Почему мэр Климов не захотел публично отчитаться перед братчанами?
К середине рабочего года мэр Братска Константин Климов, наконец, созрел отчитаться о своей работе. Правда, заслушать отчет или хотя бы узнать его основные моменты из независимых городских газет, теленовостей и интернет-изданий у братчан возможности нет. Дело в том, что Климов решил отчитываться в трудовых коллективах и перед общественными организациями города, не приглашая на эти встречи не только всех желающих, но и журналистов. Но корреспондент «Голоса Братска» на один из таких полусекретных отчетов 23 мая в стенах городской думы все-таки попал.
Фото из архива «ГБ»
Ежегодный отчет мэра Климова изначально сопровождался интригой: о чем же будет отчитываться мэр без фактических полномочий, да еще и без думы, которая, как бы мы не были корректны, развалилась как раз при его непосредственном управлении и участии?
О готовящемся отчете Константина Климова в большом думском зале перед общественным советом при мэре города в пятницу, 23 мая, мы узнали случайно: ни на сайте городской думы, ни в других источниках о готовящемся отчете сообщено не было, как оказалось – нас не оповестили сознательно.
— Мне бы не хотелось делать из отчета некое политическое шоу с телевидением и газетами, и хотелось бы избежать всяческих спекуляций на политическую тему, — завил Климов.
Вот так городских журналистов Константин Климов ласково назвал шоу-мэнами, которым не место на отчете мэра, что весьма красноречиво говорит как о степени его открытости, так и о политической смелости. Отчитаться в этот раз мэр решил перед 45-ю присутствующими, в составе которых в основном были пенсионеры, ветераны, несколько депутатов и членов партии «Единая Россия», городских активистов – потенциальных кандидатов на предстоящие выборы.
Как оказалось, отчитываться мэр был намерен не за себя и свою работу в прошлом году, а сразу за почти все пять лет деятельности городской думы, а заодно и администрации, регионального правительства и даже крупных градообразующих предприятий. Все, что в городе произошло хорошего и позитивного за последнюю пятилетку – заслуга и мэра, и депутатов, как ни крути. Тут не обошлось и без пресловутой истории о строительстве детских садов в Братске, правда, мэр как-то забыл упомянуть, что проблема с реконструкцией детских садов решалась в основном за счет Группы «Илим», которая выделяла в последнее время беспрецедентные инвестиции на реконструкцию и строительство дошкольных учреждений в городе, а правительство Иркутской области приняло решение о выделении средств на строительство двух типовых детских садов — в жилых районах Порожский и Сухой. Рост зарплаты педагогов – тоже, оказывается, заслуга мэра и думы. Интересно, что на это бы сказал губернатор Ерощенко или министерство образования Иркутской области? Особой приоритетной работой мэра и депутатов в последние 5 лет, как оказалось, стала тема экологии. Модернизация Братского лесопромышленного комплекса — еще одно событие в городе, не обошедшееся без участия городских властей. Появление в городе природоохранной прокуратуры – заслуга депутатов, которые буквально забили прошениями и настаиваниями публичное пространство – и их услышали. Не забыл Климов упомянуть и о бесславной станции экологического мониторинга, которая появилась в городе в прошлом году, но по сей день, по признанию мэра, так и не работает в полном режиме. Можно ли считать работу о создании системы экомониторинга в Братске надуманной и популистской? Думаю, читатели сами сделают выводы на этот счет. Единственная реальная заслуга думы Братска в вопросе экологии, на мой взгляд, это ее воспринятая всерьез на верхах инициатива о перераспределении фонда экологических платежей. Именно благодаря братским депутатам с 2016 года в город будет возвращаться на 15% средств из фонда больше, а это прибавка к городскому бюджету в размере 70 млн рублей.
Ради объективности стоит сказать, что заслуги, которые можно приписать исключительно мэру и его несостоявшейся команде, можно пересчитать по пальцам. Самые заметные из них – это присоединение Новой Стенихи к Братску, и то, скорее, это заслуга депутата Аркадия Нестеренко, нежели мэра Климова. Также – возвращение льгот ветеранам в спорткомплексе «Таежный». Немаловажным решением можно считать отказ от дорожного реагента «Бионорд», правда, этот отказ можно считать исполнением всего лишь воли народа, под натиском которой только самоубийца мог бы продолжить сыпать эту гадость на дороги города. Не знаю, можно ли считать это заслугой, но дума была весьма продуктивна на счет принятия различных актов и постановлений. Важной писанины в стенах думы стало больше на четверть. Не говоря уже о накале страстей, градус которых в думе порой достигал невиданных высот. Был ли от этого толк? Быть может, мы узнаем в году 2016?
