Опросы
Извините, в настоящее время нет доступных опросов.
Апрель 2024
Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
« Мар    
1234567
891011121314
15161718192021
22232425262728
2930  
Архивы

Путешествие из Братска в Иркутск: почему не хочется возвращаться?

ЛИЧНОЕ МНЕНИЕ

Я думаю, на это есть не одна и не две, а сразу, можно сказать, целый клубок причин.

Итак, давайте поразмышляем и предположим некоторые жизненные ситуации, которые случаются сплошь и рядом с каждым из нас.  Ну, допустим, вы никогда серьезно не болели, но в один «прекрасный» день у вас возникли ни с того ни с сего проблемы с кожей на голове, и в результате более чем 3-х  годичных походов по всевозможным платным и бесплатным дерматологам в Братске получаете — в довесок — пару визитов к онкологу, кучу испорченных нервов, немалое количество потраченных денег на лекарства и ни одного намека на правильный диагноз.

 

После нескольких лет своих мытарств, что вы можете подумать о квалификации узких медицинских специалистов братской медицины? Да, конечно, примерно то, что в Братске нет хороших специалистов, но если нет у нас, то все равно они где-то есть.  Посоветовавшись с друзьями и знакомыми, вы решаетесь на поездку в Иркутск. Покопавшись в интернете, находите в центре Иркутска гостиницу в квартирах по достаточно сходной цене, по аналогу дешевле, чем в Братске, и все удивляетесь: ведь говорят же — в Иркутске все стоит дорого. Далее, подумав и решив для своего удобства, вы решаете ехать в Иркутск на своем личном автомобиле. Дорога, вроде, везде асфальт, а расстояние всего-то каких-то там 600 с лишним километров. И вот, наконец-то, вы поехали и в процессе пути поняли, что в Братском районе хороший асфальт на дороге не валяется — в прямом смысле этого слова, особенно это касается участка дороги от 41 и до 56 км, где неопытный  водитель вполне может «потерять» (оторвать) какую-либо часть от  своего авто, далее за поселком Покосное есть еще отрезки, прямо скажем так, никудышной  дороги, а далее на протяжении всей поездки такой ужасной дороги, как в Братском районе, вы уже нигде не найдете, и можете спокойно катиться до самого Иркутска. А самое главное: вам нужно быть очень внимательным и не пропороть «брюхо» своего авто, когда будете возвращаться назад в Братск от 56 и до 41 км — именно там самые опасные участки  дороги, а местами это даже не дорога, а бездорожье, это можно назвать по-другому, не иначе как настоящим ужасом, ну, прям как после бомбежки где-нибудь в Донбассе. Ну, это, наверное, любой братский автомобилист знает, я предполагаю, что многие водители, наверное, костерят почем зря мэра Братского района, потому как такой ужасной дороги, как в Братском районе, нет нигде на протяжении всего пути до Иркутска, хотя, может, мэр Братского района напрямую тут и не виноват, но в таком случае у автовладельцев может возникнуть  другой вопрос: а почему в других районах, где ходят так же и лесовозы и большегрузные фуры, нет такой ужасной дороги? Вряд ли кто-то может на этот вопрос дать обосновано-мотивированный ответ…

На фото «убойная» дорога в Братском районе (стоп-кадры с видеорегистратора от 26.03.2015г.)

