Громадяне просят мира
«Свободная пресса»
Большинство жителей «незалежной» готовы пожертвовать Донбассом ради прекращения войны
Фото: ZUMAPRESS.com/ Globallookpress
За последние месяцы настроения украинских граждан заметно сместились в сторону мира. Согласно данным социологов из Центра исследования «София», 61,8% украинцев согласны на отделение Донбасса, если это требуется для прекращения войны. При этом ухудшение социально-экономического положения отходит на второй план по сравнению с угрозой продолжения боевых действий. Главную опасность в войне видят 49% опрошенных, в снижении благосостояния — 15,6%.
Можно сравнить данные последних исследований с предыдущими. В ноябре 2014 года львовская социологическая служба «Рейтинг» насчитала 36% сторонников продолжения «антитеррористической операции». В январе текущего года Киевский международный институт социологи показал, что 63% украинцев были уверены в необходимости войны за возвращение Донецка и Луганска, и только 10% говорили, что «воевать за Донбасс не имеет смысла, так как большинство проживающих там людей хотят отделиться от Украины, и наши солдаты не должны бессмысленно гибнуть». В феврале Research & Branding Group выявила, что за войну выступают свыше половины жителей «незалежной».
Интересно, что согласно последним данным, лишь 12,2% граждан считают, что нынешняя власть в Киеве делает всё возможное для прекращения боевых действий. 45% полагают, что ради мира можно пойти на уступки и улучшить отношения с Россией (против — 39%).
Весь последний год украинские политики пытались играть на милитаристских настроениях. Во время выборов в Верховную Раду в октябре 2014-го ведущие партии соперничали между собой в воинственной риторике. Продолжают говорить о «скорой победе» власти Украины и по сей день. Недавно, например, премьер Яценюк во время визита в США пообещал «отвоевать Донбасс и Крым». А 11 июня президент Порошенко открыто сказал, что Минские соглашения были нужны Киеву для восстановления боеспособности армии.
Но, видимо, ни массированная пропаганда войны и антироссийских настроений, ни постоянные обещания руководителей Украины «победить внешнего агрессора» не лишили украинцев способности видеть очевидное. Тем более что на войну забирают всё больше и больше самих граждан Украины, а не каких-то мифических «киборгов». Да и спасение от очередной мобилизации проще всего найти именно в России.
Политический аналитик Международной организации по наблюдению за выборами CIS-EMO Станислав Бышок полагает, что изменение общественных настроений может заставить украинские власти изменить политику:
— Очень интересно, что число сторонников продолжения боевых действий практически совпадает с поддержкой президента Порошенко. По данным последних исследований, рейтинг Порошенко составляет 24%.
В целом, результаты опроса об отношении к войне вполне логичны. Прошло полтора года, как людям пообещали демократизацию, либерализацию и «окно в Европу». Но украинцы так до сих пор ничего не получили. Есть только финансовый кризис, а многие и вовсе погибли в зоне так называемой «антитеррористической операции», их родственники в горе. Люди стали заложниками всё новых волн мобилизации. 1 июля обещают начать уже шестую.
Были те, кто вначале на революционном энтузиазме поддерживал «маленькую победоносную войну» в Донбассе. Но война оказалась отнюдь не маленькой и не победоносной. А тут еще пришли массовые сокращения рабочих мест, многие столкнулись с проблемой, чем кормить себя и семью. Вот и включилось критическое отношение людей к происходящему.
Порошенко раньше больше склонялся к «партии войны». Чтобы сохранить власть, ему приходилось делать воинственные заявления и вести соответствующую политику. Сейчас он будет вынужден прислушаться к мнению большинства. Чтобы удержать обстановку в стране под контролем, ему надо готовиться к миру.
«СП»: — Сможет ли Порошенко отказаться от Донбасса?
— Он понимает, что отказаться от Донбасса ему всё равно придется. По крайней мере, от такого, который будет частью единой унитарной Украины. По-хорошему, президенту надо четко следовать положениям Минских соглашений, хотя бы в части отвода тяжелых вооружений от линии соприкосновения. Если отвести артиллерию, то в дальнейшем ситуация покажет, что надо делать.
«СП»: — Есть мнение, что к войне подталкивает Запад, а ослушаться его Порошенко будет трудно.
— Запад в вопросе войны не монолитен. Когда Майдан победил, Евросоюз и Соединенные Штаты преследовали похожие цели. Сейчас ситуация иная. Конечно, Вашингтон мало беспокоит, что в Восточной Европе льется кровь, гибнут мирные жители. Но на Старый Свет война влияет непосредственно, прежде всего, в области экономических связей с Россией.
Европа будет подталкивать Порошенко к миру. Вопрос не в том, смогут ли договориться Порошенко и Запад, а в том, найдут ли взаимопонимание Евросоюз и США. Штатам нужна война, а ЕС больше заинтересован в мире.
«СП»: — США могут настоять на продолжении войны. Что тогда делать Порошенко?
