Дерзкие мэры, мощное заксобрание и всемирный Левченко – политические итоги
ИА «Байкалпост»
Что вы ьы вынесли в ТОП самых главных событий политической жизни Иркутской области в 2017 году? Согласитесь, выбор непростой, но ошеломительно интересный. Портал «ИрСити» попросил политологов помочь разобраться с этим, и, знаете, вышло хорошо. Местами даже внезапно.
Война и мэры
Событие, которое включили все политологи в свои ТОПы, — бурления в Асоциации муниципальных образований Иркутской области (АМО), которые тянутся с 2016 года.
Коротко напомню, что в 2017 году ассоциация буквально на глазах начала разваливаться. Сначала часть мэров обвиняла главу организации, мэра Черемхово Вадима Семёнова в злоупотреблении властью, игнорировании мнения других её членов. Так, например, было, когда губернатор вместе с депутатами-коммунистами пытался продавить законопроект о возвращении прямых выборов мэра Иркутска.
К осени кризис ассоциации перерос в межличностный конфликт: схлестнулись два эффективных мэра – глава Саянска Олег Боровский и мэр Черемхово Вадим Семёнов. Первый демонстративно покинул ассоциацию, а затем возглавил массовый исход из АМО, второй изо всех сил сдерживался, чтобы не плюнуть в сторону своего оппонента ядом, хотя бы в присутствии журналистов. В середине ноября губернатор Сергей Левченко возродил регсовет. К слову, его заседание прошло без задора и огонька. Вот, например, главе Иркутска Дмитрию Бердникову вообще ничего особенного из него не запомнилось. Большинство мэров промолчало. Лишь два-три главы, да сам Боровский просили помощи у Левченко. Самого Семёнова на регсовете не было . «Коммресанту» он сказал, что занимался другими делами и вообще есть куда более приятные вещи, например, одобрение заявки Черемхово на создание территории опережающего развития.
Политолог Сергей Шмидт заметил, что конфликт между мэрами и областной властью закончился «ничьей в пользу губернатора» и привёл к расколу в АМО, к потере времени и сил, энергии, возможностей, а попытки заменить ассоциацию регсоветом сравнил с «заменой тёплого твёрдым».
«Сейчас, судя по всему, участникам конфликта из высочайших этажей вертикали власти велено, извините за грубость, закатать языки и амбиции до выборов президента, дабы не отвлекать граждан от главного. Однако легко прогнозировать возобновление конфликта после президентских выборов, особенно, в контексте дальнейших выборов в Законодательное собрание. Ибо, во-первых, стороны по итогам «ничьи в пользу губернатора» не продемонстрировали никакого миролюбия, во-вторых, упомянутые выборы в ЗС обострят не только амбиции, но и интересы с аппетитами», — подчеркнул эксперт.
Политолог и историк Алексей Петров назвал эту ситуацию «серьёзной заварухой» и спрогнозировал, что в 2018 году возможно продолжение кризиса. «С удовольствием бы выступил «перемирщиком» для двух сторон, но не имею того политического веса, чтобы даже заикнуться об этом. Просто надоело это мальчишество, когда личные отношения становятся во главу угла интересов городов, региона и института власти», — пояснил политолог.
Гендиректор «Байкальского аналитического центра» Сергей Ильин подчеркнул, что областная власть не должна пропускать мимо этот конфликт, но при этом сам губернатор не должен в него влезать.
«Если бы из этого конфликта вырастало нечто позитивное для Иркутской области, продвигающее проекты, увеличивающее налоговую базу — надо такими мазками мерить такие конфликты. А иначе за что бьются? Полномочий не хватает, что ли? Мэры – это обычные люди, поставить их на место не проблема. Областной власти это мимо себя пропускать нельзя, потому что маленькие конфликты в совокупности вырастают в конфликты системные, а у президента – я вижу, как ловко в других регионах губернаторов снимают – есть механизмы. Такая волнительная ситуация должна решать не советами при губернаторе, а профессиональными центрами по разрешению политических конфликтов», — заявил эксперт.
До свидания, Элвис!
Также 2017 год ознаменовался несколькими кадровыми перестановками. На региональном уровне – это уход Александра Битарова с поста председателя правительства. Эксперты тогда сошлись во мнении, что Битаров был знаковой фигурой в команде Левченко, его громоотводом, бронёй, но ожидали его отставки намного раньше. После разговора со мной федеральный политолог Константин Калачёв в своём Facebook написал: «Без Битарова команда Левченко как чай без заварки. Похоже на начало конца. Элвис покинул здание».
А позже губернатор Иркутской области объяснил, что же произошло. Оказалось, что отставка уже была согласована даже до назначения Битарова председателем правительства.
На его место пришёл Руслан Болотов, в ведении которого и до повышения были проблемы с отопительным сезоном и развитие аэропорта Иркутска. Тогда федеральный политолог Марина Минчева заявляла, что это часть федерального тренда на обновление власти, привлечение молодых чиновников, а промежуточным результатом его работы может стать президентская кампания.