02

3

06

Далее. Вы приехали в Иркутск, поселились в комфортную квартиру в центре города со всеми удобствами, с евро-отделкой, цифровым телевизором, вайфаем, холодильником и т.д. В доме, в котором вы поселились, есть большой супермаркет, где вас приятно удивил ассортимент продуктов и товаров, а самое главное — цены, ведь вы всегда думали, опираясь на слухи, что в Иркутске все дорого, но оказывается, что в магазине готовые к употреблению мясные и другие всевозможные блюда и выпечка дешевле, чем в Братске в аналогичных супермаркетах, как минимум процентов на 15, а то и на все 20, но и это еще не все: вас, возможно, удивило еще и само обслуживание. Ну, например, захотели вы купить себе пресные галеты и не смогли их найти на прилавках, вы обратились к менеджеру (продавцу), который вам сказал, что только что пришла партия галет, их еще не выставили на прилавки, но если вы подождете 5-10 минут, то для вас специально свешают, сколько вам нужно, а когда вы согласились подождать, то продавец вам даже принес 1 крекер для пробы, чтобы вы убедились в качестве товара. Ну, кому же такое обслуживание не понравится, если еще вспомнить, что в нашем городе подобного обслуживания явно не наблюдается, или это, возможно, так хорошо законспирировано, что практически никто о таком обслуживании не знает, это касается в первую очередь больших супермаркетов. Вы можете еще удивиться, что цены в крупных супермаркетах Иркутска на многие продукты и фрукты порой ниже, чем у нас на городских рынках, а качество обслуживания, естественно, на порядок выше. Ну, вот вы наконец-то купили все, что сочли нужным, отдохнули и пошли на прием к профессору медицины, которая в течение пятнадцати минут определила вам диагноз, который в течение долгого времени не могли вам поставить братские медики, а также профессор назначила вам лечение. И еще: вы заплатили за платную консультацию профессора в кассу клиники 900 рублей, для сравнения — в Братске за аналогичный прием к обычному врачу в любом медицинском центре вам придется заплатить от 900 до 1000 рублей, вот и выходит фактически, что в нашем славном граде за прием к врачу 1 категории вы платите больше, чем в областном центре за прием к известному профессору медицины. Кроме этого, вы можете просто зря заплатить деньги, а какой толк от такого приема, если врач не может вам поставить верный диагноз, но деньги-то вы все равно за прием заплатили, выходит вы заплатили за нулевой результат… Отсюда в вашем мозгу сам по себе напрашивается вывод, что медицина в Братске опустилась до очень низкого уровня. А пожив этак с полторы недельки в Иркутске, если у вас, например, ранее болело горло, и вы не знали, по какой причине оно вас беспокоит, хотя врач лор вас заверял, что все, мол, в порядке с вашим горлом, но вы имели подозрение, что горло ваше побаливает в связи с выбросами от братских предприятий загрязнителей, а вдруг в Иркутске вы, ни с того ни с чего, но перестали ощущать неприятные ощущения в горле, то после всего этого к вам может прийти еще мысль, что с экологией у нас в Братске дела действительно обстоят, скажем так, швах, хотя кое-кто из наших местных экологов нам говорит, что выбросы у нас в основном, вроде как, не превышают допустимых пределов ПДК. «Так в чем же дело? — вы спросите. — Если у нас выбросы не превышают ПДК, то почему в таком случае в Иркутске вам легче дышится и не болит горло?» А если вы поедете куда-то в Аршан, то там, возможно, почувствуете себе вообще как в раю — здоровым и вечно молодым…

В ходе вашего вынужденного путешествия в областной центр, между делом, как я понимаю, выясняются еще дополнительные причины оттока горожан из Братска, а именно: плохое медицинское обслуживание, неблагоприятная экологическая ситуация и еще немало чего…

Размышляем далее, в Иркутск вы поехали естественно не с пустыми карманами и, пройдя все необходимое обследование в различных медицинских центрах Иркутска, вы решили кое-что купить и заодно отдохнуть, зашли в первый попавшийся вам на пути торгово-развлекательный комплекс, которым оказался — «Модный квартал». Зашли вы на первый этаж, между делом прошли вверх несколько этажей, заметили, что в комплексе очень много молодежи, в пиццерии «Сбарро» на 4-м этаже решили остановиться и перекусить, увидели большой выбор различных пицц, по вполне доступной цене, ну, например, пицца «Маргарита» диаметром 44 см и весом около 900 грамм строит всего 390 рублей, то есть втроем можно вкусно покушать на 390 рублей, а в Братске втроем вы вкусно пообедаете такой же пиццей на 390 руб.?.. Нет, конечно, в Братске в так называемых торговых центрах нет подобных фирменных больших пиццерий, нужно заходить или в рестораны, или в пиццерии, или заказывать в кухнях-магазинах по телефону, и заплатить вам придется за аналогичную пиццу процентов на 20 больше. Так вот, хорошо покушав, вы захотели, например, посмотреть какой-нибудь новый фильм в хорошем качестве: в «Модном квартале» на 5-м этаже есть современный кинотеатр, не нужно куда-то ехать, все в одном месте: есть, где купить вещи, видео-фото технику, посидеть поесть, отдохнуть. Подумайте и скажите, в Братске есть хоть одно аналогичное заведение, где вы можете и купить, что вам нужно, и отдохнуть?.. Подумав немного, вы ответите, что в почти четвертьмиллионном городе нет подобного комплекса, а в Иркутске есть, и не один, после нескольких минут раздумья вы можете прийти к выводу, что в Братске к проблеме плохого медобслуживания и экологии добавляется и еще отсутствие нормального шопинга и отдыха одновременно…

