Итак, теперь можно смело сказать: 28 сентября мы проснулись в новой реальности
АЛЬТАИР
В ходе второго тура выборов губернатора Иркутской области депутат Госдумы от КПРФ Сергей Левченко одержал убедительную победу над выдвиженцем «Единой России», врио губернатора Сергеем Ерощенко. При этом в Иркутске Сергей Левченко набрал в три раза больше своего соперника. На вопросы — почему так получилось и чего нам всем теперь стоит ждать — попыталась ответить наш обозреватель.
Самое удивительное в этой истории то, что у Сергея Ерощенко были все шансы, чтобы победить еще в первом туре. Почти все эксперты пророчили ему победу с разгромным счетом. Что же случилось? Что пошло не так?
Причин поражения много, требуется их глубокий анализ, пока же я выделю несколько важных моментов.
Первое: отказ от политической составляющей в работе
В наше время глава региона не может быть просто управленцем и хозяйственником, ему необходимо быть политиком, хочет он этого или нет. Вся его работа должна воздействовать на людей, чтобы они не чувствовали свою отчужденность от происходящего, не чувствовали себя чужими на своей земле. Лично меня больше всего удивляло необъяснимое молчание «серого дома» в ситуациях, когда молчать было категорически нельзя.
Нельзя просто так делать вид, что ничего не происходит, когда с помощью непонятных кулуарных комбинаций отменяются выборы мэра Иркутска (кстати, это, возможно, стало одной из причин сокрушительного поражения врио именно в Иркутске). Нельзя молчать, когда непонятно куда исчезают министры в правительстве и потом оказывается, что они в бегах и против них возбуждены уголовные дела. Нельзя молчать, когда в социальных сетях ходят слухи о коррупции при строительстве социальных объектов и т. д. Нельзя в век Интернета думать, что это никак не будет обсуждаться в обществе и главное — интерпретироваться. Глава региона обязан реагировать, обязан объяснять. Кстати, незадолго до первого тура после аварии с участием дочери депутата Иркутской думы он выступил с заявлением именно как политик. Это был сильный ход, но что мешало так же оперативно реагировать на все остальное? Кстати, на этом фоне интересен результат губернаторских выборов в Кемеровской области, где 71-летний Аман Тулеев одержал безоговорочную победу с результатом 96,5 процента голосов. Причем он это сделал легко. А все потому, что Тулеев — настоящий политик, в чем-то и популист, но кто сказал, что это плохо. При этом Кемеровскую область нельзя назвать более благополучным регионом, чем Иркутскую.
Вторая причина — совершенно непонятно откуда взявшаяся идея стабильности, и избиратели должны эту стабильность связывать исключительно с руководством области
Люди же не слепые, они видят, как растут цены, как падает их уровень жизни, а тут их убаюкивают сказками о стабильности. Может быть, у избирателя, наоборот, запрос на перемены. Кстати, древняя китайская «Книга перемен» постоянно предупреждает, что стабильность — вещь опасная и очень часто она оборачивается большими потрясениями. Я специально просмотрела форумы в сети, чтобы понять мотивы людей, которые голосовали за Левченко, являясь при этом принципиальными противниками коммунистической идеи. Оказалось, что многие голосовали за оппозиционного кандидата именно потому, что их не устраивает такая стабильность. Они не знают, чего конкретно хотят, у них нет этого видения, но их определенно не устраивает настоящее. И больше всего меня поразило то, что многие проголосовавшие за Левченко знали, что даже в случае его победы на глобальные перемены рассчитывать не стоит. Но они голосовали, потому что это хоть какой-то способ выразить отношение к происходящему.
Третье. Очень странно, что экс-губернатор и его сторонники не учли итоги выборов мэра Иркутска в 2010 году, когда за кандидата от партии власти агитировали буквально из каждого утюга, но иркутяне проголосовали за малоизвестного тогда Виктора Кондрашова по принципу «врешь — не возьмешь»
Ведь это же было на поверхности. Но снова в ход были пущены те же методы: кампания действующего главы была доведена до каких-то уже совсем немыслимых масштабов. От рекламы достижений невозможно было ни спрятаться, ни скрыться. Агитаторы подстерегали буквально на каждом углу и даже звонили по телефону, что, на мой взгляд, ничего, кроме отторжения и досады, вызвать не могло. И уж совсем карикатурно действовали некоторые добровольные сторонники, которые в своем рвении показать преданность часто перегибали палку. В соцсетях ходили какие-то дикие страшилки и пугалки, дескать, в случае победы Левченко Иркутская область будет отлучена от федерального финансирования и наступит голодный апокалипсис. Также была запущена абсолютно бредовая тема возрождения сталинизма в отдельно взятом регионе. Иногда мне даже кажется, что это была такая замаскированная игра в пользу противника. Естественно, когда это раздражение у людей достигло критических величин, то даже те, кто не планировал голосовать, пошли и проголосовали. Назло.
Четвертое. Что касается победы Сергея Левченко, не стоит ее связывать с какой-то особой оппозиционностью иркутян и ростом прокоммунистических настроений
Борьба с властью вообще не стояла в повестке дня. Все прекрасно понимали, что Сергей Георгиевич — политик системный и ни к каким революциям во время своей кампании не призывал. И честно говоря, если сравнивать с кампанией оппонента, агитация за Левченко была на порядки скромнее. В общем, это была стандартная кампания, рассчитанная на своих сторонников, на свой дисциплинированный электорат. Это и понятно, учитывая отсутствие на его стороне административного ресурса и лояльности СМИ. За время между первым и вторым турами сторонники Левченко заметно активизировались, хотя не настолько, чтобы говорить о победе политтехнологов. Победу Левченко принесли не политтехнологи, а явка избирателей. Избиратели, которые осознали, что их будущее находится в их руках и от их голосов реально что-то зависит.
Пятое. Произошло то, что должно происходить в нормальном обществе. В полной мере и в соответствии с Конституцией реализован принцип сменяемости власти
Поэтому пора всем успокоиться и принять это как факт. Сегодня выбрали одного, завтра — другого. Это и есть реальная демократия. Источником власти является народ, и только народ.
Шестое и самое трудное. Всем нам не стоит думать, что изменения к лучшему произойдут прямо сейчас. Не стоит желать невозможного
Сергею Левченко предстоит большая работа. Все те многочисленные проблемы, которые были при прежнем руководстве, они ведь никуда не исчезли. Никуда не делся и традиционный для региона раскол элит. Сергею Левченко придется принимать трудные решения, которые, возможно, многим не понравятся. Придется идти на компромиссы там, где это необходимо. Возможно, ему придется расстаться с людьми, которые будут пытаться саботировать его решения. Все это ему придется делать, и это нормальная рутинная работа. И в первую очередь хочется пожелать ему хладнокровия, воли и решительности. И конечно, не забывать о людях, которые его выбрали. Это самый мощный ресурс, который у него есть сегодня.
Седьмое. Хочется поздравить всех избирателей, проголосовавших за Сергея Левченко, с победой, а тем, кто за его соперника, пожелать прекратить посыпать голову пеплом
Давайте уже взрослеть и не думать, что все наше гражданское участие в жизни страны ограничивается только днями голосования. Губернаторы приходят и уходят, а нам предстоит жить здесь и сейчас.
Елизавета Старшинина, «Пятница»