В любом случае, обращает внимание Константин Калачев, у Сергея Ерощенко есть право только на один полноценный масштабный эксперимент.
— Если этот эксперимент будет удачный, то молодец губернатор. Но на стабилизацию обстановки может уйти около года, потом еще год или два, чтобы люди почувствовали реальные изменения к лучшему. Или почувствовали, что лучше не стало. И тогда это все может вернуться бумерангом, — подчеркивает политический консультант Константин Калачев.
Показательный Шелехов
«Первой ласточкой» перезагрузки стали выборы мэра Шелеховского района, которые прошли при поддержке губернатора. По мнению политологов, Сергей Ерощенко понимает, что берет на себя повышенную ответственность за территорию, хотя он как губернатор несет ее в любом случае. Но при этом руководители территорий должны помнить, что несмотря на поддержку главы региона, они также в полной мере несут персональную ответственность.
Константин Калачев, Руководитель «Политической экспертной группы»
Автор фото: Фото со страницы Константина Калачева на Facebook
Любые перемены в ситуации Иркутской области можно приветствовать по одной простой причине: губернатор берет на себя ответственность. То есть, условно говоря, он должен осознавать, что в дальнейшем у него не будет возможности говорить о том, что область старается, а муниципалитет подкачал, потому что это будут люди, которые так или иначе с ним связаны.
Политолог Юрий Пронин считает, что ситуация в Шелехове не вышла за рамки управляемой, но могла бы выйти, если бы выборы закончились по-другому.
— Губернатор, действительно, показал свою силу. Для стабильной, поступательной работы с руководством Шелеховского района все предпосылки есть. В общем-то те группировки, которые занимали эгоистичную позицию, прежде всего, в плане личного обогащения и личных интересов, а не развития всего района и города Шелехова, потерпели неудачу, сохранена преемственность власти. Максим Модин был первым заместителем мэра Александра Лобанова, избранного в Заксобрание. Это все есть, и губернатор сыграл здесь большую, если не решающую роль. И здесь удалось предотвратить негативные события. Но в Шелеховском районе и не было серьезного управленческого кризиса в отличие от других городов, — подчеркивает политолог.
Шелехов, считает Максим Зимин, показал, что мнение губернатора может быть определяющим в сложной для избирателя ситуации, однако работа главы региона в муниципалитете — это разовая акция. Осенью муниципальные выборы пройдут во всей Иркутской области, напоминает эксперт, поддерживать кандидатов станет сложнее, он не сможет быть одновременно в нескольких городах.
— Главными будут выборы в Думу города Иркутска. И если в каждом из 35-ти округов будет губернатор участвовать, то произойдет девальвация губернаторской власти, — считает Максим Зимин.
«Неукротимый» Братск
Самым трудным, по мнению некоторых экспертов, процесс перезагрузки местной власти в северной столице Приангарья – Братске. Роспуск Думы города, добровольная отставка главы администрации, влияние местных элит и пересечение их интересов поставили город на грань выживания. Пружина сжалась до такой степени, что в конфликт был втянут губернатор. Как признал мэр Братска Константин Климов, именно благодаря вмешательству Сергея Ерощенко удалось локализовать затянувшийся конфликт. Принят бюджет города на 2014 год, создана специальная правительственная рабочая группа, которая оперативно решает вопросы жизнеобеспечения города. В Братске постоянно работает заместитель губернатора Сергей Серебренников, который и был принят в правительство для разрешения политического конфликта в городе.
По мнению экспертов, глава региона своими действиями наглядно продемонстрировал, что не будет взаимодействовать с представителями сомнительных местных «элит», которые, получив власть, действуют исключительно в собственных интересах, о чем ни раз заявлял публично.
Максим Зимин, Политолог
Автор фото: Страница Максима Зимина на FB
Эта ситуация показывает прагматизм и гибкость губернатора, его умение найти в проблемных процессах рациональное зерно. Несмотря на то, что в Братске кризис власти организован местными элитами, эта методика оказалась универсальна. И в ряде случаев она необходима, чтобы выстроить правильные взаимоотношения между руководством региона и муниципалитетами, потому что мы понимаем, что сейчас значительная доля вливания в муниципалитеты будет идти через область. В этом случае и для области, и для муниципалитета очень важно, чтобы тендеры проходили прозрачно, не распределялись между определенными фирмами, по заранее заготовленным техусловиям, а для этого нужно «почистить» муниципалитеты от людей, которые ставят превыше всего свои коммерческие интересы, которые составляют значительную часть муниципальной власти.