IMG_0896

IMG_0905

IMG_0909

Далее. Если вы будете ходить пешком по тротуарам в центре Иркутска, то удивитесь, что бОльшая часть тротуаров вымощена красивой и удобной для хождения (ребристой) нескользкой тротуарной плиткой, а если будете ездить на авто, то не обнаружите на проезжей части выбоин и пузырей в асфальте, к которым братские автомобилисты уже привыкли, особенно плохо в Братске сейчас — весной, когда изначально никудышный асфальт просто разбивают, и получаются дыры в асфальте, а в Иркутске такого безобразия вы не увидите, в центре города точно, а в Братске, хоть в центре, хоть на окраине, разбитый асфальт не придется долго искать. А тут дороги, можно сказать, супер, по братским меркам, конечно, правда есть тут и минусы: машин очень много, и в часы пик в центре возникают нередко большие пробки. Так что это на любителя: не любите пробок — не ездите в часы пик, ходите по тротуарам, благо в Иркутске их постоянно чистят и подметают, чего нельзя сказать о нашем городе. В ходе сравнительного анализа всплыла еще одна из веских негативных причин оттока населения — очень плохое состояние дорог в Братске…

Итак, медицина, экология, дороги, отдых, да, пожалуй, забыл упомянуть о самом главном — о зарплатах. В советское время в Братске народ действительно хорошо зарабатывал, это было заметно по всему, ну, например, на улице братчане зачастую ходили в более яркой и модной одежде, чем те же иркутяне, иркутяне даже наивно спрашивали, почему у нас в городе так много модно одетых красивых девушек. К сожалению, следует констатировать, что те времена канули в лету, спрашивается, а почему? На этот вопрос сегодня трудно дать однозначный ответ. Наверное, и качество обслуживания в супермаркетах и на рынках тоже зависит от зарплаты, в одном из иркутских супермаркетов менеджер по продажам (продавец) сказала, что все продавцы у них зарабатывают от товарооборота: чем он больше, тем больше у них зарплата. На вопрос, какая у них зарплата, был получен ответ, что зарплата неплохая, чем больше они работают, тем больше зарабатывают, видно — есть у них стимул к работе, а как в Братске на этот счет? В братских супермаркетах не знаю, а вот на городских мини-рынках у продавцов интересовался, у них считается «нормальной» зарплатой 10-15 тысяч, это, конечно, не они сами считают эту зарплату нормальной, так считает их начальство (индивидуальные предприниматели), которые взяли их на работу. Ну, какой уж тут стимул и какая может быть вежливость продавцов, если они стоят на точке нередко по 10 часов за 10-15 тысяч?..

