Очередной «сюрприз» от Иркутской ГЭС
Блог Виталия Рябцева
Островки, являвшиеся «родильным домом» пернатых, 20 июня стали могилой для их птенцов и кладок
Фото 1. Эта птичья колония сегодня погибла
Как говорил один из героев романа «Двенадцать стульев»: «Живем как на вулкане, что завтра будет – не знаем». Это высказывание справедливо и для диких обитателей поймы реки Ангары. Сейчас, после заполнения Богучанского водохранилища, в пределах Иркутской области имеется лишь ее крохотный остаток – на участке от Иркутской ГЭС до начала Братского водохранилища (немногом ниже г. Усолье-Сибирское).
В 2014 году Иркутская ГЭС усиленно сливала байкальскую воду зиму и весну (в чем виноваты, конечно, только метеорологи, прогнозировавшие летние дожди). «Низкие» островки в черте Иркутска показались из-под воды лишь в конце июня. Поэтому, в отличие от предыдущих лет, птицы на них не гнездились. Примерно к сентябрю 2014 уровень Ангары упал до аномально низких отметок и в таком состоянии пребывал до сегодняшнего дня. Птицы в положенные сроки весной вновь загнездились на своих островках.
Вечером 19 июня чуть ниже ГЭС, в районе Квадрата (насыпь окружающая участок ангарской акватории) я наблюдал в бинокль за колонией речной крачки. Здесь на двух маленьких островках поселилось 12-14 пар. По крайней мере в некоторых гнездах уже были птенцы, в возрасте 1-3 дней. Крохотные пуховые комочки коричневого цвета иногда поднимали головки, двигали крылышками. Матери заботливо защищали их от жаркого солнца. «Отцы» набрасывались на пролетавших поблизости чаек и ворон, вынуждая их сменить курс. Некоторые с криками кружились и надо мной.
Сегодня, в рекордно жаркий день, мы супругой решили позагорать и искупаться на Квадрате. Когда спустились к реке, я не узнал привычного ландшафта. Все островки были затоплены. На берегу из-под воды выглядывали вершины ивовых кустов. Погибли все птичьи гнезда на подавляющем большинстве островков (исключая самые высокие). Отложить яйца повторно уже не получится – слишком поздно. На всем протяжении ангарской поймы наверняка сегодня погибли тысячи гнезд с птенцами и яйцами крачек, чаек, уток, куликов.
Вода смыла и сотни (а может быть тысячи) кубометров разной пластиковой дряни. Включая набитые ею мешки, зачем-то заботливо сложенные вблизи берега. Смыла и менее заметное: «органические» отходы (причем не только остатки пищи) – последствия отдыха тысяч иркутян.
В 15 ч. мы были на квадрате, устроились на резко сузившейся береговой полосе, среди многочисленных отдыхающих. Сразу стало заметно – уровень падает. К 19 часам он стал почти как днем раньше. Что произошло? Вряд ли – чрезвычайная ситуация. Не было и необходимости спускать «излишек» воды, т.к. уровень Байкала лишь недавно превысил критически низкую отметку, заходить за которую раньше было запрещено. Рискну предположить: на ГЭС имели место «профилактические работы». Типа «давно затворки не использовали, пора бы проверить». И это была вовсе «не мелочь». Уже давно сброс составлял лишь 1300 м3 в секунду (что заметно ниже среднего), но сегодня, по моей «глазомерной» оценке, он явно превышал 2000 м3!
Разумеется, никому и в голову не приходит учитывать природную фенологию, подсчитывать ущерб таких действий для речной экосистемы. Экая ерунда.
В итоге: ГЭС не только совершенно чужды Ангаре, они еще и крайнее опасны для всего, что в этой реке еще осталось живого.
P.S. «Народ безмолвствует». Слушая реплики соседей по пляжу, а также многочисленных «мимо проходящих», я уяснил следующее. Некоторые (кто редко бывает на Ангаре) так и не поняли, что произошло что-то экстраординарное. Другие весело удивлялись переменам. Для третьих резко прибывшая и «похолодевшая» вода стала поводом увеличить дозу «горячительных напитков». Никто не возмущался резким скачком уровня воды, или плавающим мусором. А про гибель птенцов среди сотен людей знали только мы с женой. Впрочем, подавляющее большинство иркутян заметит птицу, лишь если на нее наступит.
Все это — итог проводимого с 2000 года курса на деэкологизацию страны. В том числе – и общественного сознания. Ликвидация школьного курса «охраны природы», резкое сокращение экологических дисциплин. Изгнание экологических передачи и рублик с ТВ, со страниц печатных СМИ. Вот и имеем народ который реальной «экологией» не интересуется, ничего о ней не знает и знать не хочет.
Именно такая реакция «народонаселения» и требуется хозяевам Иркутской ГЭС. А по большому счету – всей нашей власти. Поставившей во главу угла безудержную и безоглядную «эксплуатацию природных ресурсов». И обустроившей, за счет их продажи, очень хорошую жизнь – «для себя, любимой».
Источник: http://vryabtsev.livejournal.com/19276.html