Часть крымских татар планирует принять участие в референдуме 16 марта, утверждает лидер партии Милли Фирка Вавси Абдураимов
РУССКАЯ ПЛАНЕТА 15 марта 2014, 23:15 Алексей Сочнев
Острый Крым
Подготовка к референдуму 16 марта в поселке Орлиное под Севастополем. Фото: Валерий Мельников / РИА Новости
Будут ли участвовать в референдуме крымские татары — ключевой вопрос на повестке дня. От этого во многом зависит, будет ли референдум 16 марта считаться всенародным, так как крымские татары — коренные жители Крыма.
Ранее проблемы Крыма и крымских татар российский президент Владимир Путин и бывший глава Татарстана Минтимер Шаймиев обсуждали с экс-главой крымскотатарского Меджлиса Мустафой Джемилевым, но спустя несколько дней Джимелев призвал бойкотировать референдум и попросил вмешательства НАТО в Крым. Крымские татары провели акции протеста, призывая бойкотировать предстоящее голосование.
В то же время Москва во время крымского кризиса неоднократно давала понять, что заинтересована в сотрудничестве с крымскими татарами, — речь шла о финансовой помощи. Глава партии «Справедливая Россия» Сергей Миронов обещал внести в Госдуму законопроект о реабилитации крымских татар после проведения референдума. Несмотря на принятый еще в 1991 году закон о реабилитации народов, высланных со своих земель при Сталине, в отношении крымских татар за более чем 20 лет он так и не заработал.
«Русская планета» поговорила с известным активистом национального движения крымских татар, председателем Кенеша партии «Милли Фирка» Васви Абдураимовым, о том, будут ли участвовать татары в референдуме, что думают о НАТО и ситуации в Киеве.
Будет ли ваша партия принимать участие в референдуме?
— Да, будет. И не только члены нашей партии, но, думаю, большая часть крымских татар примет участие в референдуме и проголосует за воссоединение Крыма с Россией. Я буду голосовать за вхождение Крыма в состав России. Но наверняка часть крымских избирателей отдадут свои голоса за государственную самостоятельность АР Крым в составе Украине. Думаю, таких будет значительно меньше.
Какие, по вашему мнению, есть плюсы и минусы вхождения в состав России?
— Жить в большой и сильной стране всегда комфортнее и безопаснее. Во-вторых, в России давно восстановлены на законодательном уровне права ранее репрессированных народов: калмыков, чеченцев, ингушей, балкарцев, карачаевцев. У этих народов есть свои республики, свои парламенты и свои правительства. Есть представители в федеральных органах власти. В Украине за 23 года не принято ни одного правового акта в этом отношении.
Васви Абдураимов. Фото: archipelag.ru
Крымские татары — коренной народ Крыма — был причислен по статусу к национальному меньшинству, как и русские впрочем. На государственном уровне проводилась политика ассимиляции в рамках доктрины «Одна страна, одна нация, один язык и одна вера». Где в такой Украине место крымским татарам? В отличие от унитарной Украины Россия — федерация, где каждый народ имеет конституционные гарантии сохранения своей самобытности, культуры, языка и возможности для развития.
Много ли среди татарских организаций противников референдума?
— Главным противником референдума является организация Меджлис — структура, специально созданная для проведения в крымскотатарской среде евроатлантической политики и спецпроектов западных центров влияния. Их поддерживает около 15% крымских татар.
Как ваши сторонники относятся к тому, что произошло в Киеве (свержение Януковича, смена власти и так далее)?
— При всем негативном отношении к политике, проводимой президентом Украины Виктором Януковичем, в Киеве произошел государственный переворот посредством вооруженного захвата власти с целью не допустить интеграцию Украины в Евразийский союз. После 21 февраля 2014 года, когда были нарушены договоренности между президентом Украины и лидерами оппозиции при посредничестве министров иностранных дел трех ведущих западноевропейских государств и в присутствии спецпредставителя главы Российского государства господина Лукина, законная власть в Киеве приказала долго жить. Сегодня в Украине государства как такового нет.
Как ваша партия оценивает слова экс-главы Меджлиса, народного депутата Украины Мустафы Джемилева о том, что НАТО надо вмешаться в ситуацию в Крыму, как это было в Косово.
— Это безумие с приступами активного помешательства. Крымским татарам, да и всем жителям полуострова с возвращением Крыма в Россию ничто не угрожает. Наоборот, наша безопасность будет обеспечена всей мощью державы, с которой сегодня считаются и США, и Китай.
Крымские татары после молитвы в п. Орлиное под Севастополем. Фото: Валерий Мельников / РИА Новости
А для спасения лично господина Джемилева вряд ли стоит посылать в Крым контингент войск НАТО. Пусть не беспокоится, мы и его не дадим в обиду.
Как вы оцениваете обстановку в Крыму сейчас?
— Крым в ожидании исторических перемен. Многие еще не верят, что полуостров возвращается в родные пенаты. У кого-то есть чувство тревоги и страха, кто-то уже навострил лыжи и бежал от ответственности куда подальше. Но большинство жителей Крыма однозначно за воссоединение с Россией.
Как, по вашему мнению, оценивают ситуацию крымские татары в Турции?
— Во-первых, крымских татар в Турции как таковых нет, за исключением тех, кто учится или работает из Крыма. Есть значительная часть турок — потомков некогда вышедших из Крыма крымских татар в середине-конце 19-го — в начале 20 веков. У последних, кроме как виртуальной ностальгии по Родине предков ничего крымского уже не осталось. Что говорить, если за 23 года независимости Украины за исключением единиц никто из них не переехал в Крым на постоянное жительство. Но как ближайшие родственники турки выражают поддержку своим крымским тюркам в заботе об их безопасности и защите от возможного насилия и агрессии.
Есть ли у вашей партии прогноз, сколько человек примет участие в референдуме?
В последние годы из полутора миллионов избирателей Крыма на выборы приходило от 700 тысяч до 900 тысяч человек. По данным соцопросов и исследований, на этот раз выход к урнам будет значительно выше. По нашим данным, в референдуме примут участие не менее 1,2 миллиона избирателей Республики Крым.
Слышали ли вы про инициативу Сергея Миронова о законопроекте, о реабилитации крымских татар? Что вы об этом думаете? У вашей партии, насколько мне известно, был свой проект закона для Украины, что с ним в итоге произошло?
Об инициативе лидера «справороссов» нам, конечно же, известно. Хочется верить, что эту инициативу поддержат и другие фракции Госдумы. Что касается нашего законопроекта, мы его вынесли на всеобщее обозрение и обсуждение. После чего, с дополнениями и правками направили во все государственные институты Украины, имеющие право законодательной инициативы, с просьбой внести наш законопроект на рассмотрение в Верховной Раде Украины. Кстати, законопроект Милли Фирка максимально был приближен к аналогичному российскому закону «О реабилитации репрессированных народов», принятому еще в апреле 1991 году и действующему по настоящее время. Но вместо принципиального решения вопроса — восстановления прав и реабилитации крымскотатарского народа, депутатам Украины предложили рассмотреть куцый законопроект Джемилева «О депортированных лицах». Но и его в конце концов заболтали.
Источник: http://rusplt.ru/policy/ostryiy-kryim-8683.html