Областные власти нацелены, по мнению политологов, на очищение муниципального уровня от лиц, являющихся источником коррупции и инструментом влияния криминальных структур. Этот процесс пройдет во всех муниципалитетах.- Думаю, что все-таки до конца года удастся, если не полностью, то в основном эти конфликты решить. В Братске — если выборы в Думу закончатся удачно. Еще один серьезный момент заключается в том, чтобы следующие выборы в Думу Братска и Ангарского муниципального образования принесли результаты, действительно, лучше, чем было раньше, а не тоже самое, чтобы обновленный состав был более дееспособен. С этим нужно работать, чтобы не было повторения пройденного, — подчеркивает политолог Юрий Пронин.
Разброд и шатание муниципальной реформы
Сильное влияние на все процессы в муниципальных образованиях оказывает предстоящая реформа местного самоуправления. Многие местные элиты, понимая, что могут лишиться своих «насиженных» мест, пытаются напоследок «урвать побольше». Федеральные власти добавляют в процесс реформирования долю неопределенности, постоянно озвучивая разнонаправленные виды реформы – от отмены выборов мэров до дробления территорий на более мелкие или, наоборот, укрупнения. |
— Перезагрузка местного самоуправления задается на федеральном уровне. Предлагается два пути: один – ликвидировать второй уровень муниципальной власти, сделав его низшим уровнем государственной региональной власти, то есть продолжить вертикаль из области на места. Второе предложение поступило от Всероссийского совета местного самоуправления и заключается в том, что крупные города нужно разделить на более мелкие муниципалитеты, например, в границах существующих административных округов, там проводить прямые выборы депутатов, а далее эти депутаты избирают городскую управу и городского главу из своего состава. К июлю завершится прием поправок по реформе местного самоуправления, и от того, какая схема будет дальше, от этого будет зависеть участие «серого дома» и других сторон более конкретно, — отмечает политолог Максим Зимин.
|
Областным властям, по мнению Юрия Пронина, в рамках реформы местного самоуправления стоит подумать еще раз о том, насколько обоснованно была введена система сити-менеджмента и глав администраций, которые приходят по конкурсу, потом утверждаются местной думой.
— Все-таки у них не очень высокая легитимность, они избираются не всем населением. Конечно, там есть и экономия средств, но демократия всегда какую-то сумму стоит, а недостаток легитимности, в том числе в глазах подчиненных, приводит к нестабильности. Начинаются игры в думах, которые формируют эту систему сити-менеджеров, безответственное сложение полномочий, и т.д., что сразу парализует работу исполнительной власти. Над аспектом эффективности сити-менеджмента нужно подумать. Ведь нестабильно как раз в тех городах, где есть сити-менеджеры, а не там, где мэры избраны напрямую. Например, города Иркутск и Усть-Илимск, мэры избраны напрямую, и ситуация, не сказать, что беспроблемная, конечно, проблемы есть, но нет таких разрушительных конфликтов в руководстве, которые вообще мешают нормально работать, — считает Пронин.
Еще один важный момент, подчеркивает Юрий Пронин, в случае Ангарска и Ангарского района регион имеет очень неудачную структуру местного самоуправления в связи с изъянами в федеральном законодательстве.
— В Ангарске создано две дублирующие администрации, не так уж отличающиеся по функциям. Это осложняет ситуацию и подталкивает к междоусобицам, создает добавочную почву. В Ангарске нужно менять и саму систему местного самоуправления, чтобы не было администрации параллельно города и района, ведь 95% населения и доходов которого составляет город. Это очень неэффективно. Но это не так просто на самом деле, уже пробовали сделать, но не получилось, думаю, работа над этим ведется, — отмечает политолог.