Сергей Ильин заметил, что перемены в правительстве – заметное событие, но значимость его – никакая: «От перестановки мест слагаемых сумма не меняется. Я вообще сторонник постоянной ротации, в администрации губернатора, считаю, люди засиделись, эффективность у них низкая, ничего нового нет, мышление явно не новаторское. Люди просто довольны своим существованием, зарплатой, местом работы, некоторые даже кичатся этим, хотя с моей точки зрения люди, которые мало что делают, во власти сидят, а те что-то делать умеют, бизнесом занимаются либо наукой».
На муниципальном уровне – это, конечно, массовые перестановки в администрации Иркутска. Подробнее, кто покинул мэрию, мы писали здесь.
Специалист по вопросам социального менеджмента и политтехнолог Владислав Шиндяев тогда замечал: «Складывается впечатление что во многих случаях назначают на должности не по профессиональному признаку, а просто тех, кто удобен. В любом случае, это всегда кадровые решения первого лица. Он формирует свою команду. Ему с них и спрашивать».
Советник губернатора Иркутской области, юрист Сергей Шишкин назвал движение кадров в администрации города «кадровым коллапсом»: «Это свидетельствует о некоей нестабильности кадровой политики мэра. Поэтому я считаю, что это может серьёзно разбалансировать муниципальный менеджмент». А политический обозреватель Галина Солонина утверждала, что серия отставок в мэрии – это скорее вопрос компетентности, а не интриг: «Это были амбициозные кадры. Им, по большому счёту, тесно в компетенциях муниципалитета. Прошёл определённый период, и перед людьми встал вопрос — потерять свои компетенции или сменить работу».
Сам мэр Дмитрий Бердников пожал плечами: «Кто-то из-за некомпетенции, кто-то не справился и сам это понял это. Динамика процессов у нас очень интенсивная, требования меняются, ситуация меняется. Вы что думаете, это так просто работать, если никогда в таких ситуациях люди не работали? Ничего страшного нет. Никакой трагедии нет. Это нормальный процесс».
Федеральная повестка
Политологи обратили внимание и на присутствие федеральной повестки в жизни Иркутской области, это касается предстоящих выборов президента России в марте 2018 года.
Напомню, что в 2017 году прошло несколько масштабных митингов против коррупции под предводительством сторонников Алексея Навального. Открылись штабы оппозиционера в Иркутске и Братске (о том, как непросто им живётся, можно прочесть тут. А также с третьей попытки состоялась встреча самого Навального с Иркутском. После этого главу иркутского штаба Сергея Беспалова, а также собственника территории, на которой прошла встреча, Дмитрия Толмачёва обвинили в несанкционированном митинге и арестовали. Но эти жертвы не принесли дивидендов Навальному – на выборы его не пустили .
Алексей Петров сделал акцент именно на политических арестах: «Мне всё это напомнила совсем не добрые исторические аналогии, и очень хотелось бы, чтобы на этом такое «построение» гражданского общества закончилось. Власти должны научиться понимать, что их мнение – не финальное, есть ещё другое, с которым нужно считаться. И если вы не боитесь, действуете в рамках законодательства, то тогда зачем запрещать малые группы гражданской активности: наоборот, радоваться нужно, что люди собираются на площади, там выплескивают свою энергию, говорят о проблемах, которые их волнуют. А они их – под арест…»
Сергей Шмидт оценил ситуацию в целом и предложил сторонникам обиженного оппозиционера варианты выражения своей политической точки зрения: «Город Иркутск продемонстрировал достаточно типичную картинку состояния оппозиции в крупных российских городах – ряд очень успешных протестных мероприятий, достаточных по численности для того, чтобы сторонники Навального заявили о себе, но недостаточных по всё той же численности для того, чтобы запугать власть до состояния, когда она была бы вынуждена пустить Навального на выборы. Судя по всему, в будущем году активистам движения Навального надо будет делать личный выбор: или отходить в кампанию Ксении Собчак, или добиваться должностей в президентской кампании Павла Грудинина (профессиональным оппозиционерам я бы посоветовал этот вариант, он перспективней как в плане электоральных результатов, так и возможностей заработать себе на жизнь), или сохранять верность Навальному и принимать участие в его абсолютно бессмысленной, с моей точки зрения, кампании «электоральной забастовки».
«Ковыряющие» единороссы
Ещё один интереснейший политический процесс политологи занесли в главные события уходящего года – это увеличение оборотов Законодательного собрания Иркутской области, большинство мандатов в котором занимают члены «Единой России». Ещё в марте главный единоросс региона, спикер парламента Сергей Брилка заметил, что будет внимательно следить за деятельностью правительства, а также укорил Левченко в отсутствии предупреждающего послания региональному кабмину: «Государственная программа и то, что мы наметили на 2017 год, должны быть выполнены безусловно, кто с этой задачей не справится, в правительстве Иркутской области работать не будет».
