Болельщики показали реальное отношение поляков к бандеровцам
ВЗГЛЯД
Юрий Богданов, Марина Балтачева, Михаил Мошкин
«Между официальным дискурсом польских властей и газет и отношением польского народа к пробандеровской Украине целая пропасть». Такими словами политологи объясняют массовые драки польских и украинских болельщиков, произошедшие в центре Киева. У, казалось бы, обычного конфликта фанатов есть и политическое измерение.
Фото: Сергей Резник/ТАСС
В пятницу пресс-служба фракции Блока Петра Порошенко подтвердила, что во время произошедших накануне столкновений между украинскими и польскими футбольными фанатами пострадало официальное лицо – депутат от пропрезидентского блока Андрей Антонищак.
Более сотни футбольных фанатов польского клуба «Легия» и луганской «Зари» (которая сейчас базируется и играет домашние матчи на «Славутич-арене» Запорожья) накануне устроили беспорядки в районе киевской площади Независимости. В перерыве матча плей-офф Лиги Европы, который проходил в Киеве, польские болельщики бросили несколько петард в сторону дежурившей на матче полиции, а также проходивших мимо украинских болельщиков, сообщил украинский портал «Чемпион».
Сотрудники правоохранительных органов попытались успокоить польских фанатов, однако те в ответ стали выкрикивать оскорбительные лозунги в адрес Украины и лидера Организации украинских националистов (ОУН) Степана Бандеры.
Днем в четверг польские болельщики прошли по центру Киева, скандируя «Бей бандеровцев!», что спровоцировало первые столкновения с украинскими фанатами. После этого инцидента сотрудники милиции оцепили Майдан и прилегающие к нему улицы. Через несколько часов столкновения вспыхнули вновь, после того как один из польских болельщиков прилюдно сжег флаг Украины. Позже он был задержан.
Когда поляки двинулись в сторону стадиона, началась третья крупная драка, где в ход пошли петарды и камни. «Создав плотный кордон вокруг польских болельщиков, правоохранители сопровождали колонну до стадиона «Динамо». На Европейской площади болельщики активизировались и начали бросать друг в друга камни, бутылки и петарды. Столичная милиция оттеснила украинских фанатов в сторону Мариинского парка», – сообщили об этом инциденте в киевском управлении МВД.
Граната для депутата
«Это абсолютные безобразия и недопустимые действия со стороны иностранных граждан по отношению к украинским правоохранителям и к нашему государству, – рассказывал пострадавший парламентарий Антонищак. – Я не мог оставаться в стороне и подошел к месту столкновений с тем, чтобы успокоить хулиганов, так как я владею польским языком». Однако польский язык депутату не помог. По его словам, во время попыток успокоить польских фанатов с их стороны ему в ноги была брошена светошумовая граната, в результате чего он получил ранение ноги.
Нардеп добавил, что после обращения к врачам его состояние удовлетворительное. «Я убежден, что абсолютное большинство поляков с Украиной и поддерживают нас. А тем, кто приехал к нам разжигать межнациональную вражду, демонстрировать шовинизм по отношению к Украине, в Польше будет дана соответствующая оценка как общества, так и польских правоохранительных органов», – добавил парламентарий.
«Фанат всегда остается фанатом»
Один из видных представителей фанатского общества «Фратрия» Вадим Сидоров заметил в комментарии газете ВЗГЛЯД, что фанаты соседних стран зачастую враждуют не только из-за приверженности тому или иному клубу, но и «по государственному принципу». «Фанаты соседних стран всегда устраивают разборки друг с другом. Украинские болельщики и с нами не дружат. Иногда бывают исключения, как, например, у нас с сербами. Но это редкость. Если бы мы приехали в Польшу, то мы тоже бы подрались с ними. Я думаю, политику сюда не стоит привязывать», – сказал Сидоров.
«Поляки не отличаются особым пацифизмом. Они те еще националисты. То же самое касается украинцев, представители «Правого сектора*» активные фанаты. Я помню, мы приезжали в Польшу 1990-х, они кричали нам что-то вроде «Дудаев, Чечня!» и т. д.», – подытожил собеседник.