Говоря исключительно о своей работе, мэр вспомнил знаменитую авторскую концепцию «Город, в котором хочется жить» и признал, что она не стала рабочей. В действительности, концепция, кажется, переросла в несколько иную – в «Город, в котором не хочется жить». И тому подтверждение – печальная статистика угасания Братска, которую, надо отдать должное Климову, он не побоялся озвучить и честно рассказать о реальном положении дел в экономике города, сложившееся за пятилетие его правления. Честно говоря, цифры ужаснули. По сравнению с 2008 годом рост бюджета составил всего 5,8%, что при ежегодной инфляции в России, а также в сравнении с мощно растущим региональным бюджетом в последние годы можно считать колоссальным провалом. Такое чувство, что о Братске просто забыли, а может, о нем просто некому было напомнить все эти последние годы? Хотя так говорить – не совсем справедливо. Выяснилось, что рост поступлений из выше стоящих уровней бюджетов в город значительно возрос, а вот зарабатывать собственные средства Братск в конец разучился. Деньги города в основном тратятся на зарплату бюджетникам, на развитие же перепадают крохи. Одна из самых болезненных сфер – ЖКХ – с 824 млн рублей в год в 2008 году обеднела до 533 в 2013-м: около 300 млн рублей в год Братск не дополучает в благоустройстве города. Не удивительно, что все мы наблюдаем некий упадок на улицах города.
Ремонт дорог – тема особая. Приписать себе заслугу 2014 года о выделении Братску 180-ти млн на эти нужды Климов не мог – деньги выделяет в основном область. При действующем же мэре Братск капитально просел в вопросе получения средств на восстановление дорожного фонда – в разные годы за время его правления город получал от 25 до 80 млн рублей в год, не более того, что предсказуемо привело к полной деградации дорожного фонда Братска.
Самой, пожалуй, печальной цифрой в отчете мэра прозвучала статистика по оттоку молодежи. Если еще в 2012 году из 2605 молодых людей, уехавших из города, назад возвращалось 1819, то в текущем из 1800 приехало всего лишь 300! Не уверена, что это объективная статистика и стоит ли воспринимать ее всерьез, но если это так, то любые заслуги мэра, думы, администрации, любой власти – это ничто, если из города столь стремительно уезжает молодежь.
Конечно, мэр не преминул возможностью напомнить, как нелегко складывалась политическая обстановка в городе. Частая смена власти не дала Братску ничего хорошего. Тут и экономический кризис 2009-2010 годов подпортил картину. Но вот что интересно: сам Константин Климов, как представитель власти, за все 5 лет не менялся – он практически все время стоял у руля, сначала в качестве председателя думы, а последние 3 года в качестве мэра, но был ли в этом смысл и толк?
Ответить на этот вопрос он предлагал всем, кто заслушал его отчет, а в число избранных вошло 1278 горожан. Поставить оценку мог любой желающий из них. Но, пожалуй, самой понятной и красноречивой оценкой мэру стал последний вопрос из зала от братчанки Натальи Ушаковой, которая напомнила мэру о политической гордости и спросила, почему он не уходит в отставку, учитывая, что дума города распущена?
— Это вопрос с политической интрижкой. Я не раз заявлял, что не против уйти в отставку. Но дело в том, что мое пребывание на посту мэра сегодня необходимо. После принятия судом решения о расторжении контракта с сити-менеджером по сути никто не мог принять решение о назначении исполняющего обязанности главы администрации ввиду отсутствия думы кроме главы муниципального образования. Своим решением я это сделал, и в случае возникновения подобных ситуаций мэр снова будет назначать исполняющего обязанности. Другой пример: каждый год дума принимает решение о сезонных дачных маршрутах и выделении льгот на проезд. Ввиду отсутствия думы это решение также принял мэр, который правомочен принимать подобные решения в данной ситуации, иначе были бы нарушены конституционные права граждан. И таких примеров я могу привести несколько. Аппарат думы насчитывает 20 человек, все они не уволены, и мэр – их работодатель. В случае отсутствии мэра им никто не сможет выплатить зарплату.
Константин Климов также в своем эмоциональном ответе заявил, что его нахождение на посту никак не связано с зарплатой, размер которой, правда, он уже на протяжении нескольких лет почему-то не называет.
— Дело не в зарплате мэра. Все, что необходимо для оптимизации расходов, нами сделано. Мэр уйдет в неоплачиваемый отпуск, и в очередной, если это будет необходимо, чтобы не получать выплаты. Но при всем моем желании и как бы некоторым не хотелось, я не уйду до сентября 2014 года – до истечения сроков моих полномочий, — отрезал мэр.
К сожалению, вопросы об отставке он приписал лишь тем людям, которым он не нравится, считая, что многие братчане лишь из особой антипатии задаются вопросом: «А нужен ли нам мэр без полномочий?», — не замечая, что горожане руководствуются всего лишь здравым смыслом и логикой.
Увы, «Голос Братска» не может поставить мэру Климову удовлетворительную оценку за всю его пятилетнюю работу. С нами из 1278 человек согласилось еще 315 братчан, которые также, со слов Константина Валерьевича, поставили «неуд» мэру. Сколько «двоек» в действительности выставили бы все горожане, будь у них на то возможность, остается только догадываться. Но кому и зачем нужна эта статистика, мы так и не поняли. Ведь выводы о своей работе и политической карьере Климову делать уже очевидно поздно.
Татьяна Карасева