Ну, вот скажите, друзья, Братск — это ведь не такой большой город, в любом случае, если не ты сам, то твой знакомый знает, если не напрямую — то через родственников или приятелей, довольно состоятельных по братским меркам людей. Так вот, не открою большого секрета в том, что братчане, имеющие деньги, в старости не хотят проживать в нашем городе, несмотря на то, что тут для смерти им создаются все удобства (строятся прощальные залы в черте города), ну не хотят почему-то богатые люди умирать в Братске, наверное, не думают они о своих похоронах и, возможно, поэтому они такие-сякие «несознательные», покупают квартиры и коттеджи в Иркутске, Красноярске, Новосибирске, Москве — где угодно, но только не Братске. Ну, спросите у своего начальника по «секрету», где он купил себе еще одну или две квартиры? Да как минимум в Иркутске или Красноярске где-нибудь в новостройке и приобрел. В действительности, что сейчас намного дороже в Иркутске, по сравнению с Братском, так это жилье, вот с этим не поспоришь, в Братске 4-5-ти комнатная квартира новой планировки уступает в цене однокомнатной в новостройке в хорошем районе Иркутска, видимо, никто не хочет из состоятельных людей покупать жилье в нашем городе. Посмотрите, сколько в Братске сейчас строится жилья? Если не считать выполнение БрАЗом своих обязательств по переселению из санитарно-защитной зоны жителей п. Чекановский (не знаю точно, сколько площадей в этом году строят по этой программе). По информации пресс-службы городской администрации (http://www.bratsk-city.ru/news/32305/) в этом году в 6-м микрорайоне Энергетика строятся 11 малоэтажных (3 этажа) домов под переселение из ветхого и аварийного жилья жителей Падунского и Правобережного округов Братска, всего 270 квартир. А в центральной части города, насколько я знаю, жилые дома сейчас практически не строятся, и это все — на почти четвертьмиллионный город, где есть немало старых деревянных двухэтажек, многие из которых являются ветхими и аварийными?.. А почему, спросите вы, не строится коммерческое жилье, как, например, в областном центре? Думаю, потому, что в Братске люди не видят дальнейших перспектив для жизни и работы, причины тому: низкие зарплаты, плохое медобслуживание, никудышная экология и много еще чего, а у кого, к примеру, есть деньги, те покупают жилье там, где есть все условия для нормальной комфортной жизни и работы, а для смерти им, похоже, не нужны условия при их жизни, ну, не хотят люди думать о своей смерти, уж такая, наверное, заложена в душу человека программа изначально…

И еще одна из важных, на мой взгляд, причин оттока населения — это цена проезда в общественном транспорте. В Иркутске, например, она равна 12 руб., а на некоторых маршрутах 13 руб., а в Братске сейчас до 21:00 -18 руб., а после 21:00 уже 20 руб., но если вы из центральной части Братска поедете в Энергетик (примерно 24-26 км), то вам придется заплатить за проезд уже не 18, а 48 рублей (муниципальному) перевозчику или 40 рублей (частному), простому обывателю совсем непонятно, почему такой разбег в ценах между частниками и муниципалами, а в Иркутске из центра города до любого района на окраине, например, до района Ново-Ленино, а это примерно 16 км, вам придется заплатить те же 12 или 13 рублей, выходит, что при поездке в дальние районы города в Братске братчанам приходится платить в 2-3 раза больше, чем в Иркутске. Ну, можно сравнить: в Иркутске за 16 км пути пассажиры платят 13 рублей, а в Братске за 26 км почти 50 рублей, посчитайте сами, во сколько раз братчане платят больше иркутян. А еще у нас в Братске все последнее время все говорят о предбанкротном состоянии муниципального пассажирского предприятия, и все задирают вверх цены: в Братске с 2011 года 2 раза повышались цены на проезд, а в Иркутске  цена проезда в общественном транспорте вот уже 7 лет – с 2008 года – остается на прежнем уровне: 12 руб. Кто-то может сказать, что в Братске цены на такси, мол, дешевле, отчасти это так, но если рассмотреть проблему более детально, то это не совсем так. В Иркутске цены на некоторые такси начинаются, почти как и в Братске, от 110 рублей, цену поездки от начальной цены там считают по километрам, если приблизительно посчитать, то выходит, что в среднем в Иркутске цена 1 километра пути составляет от 20 до 25 руб., а в центральной части Братска, где расстояния поездки чаще всего не превышают 5-6 км, цена колеблется в пределах 17-20-ти рублей за один километр пути, но вы попробуйте доехать на такси до Хлорного, и с вас возьмут за проезд уже не 100, а рублей 170, а ведь это один округ города и расстояние туда, как мне кажется, не столь значительное, а вот уже в отдаленные районы города цена километра уменьшается примерно до уровня 12-15 рублей, ведь не секрет, что в Братске расстояния между отдаленными частями города длиннее, чем в Иркутске — более чем в 2 раза, и по факту выходит, что за такси мы платим не меньше иркутян, а иногда и больше. В Иркутске на такси можно с центра города доехать практически до любой окраины за 320-500 рублей, потому как расстояние между центром города и отдаленными жилыми районами не превышает 15-20 километров, а в Братске вроде бы и плата за такси подешевле, но чтобы проехать в тот же Гидростроитель или Осиновку, вам придется заплатить уже 500-650 рублей. Из нехитрых подсчетов и сравнений выходит, что цены на такси в Братске и Иркутске почти равнозначны, а тариф на всём иркутском общественном транспорте дешевле более чем на 30%, а если брать дальние городские маршруты, то там тарифы дешевле более чем в 2 раза.

