Опросы
Извините, в настоящее время нет доступных опросов.
Апрель 2024
Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
« Мар    
1234567
891011121314
15161718192021
22232425262728
2930  
Архивы

Евгений Харланов: «Ситуация с «Сибиряком» — это боль»

Лесохимик

На этой неделе братский «Сибиряк» закончил очередной футбольный сезон. И, как уже привыкли болельщики, — неудачно, заняв последнее место в турнирной таблице. Будет ли он участвовать в новом сезоне – большой вопрос.

О положении команды, невыплате зарплаты и о надеждах на лучшее мы беседуем с  главным тренером команды Евгением Харлановым.

XARLANOV

Фото Валерия ПАВЛОВА

 

 

— Евгений Федорович, последние домашние игры «Сибиряка» стали провальными, и настолько, что казалось, команды у нас уже нет. Разгромные результаты, полная беспомощность, гнетущая пустота на стадионе… О проблемах клуба всем нам известно, но чтобы все это настолько отразилось на игре – в это даже не верится. Что случилось?
— Матч со «Сменой» из Комсомольска-на-Амуре стоит особняком. Футболисты устроили обструкцию, решили, что раз к ним так относятся, то зачем упираться? Кроме того, чисто по составу команды, который постоянно и сильно менялся не в лучшую сторону, рассчитывать на результат не приходится.
Только в прошлом году от нас ушло пять квалифицированных футболистов, это Волощук, Русских, Кулигин и другие. А на замену никто не пришел. В межсезонье обычно команды усиливаются, приглашают хороших игроков, мы же их только отдавали. В «Сибиряк» никто не хочет ехать из-за его финансовых проблем. В итоге, на сегодня у нас осталось всего четыре востребованных футболиста и те, кто хочет стать футболистом, а еще те, кто считает себя футболистом. На текущий момент нет нападающих. И вообще неизвестно, соберется ли команда к началу нового сезона в июле. Более того, в этом году команда пропустила сборы и к завершающим играм подошла неподготовленной. В Братске футболистам было не с кем играть, не было спаррингов. Любительские команды – это не тот уровень, они играют первые 15 минут, а дальше физически уже не могут.

— Вы говорите, что нет нападающих. А как же наш братский нападающий Сабанов? Что с ним случилось?
— Алексей как футболист сам себя губит. У него осталось немного шансов, чтобы заиграть, но проблемы с дисциплиной уменьшают эти шансы практически до нуля. Я посылал его во все команды первой лиги, куда его приглашали, в том числе в Барнаул, в московское «Торпедо», но нигде он не закрепился. В «Сибиряке» он тоже не может себя проявить из-за постоянных травм. Упражнения в рамках лечения, которое ему назначили, он не выполняет, поэтому 15 минут на поле – и дальше он играть не может. А на последних играх из-за безобразного поведения вообще был дисквалифицирован на три игры.

— Команда находится в подвешенном состоянии, но в таких условиях кажется логичным доказать всем, что вы – команда, способная работать вопреки обстоятельствам. Почему «Сибиряк» за себя не борется?
— Первые проблемы с командой начались в 2010 году, когда прозвучало, что команда нужна, но денег на нее нет. Тогда футболисты и поняли, что они в действительности не нужны. Затем началась череда серьезных финансовых проблем. О них болельщикам слушать неинтересно,  все хотят выигрышей своей команды. Ситуация с «Сибиряком», особенно в этом году, – это боль.
Как играть, когда задерживают заработную плату по три месяца? Зарплату в 20 тысяч рублей?! Никому ведь не интересно, что у некоторых футболистов по двое детей, семьи, жены. В этом году задержка по зарплате была колоссальной, из-за политических игр в городе некому было подписать бумаги о финансировании команды. По контракту Российского футбольного союза мы должны предоставлять профессиональной команде экипировку, проживание, питание, проезд. Кроме частичной экипировки в этом году мы не могли дать ничего. Благо, нашлись болельщики, которые либо в долг, либо безвозмездно предоставляли проживание приезжим футболистам. В одном из падунских кафе было организовано питание для ребят – бесплатно. Футболисты на обед съедали первое блюдо, а второе забирали на вечер с собой… Вот в таких условиях мы оказались. И удивительно, что команда вообще собралась к завершающим играм сезона. Некоторые игроки приехали на игры за свой счет.

