ЧЬЯ ЖИЗНЬ ВАЖНЕЕ — МЕДВЕДЯ ИЛИ ЧЕЛОВЕКА?..
НА ЗЛОБУ ДНЯ
Все чаще и чаще люди задают сами себе этот вопрос. Вот и я сейчас подумал и решил немного вслух поразмышлять об этом важном вопросе. Вы спросите «Почему?» — отвечу прямо: медведи иногда стали прогуливаться по городу Братску, пример тому — оптовая база «Русь», а совсем недавно, 14-15 сентября, ночью звери заходили на окраину г. Вихоревка — они зашли в ограды домов и порвали в прямом смысле несколько собак, благо, хоть еще до людей пока не добрались.
Фото: http://the-day-x.ru/na-kamchatke-medvedi-napadayut-na-lyudej.html
Но это у нас еще не добрались, а в Качугском районе в лесу одного человека медведь уже задрал. Спрашивается, а кто должен защищать людей? По закону, думаю, в населенных пунктах — полиция, а в лесу — служба по охране и использованию животного мира. И вот что получается: медведя охотоведы не имеют право отстреливать в населенных пунктах (исключительно только в лесу и при наличии лицензии на этот отстрел), а полиция может в исключительных случаях отстрелить хищника только в населенных пунктах, но исключительно только для защиты жизни граждан и своей, конечно.
Но ведь какая коллизия получается: в полиции нет специалистов по отстрелу этого крупного хищника (бурый медведь иногда достигает 700 кг веса), а еще в полиции нет подходящего оружия для уничтожения матерых хищников — АКСУ-74 хорошо валит человека, но почти не имеет останавливающего действия для крупного медведя. Опытные охотники знают, что медведя на малой дистанции лучше всего добывать даже не с карабином, а с гладким стволом 12-го калибра. Объясню, почему: медведь, как и любой зверь, очень живуч, и порой даже смертельно раненый несколькими пулями из карабина медведь может еще пробежать десяток или даже несколько десятков метров и, конечно, успеть напоследок убить человека. Так вот, в городе полицейские вооружены даже и не карабинами, а короткоствольными АКСУ калибра 5,45 мм, то есть, очередью стрелять опасно — бывает большой разброс пуль, может и людей зацепить, а одиночными выстрелами пока полицейский будет стрелять, а пулька 5,45 имеет очень маленькую останавливающую силу (силу динамического удара), здоровый медведь, даже раненый несколькими пулями, вполне может пробежать расстояние в два-три десятка метров между собой и стрелком и успеть убить человека. То есть, к чему мы подошли: да, действительно, по логике вещей, медведя должны отстреливать охотники с хорошими гладкоствольными ружьями и карабинами крупного калибра. Но вот ведь незадача — не имеют права охотоведы и охотники отстреливать медведя в населенных пунктах (как они сами говорят — закон им этого не позволяет), а полиция не имеет соответствующего оружия и навыков отстрела этого опасного хищника. А что же делать людям?
В Вихоревке, как мне показалось, уже почти паника, мне вчера вечером 3 человека позвонили и спросили, что им делать, если медведь полезет в дом, я, конечно, ответил, чтобы они звонили в полицию. Но после этих звонков из Вихоревки, я решил все же сам позвонить в полицию Братского района и инспекторам службы по охране животного мира. Так вот, кто не в курсе, у нас на город и район, оказывается, всего два штатных инспектора и 2 егеря, мне удалось дозвониться только до одного из них, у которого я и спросил: в курсе ли они по проблеме с приходом медведей в жилой сектор Вихоревки? Инспектор ответил, что он в курсе этой проблемы, что об этой опасной ситуации он доложил своему начальству в Иркутск, и начальство пока еще решает вопрос с отстрелом. На мой вопрос, есть ли у него лицензии на отстрел медведя, тот ответил, что лицензии на отстрел зверя лично у него нет, а по поводу своего коллеги — он точно не знает. На вопрос, может ли он в случае острой необходимости отстрелить медведя в городской черте, он ответил, что, даже имея лицензию на отстрел, он не имеет право стрелять зверя в населенном пункте. Вот такие у нас законы, друзья: медведи прут в город, начали уже кушать собак, могут добраться и до людей. Давайте себе на минутку представим: в частном секторе Вихоревки на окраине туалеты на улице — как людям сходить, если приспичит? Ну, ладно, человек пересилил страх и пошел, а если в это время медведь зашел в ограду? Уверен: для медведя что собака, что человек — это одна добыча. Что же — ждем, пока гром не грянет? Но когда он грянет, тогда поздно будет спасаться, в таком случае «стрелочника» в любом случае найдут, мне так почему-то кажется. Подумал я и решил позвонить в дежурную часть Братского ОМВД, задал дежурному по отделу пару-тройку вопросов. На первый мой вопрос, по поводу нападения зверей на собак в оградах жилых домов, дежурный ответил, что они в курсе этих происшествий — полицией приняты превентивные меры (в непосредственной близости от лесного массива патрулируют экипажи полиции, вооруженные автоматическим оружием), в случае угрозы жизни граждан им дано указание на отстрел хищников, но только в городской черте, а в лесном массиве, прилегающем к окраинам города, полиция не имеет право отстреливать медведей. На мой второй вопрос: «А имеют ли жители право сами уничтожить медведя, если тот проник к ним в ограду дома и реально угрожает их жизни?» я получил такой ответ: да, в этом случае можно отстрелить медведя, это уже не будет незаконной охотой, а будет необходимой самообороной. И еще дежурный сказал, чтобы люди обо всех встречах в городе или за городом с медведями сразу звонили в полицию, полицейские будут принимать необходимые меры по защите граждан. Телефон оперативного дежурного районной полиции: 41-11-56.
Вот на этой — совсем невеселой — ноте мы пока сделаем паузу, подождем – может, служба по охране и использованию природного мира наконец-то «созреет» и выпишет лицензии на вынужденный отстрел медведей, которые угрожают жизни граждан, в лесных массивах, вплотную прилегающих к населенным пунктам, ведь, как мне думается, жизнь человека должна быть дороже жизни зверя…
ВИКТОР КАСИЩЕВ.