— Если украинского президента всё-таки вынудят продолжать войну, то, на мой взгляд, он будет делать это очень вяло. То есть, военная техника не будет отведена, периодически будут продолжаться обстрелы. Порошенко нужно, чтобы была перспектива отказа от Донбасса.
Я вспоминаю свое общение со знакомыми из Киева и других регионов Центральной Украины еще до госпереворота. Многие к Донецку и Луганску относились очень скептически. Примерно так, как жители Москвы в начале «девяностых» относились, скажем, к Люберцам. То есть, как к чему-то находящемуся совсем рядом, но чуждому ментально.
Если отбросить пропагандистскую риторику, на Украине мало кто будет переживать от потери Донецкой и Луганской областей.
«СП»: — Изменение настроений украинского общества открывают возможности работы с ним для России?
— Нашей стране в любом случае, независимо от соцопросов, надо работать с украинским обществом. Все годы «незалежности» такая работа практически не велась. Была популярная внутрироссийская риторика про братский народ. Была какая-то поддержка Натальи Витренко, но ее Социалистическая партия была больше популярна в России, чем на Украине. Вот такая имитация бурной деятельности со стороны Москвы во многом и привела к Майдану и гражданской войне.
Сейчас любыми способами надо вести политическую, гуманитарную, социальную работу. Скажем, мы можем в одностороннем порядке еще больше упростить пограничный режим и получение украинскими гражданами разрешения на работу. Люди, которых можно переубедить, такие шаги со стороны России оценят.
Заместитель директора Центра украинистики и белоруссистики МГУ Богдан Безпалько настроен не так оптимистично. По его мнению, киевские власти могут запросто игнорировать мнение большинства.
— Результаты украинского соцопроса свидетельствуют о закономерном изменении мнения граждан Украины вследствие длительных военных действий. Свою роль играет и ухудшение социально-экономического положения страны. Мироощущение людей меняется под воздействием этих факторов.
Наконец, общество начинает понимать, что гражданская война — это очень плохо. Больше они не мыслят категориями борьбы с какими-то мифическими «ватниками» и «колорадами». Больше не думают, что, мол, их не удается заставить подчиниться воле Киева потому, что не хватает бронежилетов, снарядов и пушек.
«СП»: — Как изменят политику киевские власти в связи с изменением общественных настроений?
— На мой взгляд, политика не претерпит серьезных изменений. Киев будет продолжать делать то, что запланировал ранее. Настроения граждан — это не решающий фактор в поведении режима, потому что они не способны сами по себе привести к свержению власти. Протест надо еще организовать и направить в определенную сторону. Пока ничего этого не видим.
Мы помним, что свержение Януковича было организовано и очень хорошо оплачено. Роль сыграл не столько народный протест, сколько технологии. Пока на Украине нет заинтересованных лиц, готовых социально-экономическое и гуманитарное недовольство людей направить на смену власти. Когда такие люди появятся, тогда народный протест может вылиться в свержение режима. Пока Порошенко, как кот из басни, «слушает да ест».
«СП»: — Политики обычно говорят то, что нравится людям. Порошенко придется менять риторику?
— Если риторика изменится, то незначительно. Мы видим, что стиль выступлений Порошенко не менялся со времени его восхождения на пост президента. Он повторяет одно и то же в обращении к парламенту и в общении с журналистами. Всё тот же стиль пышного раскидывания фраз, совмещающий в себе нечто среднее между «маниловщиной» и «бандеровщиной». То есть, человек будет продолжать выполнять те установки, которые у него есть. Потому что это ему выгодно. Измениться могут заставить только какие-то масштабные волнения, которых пока нет и не предвидится.
На мнение граждан Украины большинство политиков не обращает внимание. Они стараются сами сформировать настроения общества. Может, сейчас они усилят пропаганду, будут стараться еще больше разжечь ненависть к России.
«СП»: — Как могут учесть изменение общественных настроений на Украине Россия и Запад?
— Россия заинтересована в прекращении войны. Сегодня появляется возможность апеллировать напрямую к гражданам Украины. Но для этого у Москвы нет действенных инструментов. Российские телеканалы на Украине запрещены, интернетом пользуется сравнительно небольшое число граждан. Придется разрабатывать какие-то новые информационные инструменты.
Что касается Запада, то он вполне успешно может давить на Порошенко и без учета общественного мнения. Европейские лидеры и раньше давили на Порошенко, чтобы соблюсти свои интересы и каким-то образом выиграть в нынешней ситуации. Им было, в общем, всё равно, как настроены граждане Украины…
Тем временем
На этой неделе стало известно, что США отказались тренировать добровольческий украинский батальон «Азов». Конгресс США признал полк «Азов» неонацистским, на основании чего запретил военным инструкторам тренировать боевиков этого подразделения. Соответствующие предложения внес конгрессмен Джон Коньерс, назвавший «Азов» «омерзительным неонацистским батальоном». В «Азове» заявили, что они «крайне удивлены и возмущены» таким решением.
Источник: http://svpressa.ru/war21/article/124967/