самовыпас, — сказал Андрей Иванович. — Если бычка вывели, привязали, он стоит один, никто его не пасет, никто за ним не наблюдает – это одна из причин того, что у нас пропадают животные. Если даже животное пропало и стало объектом преступления, то нам потом нужно будет доказывать этот момент. А чтобы доказать, что его именно забили, нужно найти шкуру, останки… Как правило, все это не находится.

— А какова статистика по пропаже скота в Братском районе?

— В 2014 году от сельчан поступило 8 заявлений, из них 6 – это самопас, 2 – из ограды, по двум возбуждены уголовные дела, — озвучила данные Елена Александровна. — Например, в Илире пропала корова, самопас, останков не нашли, уголовное дело не возбуждено. В Калтуке с пастухом был заключен договор, со стадом одна корова не пришла, но пришла на следующий день (отбилась от стада). В Покосном со двора украли козу. В Кобляково со двора пропали 4 барана, но есть подозрение, что бараны сами выбили доски в стенке сарая и ушли – один уже вернулся. Тангуй – пропала телка, самопас, не найдена, решение о возбуждении уголовного дела еще не принято. В Большеокинске нашли останки забитого быка, самопас, уголовное дело возбуждено. Еще две коровы в Илире не вернулись домой, самопас, останки не найдены, уголовные дела не возбуждены.

— По поводу самовыпаса сразу возникает еще вопрос: как сельчанам законно оформить отношения с пастухом? Ведь пастух – это частное лицо, и владелец животного – частное лицо. Насколько законно будет, если жители заключат устный договор с пастухом? Они могут заключить и письменный, но будет ли иметь такой договор юридическую силу?

— Должен сразу сказать, что проблему наличия пастуха должны брать в свои руки именно поселковые администрации, если они хотят прекратить случаи пропажи животных, — отвечает Андрей Иванович. — Нужно найти нормального человека, заключить с ним договор, обеспечить его работой на законных основаниях, огласить всем жителям, имеющим домашний скот, что есть штатный пастух. И тогда, как  в нормальных поселках, я сам был свидетелем, рано утром  выходит пастух,  собирает по дворам животных в стадо и пасет их весь день.

— А в Братском районе есть пастухи, оформленные в администрации?

— В Калтуке, — говорит Елена Александровна. — И за последний год у нас не было сообщений о пропаже скота из Калтука. Если провести анализ, то сообщения о пропаже скота поступают из одной и той же местности. Например, взять Кобляково, Покосное, Тэмь – совсем другой куст, и оттуда не было сообщений о пропаже животных. То есть напрашивается вывод о благоприятных условиях или невозможности совершения таких преступлений в том или ином поселении.

— Перед приходом к вам я позвонил в Ключи-Булак, откуда поступает больше всего жалоб, и люди говорят такие вещи: буквально недавно находили шкуру и внутренности от коровы, а в другом случае забили корову, на рынок привезли тушу, начали разделывать и в области лопатки и шеи обнаружили два небольших входных отверстия, похожих на мелкокалиберные пулевые либо на картечь. Но люди не пишут заявления, просто потому, что не верят в результат. Участковый, по их словам, пытается что-то делать, даже караулит по утрам машины, которые могут вывозить мясо. Но заявлений-то люди не пишут…

— Не пишут, наверное, потому, что за самовольный выпас коровы согласно ст. 107 Закона Иркутской области предусматривается административная ответственность собственника, — поясняет Елена Александровна. – Раньше мы могли составлять протокол, и сельская администрация и население имеют право составлять протокол. Как пример: в 2012 году в Большеокинске за один день было составлено 26 административных протоколов в отношении собственников крупного рогатого скота. Участковый за это взялся, потому что все призывы «Наймите пастуха!», «Организуйте!» бесполезны – люди не хотят лишний раз платить деньги. Но уже два года, как полиция не имеет права составлять такие протоколы, в связи с чем случаи самовыпаса участились. А люди не пишут заявления, потому что боятся, возможно, что на них будут составлены административные протоколы.

— Елена Александровна, а какова сумма штрафа за самовыпас скота?

— Первый раз – предупреждение, а дальше сумма порядка 500 рублей.

