Финансовые риски капремонта
Ольга Щербакова Свободная Пресса
За расходованием миллиардов, собранных с жильцов, нужен многоуровневый контроль
Во многих регионах в минувшем году заработали региональные программы капитального ремонта. В 2015 году к ним присоединятся все «опоздавшие», в их числе Москва и Крым. Теперь за капремонт домов жильцы будут платить из собственного кармана. Суммы разные — от 2 до 20 с лишним рублей за квадратный метр в месяц. Если перемножить эти деньги на число квартир, скажем, в многоэтажке, средства получатся немалые. И потратить их нужно с умом. Но дело это новое, поэтому вопросов у собственников жилья возникает множество. А вот ответы на них, к сожалению, удается получить не всегда. Попробуем разобраться, почему.
Фото: Владимир Смирнов/ТАСС
Дольше других дискутировали по поводу принятия региональной программы капремонта в Москве. К ее обсуждению привлекли общественность, этот вопрос выносили на заседания Общественной Палаты Москвы и Мосгордумы. В столице до недавнего времени капремонт проводился за счет средств городского бюджета, но этих денег уже давно было недостаточно. По приблизительным подсчетам экспертов, сейчас капитального обновления требуют более 140 тысяч домов.
— Если не начать проводить капитальный ремонт незамедлительно, в какой-то момент может наступить точка невозврата, — сказал на одном из заседаний заместитель председателя комиссии Общественной Палаты Москвы по развитию ЖКХ Валерий Семенов.
По словам первого заместителя председателя комитета Госдумы по жилищной политике и жилищно-коммунальному хозяйству Елены Николаевой, Москва поступила очень разумно, посмотрев, как будут внедряться системы организации капремонта в других субъектах РФ.
— Сейчас уже есть возможность оценить первый опыт и первые ошибки, увидеть интересные решения и внедрить их в столице, — считает Елена Николаева. — В законе четко сформулировано, как будут создаваться фонды капитального ремонта многоквартирных домов в РФ. Кстати, до этого, еще в советские времена, мы даже боялись подойти к этому вопросу, в постсоветское время капитальный ремонт только в Москве хоть как-то двигался за счет возможностей городского бюджета, которые, кстати, тоже небезграничны. Я, как житель Москвы, начинала бы с серьезной аналитики, с оценки реального технического состояния многоквартирных домов. Цифры, которые получат москвичи (в платежках), должны быть адекватными.
Промедление объяснялось тем, что в связи с принятием региональной программы капремонта возникало огромное множество вопросов. Какой тариф позволит качественно и планомерно выполнять необходимые работы, но при этом не ударит по карману собственников жилья? Как избежать рисков нецелевого использования собираемых средств?
— Мы не великие эксперты, но все же попытались сделать приблизительный подсчет тех сумм, которые нужно вносить на капремонт, — рассказала Алла Соколова, председатель ТСЖ «Цюрупы, 8». — Мы добавили к обязательным видам работ замену мусоропровода, замену окон и дверей в помещениях общего имущества, ремонт полов в помещениях общего имущества. Брали для расчетов три разных дома: пятиэтажку, восьмиэтажный дом и девятиэтажку. Посчитали и ужаснулись: независимо от дома, по нашим расчетам, ежемесячный взнос должен был составить более 40 рублей за квадратный метр в месяц.
В итоге в столице сошлись на взносе в 15 рублей. Причем региональная программа капремонта Москвы одна из немногих, где конкретный срок ремонта указан для каждой инженерной системы. Так, в первую трехгодичную программу вошли объекты, которые по данным Мосжилинспекции, износились максимально – это 4 037 дома.
Однако, по мнению экспертов, принятие региональных программ капремонта – это только первый шаг. Теперь они должны заработать и, разумеется, выполняться.
Мы попросили Светлану Разворотневу, исполнительного директора некоммерческого партнерства «Национальный центр общественного контроля в сфере жилищно-коммунального хозяйства «ЖКХ Контроль», рассказать о том, что ждет собственников жилья в будущем. И посоветовать, как грамотно проводить контроль за расходованием средств.
«СП»: — Светлана Викторовна, у вас есть информация, как в регионах, где уже собирают деньги на капремонт, собственники жилья восприняли новшество?
— Документы, которые запускают региональные программы капитального ремонта, на сегодняшний день не приняты только в Крыму и Севастополе. Конечно, пока много сложностей. И первая сложность в том, что у региональных органов власти не всегда имеется полная база данных плательщиков, поэтому средства поступают не очень активно. Но там, где процесс начался раньше, например, в Белгороде, Владимире, у них собираемость уже около 80%. Часто задержка связана с пробелами в технической документации на дома. То есть была составлена программа, в нее попали дома такого-то года, а когда подрядчик выходит на дом, оказывается, что информация взята с потолка и не соответствует действительности. Иногда выясняется, что ремонт делался в прошлом году или, наоборот, требуется провести больший объем работ, чем заложено по программе. В общем, много шероховатостей, поэтому жильцы часто недовольны.