Цена поездки в общественном транспорте тоже, как мне кажется, может являться одной из причин оттока населения из Братска. Скажите, а кто может влиять на цену проезда в общественном транспорте? Думаю, реально городская администрация, не знаю тут всех тонкостей, но думаю, что цена, наверное, складывается из того, сколько платит частный перевозчик аренду за маршрут, а вследствие уплаты этой самой аренды и всех накладных расходов, связанных с пассажироперевозками, он уже сам закладывает рентабельность своего бизнеса. Если в Иркутске частные перевозчики держат цену в размере 12-13 рублей – значит, в этой цене заложена рентабельность, иначе, думаю, частные перевозчики не работали бы себе в убыток, а в Братске почему такие высокие тарифы? Я спрашивал у иркутских перевозчиков, почему их начальство не инициирует поднятие тарифов, на что получал однозначный ответ, что вроде как они инициируют, но мэрия, мол, не позволяет поднять тарифы. А почему наша мэрия не только это позволяет, но и сама является инициатором поднятия цен?.. Посмотрите сами: у нас в Братске в муниципальных автобусах цена проезда выше на 2 рубля, чем у частных перевозчиков. Этот вопрос, наверное, нужно переадресовать к отделу администрации, курирующему работу городского пассажирского транспорта, но что-то мне кажется, что мы вряд ли получим ответ с убедительными аргументами. Если же нам ответят, то пусть в своем ответе объяснят, почему в Иркутске 12-13 рублей рентабельно, а в Братске, как говорят некоторые чиновники, и 18 рублей не совсем рентабельно? А еще, возможно, кто-то из братчан может подумать, что подняли цену потому, что в Братске на общественном транспорте ездят сплошь одни «миллионеры» и им некуда девать деньги, почему в Иркутске 12-13, а в Братске 18-50 рублей? Мне вот, например, непонятно…

Чтобы там ни говорили чиновники администрации, что, мол, они все делают для того, чтобы братчане не уезжали из города, хочется мне высказать свое личное мнение по этому поводу. Давайте поразмышляем о настоящем и ближайшем будущем. Из чего складывается желание горожан жить в своем городе? Мне кажется, каждый братчанин должен гордится прошлым и настоящим своего города, чтобы каждый горожанин мог с гордостью сказать: а вот у вас в Иркутске сыпят соль на дорогу, а наш мэр эту «бяку» разбрасывать запретил. А вот у вас в Иркутске цена на билеты в общественном транспорте 20 рублей, а наш мэр с депутатами снизили цену проезда до 13 рублей, и т. д. И тогда, как мне кажется, люди, возможно, перестанут искать лучшей жизни в других городах. Может, даже произойдет консолидация подавляющего числа горожан с городской властью в преодолении сложившейся трудной экономической ситуации в городе Братске. Нужно, как мне думается, сделать наш город наиболее благоприятным для проживания людей, нужно малыми шагами делать что-то реальное в этом направлении, а не заниматься пустой говорильней…

ВИКТОР КАСИЩЕВ.

3 комментария на “Путешествие из Братска в Иркутск: почему не хочется возвращаться?”