— То есть получается, что пастуха нет, люди нанять его на законных основаниях не могут, а поселковые администрации не берут на себя этой ответственности? И складываются такие тяжелые ситуации, как в Ключи-Булаке.

— Мое видение этого – основная причина в самовыпасе, — говорит Елена Александровна. —  Корова ходит-бродит сама по себе, и таким образом люди сами провоцируют   на совершение преступления.

— Я не совсем с Вами согласен. Например, я свою машину оставляю везде, где мне нужно остановиться. Так что же выходит, — я тоже провоцирую на преступление? Ведь я оставляю машину без присмотра, подбирай ключи и угоняй…

— Понимаете, вы принимаете меры сохранности своего имущества, — разъясняет Елена Александровна. — И мы все стараемся принимать такие меры: ставим сигнализации в квартиры и на машины. Я не обвиняю собственников скота, я говорю о том, что нужно принимать меры вместе с администрацией. Более того: главное – с администрацией, потому что здесь больше работы должно идти от администрации.

— Скажите, а пастух является материально-ответственным лицом? Можно с него спросить, если из стада пропало животное?

— Это зависит от того, как с ним составлен договор. В договоре ему можно вменить материальную ответственность.

— А что с него взять? Ведь в пастухи нередко идут те, с кого и брать-то нечего…

— Главное, чтобы у человека была ответственность, — делится своим мнением Елена Александровна. — Ведь сейчас, когда есть сотовая связь, можно купить ему из собранных ему в оплату денег дешевый телефон, и он сможет в любой момент среагировать – у нас везде есть участковые, и он сразу сможет его вызвать.

— Нужно понимать, что пастух – это не абы что, это — профессия, — отмечает Андрей Иванович. – Это не просто человек, который сидит и смотрит за животными. Он должен уметь сформировать стадо, уметь водить его, знать местность – где лучше пастбища. Это настоящая профессия. А у нас зачастую получается, что рукой махнули, взяли непонятно кого, который и пасти-то не умеет, а потом коров не досчитались… Я знаю и другой опыт: когда в деревне собирался сход, составлялся график местных жителей на летний период, и получалось, что раз в два месяца каждый житель пас деревенское стадо. И ни одной коровы не пропало.

— Я понимаю, что в работе полиции есть свои сложности, у сельских жителей – свои, но как-то надо вам, жителям и поселковым администрациям объединяться и решать это вопрос…

— В последнее время мы с жителями нашли лучше контакт, — говорит Елена Александровна. — Они больше идут к нам, чем в администрации. В нашем случае надо собирать сходы в поселениях: администрация, мы – сотрудники полиции — и жители, и конкретно принимать решение – обязать администрацию, чтобы она нанимала нормального материально-ответственного пастуха для сохранности частного скота, заключала с ним договор, может быть, даже с частичной оплатой его труда из бюджета поселения, потому что это не может ложиться на плечи только одних жителей. Но человек на этой должности должен быть нормальным, и платить ему надо соответственно, чтобы он понимал свою ответственность. Мы возьмем инициативу такой работы на себя, подготовим письма главам поселений и на имя мэра Братского района А.И. Старухина, обозначим проблему, приведем анализ, и можем даже вынести предписание об устранении причин и условий совершения таких преступлений. И участковые постоянно об этом говорят, и пора уже решать эту проблему не в отдельных поселках, а на уровне всего Братского района, централизованно.

— Ну, а если преступление все же совершено, и шкуру нашли, что делать?

— На месте преступления есть следы – обуви, автомобильных шин, у нас есть эксперты, поэтому не надо топтаться на этом месте, а надо сразу вызывать участкового либо звонить в дежурную часть по телефону 41-11-56, — рекомендует Елена Александровна. — Работает этот номер круглосуточно, у нас есть дежурные экипажи, и дежурный быстро сориентируется, кого отправить на место. Нужно, чтобы люди обращались сразу, своевременно, а не после того, как походили за советами по соседям. Своевременность значит очень много – по горячим следам всегда легче раскрыть преступление. Главное – ничего не трогать на месте обнаружения шкуры или останков животного.

ВИКТОР КАСИЩЕВ.

Комментарии запрещены.