В течение года все закончится
В тех городах, где существуют проблемы, а это Братск, Ангарск, Усолье-Сибирское, Тулун, это, как правило, застарелые, давно существующие острые конфликты, которые начались задолго до прихода нынешнего губернатора. И распутывать их достаточно сложно, поскольку там переплелись интересы местных кланов, считает Юрий Пронин.
|
— Я вижу две основных проблемы. Проблема первая — финансовая база местного самоуправления. Проблема вторая – неадекватная позиция ряда местных игроков, в частности, в Братске «коммунальной группировки», и понятно, чего они там добиваются. Это то наследство, которое действующему губернатору досталось, с этим надо работать, — говорит Евгений Минченко.
|
Задача поставлена, методы «лечения больного» определены и идет пошаговое решение этих вопросов. К концу 2014 года, по мнению экспертов, ситуацию, скорее всего, удастся стабилизировать, причем стабилизировать только через законные методы – выборы.
— Но нужно всегда помнить, что нельзя вместе с водой выплескивать ребенка. Перегибы здесь недопустимы. Желание очистить муниципалитеты от коррупционной составляющей не должно привести к тому, что область просто решила поставить все муниципалитеты под контроль, подчинить местное самоуправление. Что касается выборов, выборы должны соответствовать своему названию, то есть это должен быть реальный выбор. А не так, когда людям предоставляют выбор из одного человека. Должен остаться выбор и местное самоуправление, — сказал Максим Зимин.
Неоднократно Сергей Ерощенко сам заявлял, что открыт для сотрудничества со всеми общественно-политическими силами. Поэтому при смене руководителей муниципалитетов область не будет ориентироваться на их партийную принадлежность. Эксперты считают, что также, как на выборах в Законодательное собрание, будут учитываться только профпригодность и желание работать в одной команде в интересах населения.
Сергей Ерощенко, губернатор Иркутской области
Автор фото: Мария Оленникова, IrkutskMedia
Нас, безусловно, волнует, как происходит формирование органов власти местного самоуправления. Опыт показал, что иногда на руководящие должности приходят люди, нацеленные на деятельность в личных интересах. Это недопустимо. Муниципальная власть должна быть направлена на развитие территории, создание инфраструктуры, строительство жилья, социальных объектов, должна предлагать перспективные проекты, искать и привлекать инвесторов.
Есть реальные предпосылки, считают эксперты, что до конца этого года ситуация и в Ангарске, и в Братске, и в Усолье-Сибирском, и Тулуне будет нормализована или в основном нормализована.- Это, кстати говоря, очень сжатые сроки, потому что нужно действовать согласно действующему законодательству. А согласно законодательству региональная власть имеет достаточно ограниченные возможности повлиять на муниципальные образования, к сожалению, но все-таки имеет. Поэтому нужно некоторое время, в том числе и на выборы, которые пройдут в этом году во всех этих муниципальных образованиях. Думаю, что в принципе, алгоритм задан, — считает Юрий Пронин.
Стабилизируется обстановка после того как пройдут выборы, также настаивает Евгений Минченко.
— Там где Думы распустились, изберут новые, соответственно, там посмотрят, что из этого выйдет. Я думаю, до конца года есть возможность стабилизировать ситуацию, главное ей воспользоваться, — отметил глава КХ «Минченко Консалтинг».
При этом одно из главных условий стабильности, говорит Максим Зимин, чтобы не было «ручного губернаторского управления» во всех муниципалитетах.
— Ситуацию, конечно, нужно оздоравливать, но не персонифицировать: с этим буду работать, а с этим – нет. Нужно создавать условия для того, чтобы злоупотребления не появлялись. Сейчас будут «форс-мажорные» выборы в Тулуне, Братске и Ангарском районе. Но по какой схеме мы будем жить дальше, мы этого не знаем, потому что только к июлю будет известна форма, по которой пойдет реформа местного самоуправления, — подчеркивает эксперт.