  • Перуэт:

    Браво, Виктор! Все правильно написано. Скажите только вы что первый раз выехали из Братска в Иркутск что для вас это новость?

    viktor отвечает:

    Уважаемый, Перуэт, дело не в том, сколько раз и где я бывал, в статье говориться о том, почему сюда возвращаться не хочется, почему многие братчане стремятся переехать жить в другие города. Мы как жители Иркутской области чаще всего бываем в Иркутске и поэтому с Иркутском легче сравнивать. Замените название города на Красноярск, Новосибирск, Омск, Томск и т.д. — результат останется тем же самым. Эта статья основана не только на моем личном мнении, так думают и считают многие горожане. Но если вы будете воспринимать каждую написанную мою статью, основанной только на моем личном опыте, ну что ж, это ваше право.

  • alex:

    Совершенно согласен со всем прочитанным. Немного добавлю.
    Дороги. Действительно дороги как в городе, так и в районе в безобразном состоянии, для города такого масштаба, как Братск это вообще недопустимо. Я бы внес такую законодательную инициативу: если в муниципальном образовании такие дороги и положительной динамики не прослеживается, деятельности главы однозначно отрицательная оценка с последующими оргвыводами. Думаю объяснение здесь простое: деньги, точнее такая регулярная весенняя кормушка как для чиновников горадминистрации, так и для подрядчиков. А так как карманы имеют свойство быть бездонными, то конца этого безобразия не видно, остается только вопрос, почему такое творится только в Братске?
    Общественный транспорт. Вся проблема похоже в том, что администрацию города проблемы общественного транспорта интересуют только пока от перевозчиков поступают деньги, причем это касается как муниципального, так и частного транспорта. Я недавно обратил внимание на такой факт: перед муниципальным (пока еще) троллейбусом аккуратненько так, не спеша едет частная газель с таким же номером маршрута и собирает пассажиров, понаблюдайте сами и убедитесь, что это так и есть, причем на всех городских маршрутах троллейбусов. Возникает вопрос: что власти ближе и родней, муниципальное предприятие или частный перевозчик? Так вот я сделал для себя неожиданное открытие, оказывается департамент транспорта вообще не согласовывает для частников маршруты! Для муниципалов согласовывает и даже утверждает, а для частников нет. Вот в этом проявляется забота власти о горожанах, а еще в том, что она и прямо и косвенно ставит муниципалов в такие рамки, что они вынуждены регулярно поднимать тарифы на перевозки. Зачем это делается? Бог его знает, только я слышал сплетню, что частники раз в месяц н-ую сумму платят кому надо в администрации, чтобы никто их никакими согласованиями не терзал.
    Экология, здавоохранение, образование и т.д. и т.п. Тут вообще рыдать хочется, да ПДК у нас замечательные, да, чего то там мы (я имею в виду власть в городе) иногда делаем для молодых специалистов, с помпой об этом вещаем на всю область, вот мол, сейчас к нам попрут всякие узкие специалисты различных направлений и заживем мы не хуже, чем по крайней мере, в Иркутске. И на этом все, приплыли, никто к нам не едет, а наоборот чего то носы воротят и смотрят куда то на Запад, причем не то что не приезжают, а и свои доморощенные постоянно на сторону смотрят. А все почему? А все потому, что, как Вы Виктор правильно заметили, у нас любой начальник, любого уровня, стремится построить или прикупить себе, на худой конец детям, домишко или квартирку где нибудь подальше от славного города Братска, ибо невозможно здесь нормально даже не жить, а существовать, с эти ПДК, убогими супермагазинами, недоступной нормальной медициной, идиотскими передачами на ТНТ… Ребенка приведешь в поликлинику, спрашиваешь, чего ж дите так часто болеет, и витамины даем, и закаливаем, а доктор стыдливо отворачивается и под нос себе тихо так: а чего ж вы хотите, экология. И когда я слышу с различных трибун или читаю в СМИ о том, как это хорошо быть патриотом Братска, особенно из начальственных уст, мне хочется задать один только вопрос: а вы сами то господа связываете свое будущее с Братском или готовитесь свалить не сегодня-завтра? Только честно, положа руку на сердце, а?
    Я вообще то патриот города Братска, и даже если уеду останусь им. Я даже знаю многих, кто уехал и остался патриотом Братска. И прекрасно понимаю их, лучше быть патриотом вдали и дышать чистым воздухом, чем загибаться здесь.Простите, просто нагорело, достало лицемерие, бесконечное бахвальство череды мэров.