— Разгневанные болельщики склонны винить в сложившейся ситуации главного тренера команды. Некоторые даже требуют вашей отставки. Что бы вы ответили на это?
— Да, найти виновных в моем лице и в лице директора клуба легко. Мне говорили на одной из пресс-конференций, что я загубил футбольный клуб. Но я не собираюсь оправдываться. Уйти и бросить команду сейчас? Я не могу этого сделать. Кто пойдет на мое место? Таких самоубийц нет. Я пришел в «Сибиряк» из детского футбола, где проработал тренером 25 лет. Начинал во взрослой команде помощником, получил специальное образование в Высшей школе тренеров и получил право стать главным тренером. В прошлом году поступил в тренерскую академию высшего мастерства и сейчас заканчиваю ее. Кроме того, у меня были хорошие учителя – это тренеры «Сибиряка» Орлов, Муратов, Лавров, Юркович, помощник Измайлов. И при нашей работе команда дважды входила в пятерку лучших команд дивизиона, по версии Российского футбольного союза становилась самой лучшей командой с наименьшим бюджетом. Думаю, что в проигрышах «Сибиряка»  меньше нашей вины, чем наших проблем. Команду подвели к такому состоянию.

— Со стороны порой кажется, что игроки «Сибиряка» перестали работать…
— Да, часто можно слышать, как нас упрекают в том, что мы лодыри и ничего не делаем. 11 мужиков бегают по полю и гоняют мячик. Такие люди не понимают, что футбол – это тяжелая и травмоопасная работа. Ребята тренируются ежедневно два раза в день полтора  часа утром и два часа вечером. В промежутках, не считая потраченного времени на переезд, регулярно проводятся тактические занятия в классе. То есть, свободного времени у профессионального футболиста не так много.
Еще немного хочется рассказать и о нашей зоне «Восток». Когда я где-нибудь в другом городе рассказываю, как мы добираемся из Братска в Хабаровск или Благовещенск, мне не верят… Ехать на автобусе до Иркутска 12 часов, потом лететь 4 часа до Хабаровска, затем до Благовещенска еще 6 часов на автобусе и в этот же день приступить к тренировке, а на следующий  играть – это трудно. И никто так не делает. Но это наши будни… Мы так живем и работаем уже много лет.

— В прошлом году много говорили о том, чтобы укомплектовать «Сибиряк» своими игроками.
— Я изначально был против этой идеи. Хотя когда меня приглашали в команду еще в середине нулевых, то ставили именно такую задачу. Но нужно понимать, что не все игроки в местной спортшколе созревают одновременно, и далеко не у всех есть талант и способности играть в профессиональной команде. В нашем городе выбор перспективных игроков, к сожалению, не слишком велик. В детскую спортшколу производится массовый набор, но выбрать там игроков проблематично. В местном футболе нет конкуренции. Мы сталкиваемся со всеми традиционными проблемами подросткового спорта.  Игроков мало, у них зачастую возникают проблемы с учебой, как следствие – со спортивной дисциплиной, родители  не рассматривают футбол как будущую карьеру для своих детей, в итоге мотивации играть нет. Хотя из «Сибирка» вышло много отличных футболистов, которые сегодня играют в высшей, первой лигах и хорошо зарабатывают. В последние годы благодаря Группе «Илим» детская команда 1996 года у нас подобралась неплохая, ребята много поиграли на выезде, и мы надеемся, что они пополнят ряды «Сибиряка», если команду удастся сохранить. Но опять же, мы будем выбирать не из сотен игроков, а из 15-20-ти.

— А как насчет взрослых любительских команд? Некоторые околофутбольные критики говорили в прошлом году, что парни с улицы играют ничуть не хуже.
— Уровень физической и моральной подготовки у них низок. Это не профессиональные футболисты, уже сложившиеся личности, и их трудно перестроить, ввести в работу основного состава. Из пяти человек, что мы отобрали в прошлом году, осталось двое, люди оказались не готовы к работе в профессиональной команде.

— Отношение властей, города, болельщиков к братскому «Сибиряку» в последние годы говорит само за себя. Все чаще прихожу к печальному выводу, что команда не нужна Братску. А что вы думаете об этом? Нужен ли «Сибиряк»?
— Команду подводят к ликвидации. Хотя я знаю, что заместитель губернатора Иркутской области Сергей Серебренников делает все возможное, чтобы команду сохранить, найти для нее спонсоров. Но это процесс небыстрый, и пока «Сибиряк» имеет все шансы повторить судьбу ангарской футбольной команды «Ангара», которая также из-за финансовых проблем была закрыта более 20 лет назад, и до сих пор в городе нефтехимиков нет профессионального футбола. Закрыть и разрушить легко, а вот восстановить – практически нереально. Я и игроки «Сибиряка» надеемся, что Братск все-таки сохранит команду. Думаю, что она нужна городу. Если у нас все стабилизируется, то за ближайший год мы восстановим команду, и болельщик вернется на стадион.

Беседовала
Елена КУТЕРГИНА

Комментарии запрещены.