Кадры будут решать все
Пока последние политические шаги губернатора – победа на выборах в Законодательное собрание и в Шелеховском районе, управляемый роспуск думы в Тулуне, удаление из власти людей «коммунального барона» Александра Гаськова в Братске, считают политологи, позволяют говорить об усилении позиций Сергея Ерощенко на политическом поле. |
Для решения кадровых проблем на местном уровне, по мнению Константина Калачева, в первую очередь нужно общее решение, например, губернатор может сделать ставку на людей, пришедших из бизнеса или с градообразующих предприятий, людей, представляющих хозяйствующие субъекты на территории, но, главное, на людей, которых волнует судьба этой территории, которые готовы взять на себя социальную ответственность за нее.
|
— И я не поручился бы, что не будет ошибок и проблем, потому что свою голову к чужому телу не приставишь. Губернатор может исходить из самых благих намерений, считая, что те люди, которые у власти сейчас тормозят процессы развития муниципалитетов, процессы развития области, создают проблемы. Но будет ли лучше? Я в этом отношении как человек, имеющий большой практический опыт в разных городах и регионах, могу сказать, что ситуация далеко неоднозначная. Но если делается ставка на людей дела, людей, которые состоялись в бизнесе или на производстве, то все может получиться. Но практически невозможно избежать ситуации, чтобы завтра не наступило разочарование в новых людях, как сегодня оно наступило в тех, кто был до них, — считает Калачев.
Свой рецепт решения кадровой проблемы на местах предлагает Евгений Минченко.
Евгений Минченко , Президент коммуникационного холдинга «Минченко консалтинг»
Автор фото: Страница Евгения Минченко на Facebook
Как надо работать? Я вижу два рецепта: первый – ставка на новых людей, потому что старая элита слишком скандальна. Второй – ставка на реальный сектор, который действительно заинтересован в том, чтобы местное самоуправление развивалось, а не на игроков, которые наживаются. Я думаю, что если подобного рода линия будет губернатором и его командой выдержана, то мы увидим качественное новое местное самоуправление в Иркутской области.
Напомним, муниципальная власть должна быть направлена на развитие территорий, на создание и строительство социальных объектов. Поэтому формирование органов местного самоуправления — важный этап для дальнейшего развития территорий, заявил губернатор Иркутской области Сергей Ерощенко, выступая на церемонии вступления в должность мэра Шелеховского района Максима Модина. Глава региона отметил, что создание благоприятных условий для жителей требует от муниципальных властей новых подходов в работе.
Как ранее сообщало РИА IrkutskMedia, инаугурация мэра Шелеховского района Максима Модина прошла 12 марта. Официально на должность мэра утвердили Максима Модина, избранного мэром муниципального образования 2 марта и выдвинутого партией «Единая Россия».
Напомним, строительство двух детских садов в селах Олха и Большой Луг, а также школы будут приоритетами в работе нового мэра Шелеховского района Максима Модина. Об этом он заявил 3 марта, на пресс-конференции по итогам выборов, прошедших накануне, 2 марта. Администрация муниципального образования, отметил Максим Модин, уже приступила к выполнению наказов избирателей.
Избранный на пост мэра Шелеховского района кандидат от партии «Единая Россия» Максим Модин приложит все усилия, чтобы оправдать доверие своих избирателей, будет трудиться с полной отдачей, принципиально и честно. Об этом в своем поздравлении кандидату заявил секретарь Иркутского регионального отделения партии «Единая Россия» Сергей Брилка. Избиратели Шелеховского района, поддерживая Максима Модина, поддержали его планы по улучшению качества жизни, экономическому и социальному развитию территории, отметил Сергей Брилка. Об этом сообщает РИА IrkutskMedia.
В июле должны пройти выборы нового состава Думы Тулуна в Иркутской области. Депутаты будут теперь избираться по одномандатным округам. 28 февраля, решения Думы об изменении Устава города Тулуна были направлены в Минюст. Как только министерство даст согласованное решение об изменениях, они будут опубликованы, а затем назначены выборы.
В середине января мэр Тулуна Юрий Карих досрочно прекратил свои полномочия. В отношении градоначальника суд апелляционной инстанции оставил в силе приговор Тулунского городского суда. Мэра признали виновным в мошенничестве и приговорили к штрафу в размере 50 тысяч рублей. От наказания главу Тулуна освободили за истечением сроков давности, однако это является не реабилитирующим основанием и не снимает с него судимости. В соответствии с пунктом 6 части 1 статьи 30 Устава города Тулун полномочия мэра прекращаются досрочно в случае вступившего в отношении него в законную силу обвинительного приговора.