В течение года это противостояние между белым медведем и серпомолотом можно было прекрасно видеть в нескольких ожесточённых боях. Например, споры о методах привлечения медицинских кадров в муниципалитеты, когда единороссы двинулись со своим законопроектом на министра из команды губернатора-коммуниста. Здесь родились известные обвинения в адрес регионального минздрава в нежелании «брать на себя ответственность», а также проявилось в полной мере красноречие главы ведомства Олега Ярошенко. Просто давайте вспомним несколько его фраз, от которых идут мурашки по коже:
— Врач — кристалл интеллигенции, кристалл профессионализма! Как можно идти главам муниципальных образований, депутатам думы в больницу на сходы, говорить «голосуйте за меня», когда это всё в области даётся? Вы же разрываете связь между электоратом и властью, вы создаёте яму, которую наполняете кислотой!
— Уважаемые инициаторы законопроекта, хочу спросить: вам нужен новый «чёрный кадровый вторник»? Медицинской общественности Приангарья нужна стабильная, устойчивая и прогнозируемая кадровая политика!
— Не надо выбрасывать ребёнка из купели!
Ещё один бой – это попытки понять, что у нас происходит с иркутским аэропортом. На одной из последних в 2017 году сессии заксобрания оказалось, что у регионального правительства нет ничего для строительства нового аэропорта. От слова совсем.
Также нельзя не вспомнить ноябрьскую встречу региональных единороссов (где присутствовали основные «двигатели» регпарламента) с секретарём генсовета «Единой России» Андреем Турчаком. Там глава комитета по бюджету Наталья Дикусарова пожаловалась на огрехи региональной власти при включении в госпрограммы празднования 100-летия комсомола. Турчак заявил, что это не тот повод, по которому стоит «шпынять» губернатора-коммуниста, а дальше сказал свою звёздную фразу: «Вы ковыряйте его, ковыряйте! Как меня ковыряли коммунисты в моём регионе. У вас прекрасная возможность для этого есть».
За кулисами Сергей Брилка говорил то, что никак не вязалось с этим призывом. Например, он обвинял некие силы в стравливании заксобрания и правительства, а по итогам встречи с Турчаком вообще заявил, что партия демонстрирует свою силу населению, не разжигая конфликт с Левченко.
Сергей Шмидт отметил, что Брилка в 2017 году превратился в полноценного политика, что подтверждается «такими специфическими аргументами, как превращение спикера в основной объект информационных атак и чуть ли не главного героя информационных войн».
Сергей Ильин заметил, что установка «ковырять губернатора» была дана ещё в 2015 году, тогда её также официально прикрывали заявлениями об отсутствии намерений воевать с коммунистом. «В «Единой России» должны понять, что губернатор избранный большинством, если кто-то начинает воевать, конфликт становится не партийным, а социальным. «Единая Россия» теряет свои позиции в Иркутской области, им нужно совершенно другой технологии придерживаться, а кто у них политтехнологи? Ортодоксы и функционеры, партномерклатурные политтехнологи, такая мини-КПСС в составе «Единой России», — подчеркнул эксперт.
Все эти установки и боевые вылеты в сторону «страны КПРФ» связаны даже не с выборами президента России. В 2018 году в регионе ожидаются выборы депутатов заксобрания. Сергей Ильин предостерёг единороссов: «Если «Единая Россия» не сменит технологию, то в 2018 году она может потерять свои позиции окончательно». По мнению Сергея Шмидта, выборы в региональный парламент «превратят позиционную информационную войну в полноценную манёвренную». А Алексей Петров поделился желанием увидеть в новом составе новых и «более пёстрых» политиков, «чтобы договариваться можно было не только на заседании фракции, но и в межфракционной конкурентной борьбе».
Затишье, бренд губернатора и юбилей Черемхово
В личные ТОПы политологов также попало несколько интересных историй. Например, Сергей Ильин отметил одним таким событием «выборное затишье» в 2017 году, когда все главные избирательные кампании либо остались позади, либо их ещё предстоит пережить.
Сергей Шмидт выделил новый бренд губернатора – его зарубежные поездки: «Поездки, судя по всему, ничего толкового не дают области, являются в основном поводом для жестокого сарказма, но придают главе области определенный колорит». Политолог также назвал уходящий год «сумерками ботов», когда «ни одного из тех, кто высказывает в публичном пространстве собственные политические суждения и кого пытались заткнуть ботовыми атаками, заткнуть так и не удалось».
А Алексей Петров добавил немного добра в список главных событий года: 100-летний юбилей «оживающего когда-то второго города области» — Черемхово, а также отметил работу Валерий Лукина на посту уполномоченного по защите прав человека в регионе, назвав его «настоящим защитником граждан». Эксперт надеется, что новый омбудсмен – Виктор Игнатенко – не растеряет этих наработок.
Источник: https://ircity.ru/articles/26512/