Но вряд ли можно свести произошедшее лишь к традиционным баталиям болельщиков – недаром главным жупелом для польских фанатов стал лидер Организации украинских националистов, умерший в 1959 году в Мюнхене.
«Мы будем об этом напоминать»
Это не первый протест поляков против чествований украинцами Бандеры, участившихся после Майдана. В апреле польские власти выразили свое возмущение по поводу принятия Киевом закона о героизации ОУН-УПА*. Депутат сейма от Союза демократических левых сил Томаш Калита подчеркнул тогда, что закон стал «пощечиной польскому государству и президенту Брониславу Коморовскому». «Мы считаем, что произошедшее на Волыни – это геноцид, а УПА – это преступная организация. Мы будем об этом напоминать», – заявил парламентарий.
В мае в Мюнхене на кладбище Вальдфридхоф неизвестные активисты, предположительно граждане Польши, разрисовали польскими символами крест, установленный на могиле Степана Бандеры. В частности, была нарисована т. н. котвица – геральдическая фигура, напоминающая якорь, которая, помимо прочего, была символом Армии Крайовой, некоммунистического движения сопротивления в годы Второй мировой. Известно, что бойцы АК боролись как с гитлеровцами, так и с коллаборационистскими формированиями, включая ОУН-УПА. «Не имея возможности победить украинский народ, враг подло пытается осквернить могилу героя Украины», – заявил по этому поводу один из руководителей украинской общины в Италии Олесь Городецкий.
Но для Польши Бандера и его организация – отнюдь не герои. Установлено, что весной 1943 года Волынский краевой провод (отдел) бандеровской ОУН принял решение об изгнании с оккупированной фашистами Волыни польского населения. К лету 1943-го атаки бандеровцев приняли характер этнической чистки. Польскими историками установлено, что в результате действий УПА-ОУН(б) и «Службы безпеки» ОУН(б), в которых принимала участие часть местного украинского населения, число погибших на Волыни поляков составило не менее 36,5–36,7 тыс. человек. По мнению ряда исследователей, с учетом других территорий жертвами резни стали до 100 тыс. поляков.
«Польской Хатынью» также стало село Гута Пеняцкая, стертое с лица земли 28 февраля 1944 года «вояками» 2-го батальона 4-го полка добровольческой дивизии СС «Галичина». Населенный пункт был полностью сожжен, а из 1 тыс. его жителей спаслись 50 человек (более 500 селян сгорели заживо).
«Анджей Дуда – не большой поклонник ОУН-УПА»
«В польском обществе есть сложившийся резко отрицательный консенсус по отношению к Волынской резне и бандеровщине», – подчеркнул в комментарии газете ВЗГЛЯД директор Международного института новейших государств, политолог Алексей Мартынов.
Не исключено, что недостаточная твердость в отношении героизации Киевом бандеровцев стала одним из факторов, из-за которых Бронислав Коморовский проиграл в президентской гонке Анджею Дуде.
Ожидать от Дуды ужесточения курса по отношению к Киеву все же не следует. Как полагает Мартынов, «нынешние польские власти, включая нового президента, абсолютно зависимы от внешнего кураторства». Впрочем, стоит признать, что Варшава явно пытается вести самостоятельную игру, достаточно вспомнить предложение Дуды о привлечении соседних государств к мирным переговорам по Донбассу.
Однако зависимость Варшавы от евроатлантических партнеров куда сильнее. Причем если предыдущий президент Бронислав Коморовский больше ориентировался на Брюссель, то с приходом к власти Анджея Дуды (выдвиженца партии Леха Качиньского «Право и справедливость», противопоставляющей Польшу России и Германии) Варшава занимает скорее проамериканскую позицию.
То, что Польша вынуждена следовать указаниям Запада, в том числе в том, что касается поддержки киевского режима, может стать раздражителем для общества. «Сегодня в центре Варшавы открываются различные украинские центры, но поляки проходят мимо и плюются. Между официальным дискурсом польских властей и газет и отношением польского народа к пробандеровской Украине целая пропасть», – отмечает Алексей Мартынов.
Источник: http://vz.ru/world/2015/8/21/762444.html