Ранее РИА IrkutskMedia сообщало о том, что уголовное дело в отношении мэра Тулуна Юрия Кариха поступило на рассмотрение в городской суд. За мошенничество, а также незаконное хранение и приобретение боеприпасов ему грозит до пяти лет лишения свободы. Стоит отметить, что в единое производство были объединены два уголовных дела, возбужденных против мэра Тулуна Иркутской области Юрия Кариха. Первое было связано с подлогом документов, второе – с ремонтом автодороги без проведения аукциона.
В это время Дума Ангарского муниципального образования пытается обжаловать решение Иркутского областного суда о своей неправомочности. Иркутский областной суд признал неправомочной Думу Ангарского районного муниципального образования на заседании 22 января. Заявление о признании нынешнего состава депутатов нелегитимным подал житель Ангарска Валерий Курочкин. Дума АМО в лице и.о. мэра Ангарского муниципального образования Светланы Кажаевой и аппарата намерена обжаловать это решение в Верховном суде.
Напомним, три депутата Думы Ангарского района Иркутской области лишились своих мандатов. Депутаты на заседании 31 декабря прекратили полномочия своих коллег Александра Куранова, Александра Горобца и Игоря Агафонова, которые написали заявления о добровольном досрочном сложении полномочий досрочно 20 декабря.
Как ранее передавало РИА IrutskMedia, районная Дума Ангарского МО Иркутской области разделилась на два лагеря. Одни утверждают, что Думе нужно продолжать эффективно работать, другие призывают ее распустить и называют скандальной. Об этом говорят не только чиновники и госслужащие, но и обычные жители города нефтехимиков. Одни считают, что из-за конфронтации в думе, в районе затягивается решение важных для населения вопросов, в том числе связанных с экологической обстановкой на территории. Другие уверяют, что дума работает эффективно.
Глава администрации Братска Елена Гольцварт сложила полномочия 20 февраля 2014 года. Между тем неправомочной признана Дума Братска Иркутским областным судом. Апелляция на решение суда может быть подана в течение 30-ти дней. После вступления решения суда в силу в Братске будут назначены досрочные выборы городского парламента.
Как ранее сообщало РИА IrkutskMedia, лишить права избираться повторно тех депутатов, которые сами сложили с себя полномочия, предлагают общественные организации города Братска. По мнению представителей города, такие народные избранники не должны больше представлять интересы жителей города. Сейчас Братское городское отделение «Единой России» оформляет эти предложения в законодательную инициативу.
Руководитель Межрегионального координационного совета партии «Единая Россия», депутат Государственной Думы от Иркутской области Сергей Тен считает, что за событиями в Братске Иркутской области стоят определенные экономические интересы групп влияния, которым хочется, чтобы ситуация была нестабильной, считает. В такой ситуации заинтересованные лица ищут возможность «поймать рыбку в темной воде», отметил единоросс. По его мнению, выборы в Братске могут состояться до единого дня голосования 14 сентября.
Источник, близкий к «серому дому», сказал в беседе с корр. РИА IrkutskMedia, что демарш депутатов Думы Братска Иркутской области является управляемым процессом, организованным заинтересованными лицами при участии главного «кукловода». За такой демарш депутаты-единороссы, написавшие заявления о сложении полномочий, могут лишиться партийного билета.
Политолог Максим Зимин связал массовый выход депутатов из Думы города с попыткой помешать внесению поправок в Устав Братска. По его мнению, конфликт кроется в том, что часть городской элиты не хочет допустить возвращения прямых выборов мэра города, а желает оставить действующую систему. По мнению Максима Зимина, все вышедшие депутаты связаны с городской элитой Братска, неформальным лидером которой является член партии «Справедливая Россия», бывший депутат ЗС, главный врач городской больницы №2 Александр Гаськов.
Между тем губернатор Иркутской области считает, что у жителей Братска появилась возможность выбрать власть, думающую о городе и об интересах людей. Об этом он заявил на заседании рабочей группы по урегулированию кризисной ситуации в Братске. Теперь, по сведениям источника в «сером доме», одна из первых задач — очистить политическое поле в Братске от «заигравшихся» политических деятелей, в том числе в высшем эшелоне муниципальной власти.
|
|
|