«СП»: — Самое главное, по-моему, организовать отчетность расходования собранных средств, тогда многие вопросы сами собой отпадут.
— Есть два способа накопления средств: специальный счет дома или так называемый «общий котел» у Регионального оператора. Региональный оператор, по сути, – это такая большая касса взаимопомощи, которая не позволяет пропадать средствам, накопленным на счете. Но когда собственники принимают решение накапливать деньги на спецсчете, возникает много сложностей. Они должны открыть этот счет, делать отчеты по нему, к сожалению, не всем это по силам. И пока нужная сумма на ремонт накопится, деньги обесцениваются. К сожалению, наши банки пока не готовы кредитовать владельцев специального счета.
«СП»: — Получается, что таких счетов и нет в регионах?
— Их очень мало, где-то от 200 до 2000 открыто. Большинство людей выбирают Регионального оператора. Надо понимать, что принятая программа капремонта должна выполняться — это главное. Все должно быть прозрачно: конкретный дом, конкретный год, конкретные виды работ должны быть произведены в указанный срок. По этим обязательствам отвечает региональный бюджет. Кроме того, деньги, которые пойдут на ремонт домов, они складываются ведь не только из взносов граждан, есть еще субсидирование из регионального и муниципального бюджетов. Поэтому говорить, что отдал свои деньги непонятному дяде, а он их как-то там крутит у Регионального оператора, было бы неправильно.
Это действительно общий котел, но этой системе нужен жесткий многоуровневый контроль за расходованием средств: по линии прокуратуры, финмониторинга. Плюс существуют жесткие ограничения: на что можно тратить собранные средства, а на что нет. Хотя согласна, что прозрачность пока не очень велика. Наша организация продолжит в следующем году мониторинг открытости региональных операторов. Мы согласны, что у каждого дома должен быть отдельный «кабинет» в интернете, чтобы можно было посмотреть, сколько денег накоплено и на что они израсходованы. Причем собственник должен принимать самое активное участие в выборе подрядчика и в уточнении видов работ по домам. И самое главное – совет дома, его представитель, должен иметь возможность подписывать акт приемки по дому.
«СП»: — Как жителям региона ознакомиться с местной программой капремонта, она есть в открытом доступе?
— Это обязательное требование, все эти программы должны быть в открытом доступе. Они, как правило, есть на сайтах профильных министерств, либо фондов капитального ремонта. Другое дело, что есть такие программы, например, в Московской области, где написано, что все дома будут отремонтированы в период с 2014 по 2035 гг., они не разбиты по годам, это плохо. Сейчас вносят поправки в Жилищный кодекс. Уже на законодательном уровне будет содержаться прямое требование к субъектам, разбить всю программу минимум по три года, чтобы жители понимали, когда и какие виды работ будут проделаны.
«СП»: — Что касается перечня работ, по каждому дому ведь нужно решать индивидуально, а как это увязать с общей программой капремонта?
— Программа капремонта бывает долгосрочной и краткосрочной. Виды работ должны формироваться на основании реального обследования дома и по закону утверждаться на собрании собственников. Но, к сожалению, это в нашей реальности не всегда работает. Из-за недостатка средства производят точечный ремонт, например, много претензий было в Брянской области. Жители говорят, у нас в доме фундамент заваливается, а нам в ближайшие три года крышу собираются ремонтировать. Или, скажем, всем меняют лифты, а собственник считает, что им нужно что-то другое сделать. По закону за собственником последнее слово.
«СП»: — В регионах, где приняли заведомо заниженные суммы ежемесячных взносов на капремонт, можно будет их скорректировать?
— Да, это возможно. Сложнее скорректировать программу по капремонту, изменить его сроки. Допустим, в программе дом стоит на 2015 году, а, обследовав, выясняется, что он еще ничего и есть более старые дома, нуждающиеся в капремонте. Можно один раз по закону «передвинуть» срок ремонта этого дома на поздний срок. Что касается взносов, они утверждаются региональными законами и могут пересматриваться. Так, в Санкт-Петербурге сочли возможным большую часть средств доплатить из регионального бюджета, а с граждан брать только 2 рубля. У города имелись такие возможности, но тут регионам нужно правильно оценивать свои силы и не принимать популистские решения. Если установить минимальные взносы, но не провести ремонт вовремя, будет еще хуже. Кстати, в Санкт-Петербурге уже 2015 году планируют увеличить ежемесячный взнос на капремонт.