Опросы
Извините, в настоящее время нет доступных опросов.
Апрель 2024
Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
« Мар    
1234567
891011121314
15161718192021
22232425262728
2930  
Архивы

Тайга стонет от черных лесорубов

Комиссия по правам человека, общественному контролю за деятельностью правоохранительных органов и силовых структур Общественной палаты Иркутской области вторично вернулась к теме правонарушений в лесной отрасли, посвятив ей круглый стол.

По мнению председателя комиссии Анатолия Капустенского, беспредел в тайге не только не уменьшается, но и крепнет, и необходимо вырабатывать срочные меры по защите лесного богатства.

Обзор, сделанный начальником государственного лесного надзора областного Агентства лесного хозяйства Алексеем Бархатовым, трудно назвать обнадеживающим. Число незаконных рубок из года в год растет. В Осинском и Боханском районах, где спелой древесины осталось совсем немного, валят уже молодые тонкоствольные леса. Масштабным набегам черных лесорубов подвергаются леса Тулунского, Зиминского, Куйтунского, Нижнеудинского районов.

За 9 месяцев этого года работниками лесничеств выявлено 1634 случая незаконных рубок, примерно столько же, сколько за этот же период прошлого года. Объем «левого» леса составил 147 тыс. кубометров, а нанесенный государству ущерб оценивается в 729 млн рублей.

По словам председателя комитета по законодательству о природопользовании, экологии и сельскому хозяйству Законодательного Собрания Юрия Фалейчика, эти цифры не отражают действительного положения вещей. Даже осторожные в оценках руководители федерального лесного агентства признаются, что объем незаконной древесины составляет не менее 10% от объемов всей заготовки. Для Иркутской области это означает потерю 2,5 млн кубометров леса, то есть примерно в 18 раз больше, чем поймано и оштрафовано.

– Но и это только вершина айсберга, – сказал парламентарий. – Мы в Законодательном Собрании сделали свои расчеты, запросив данные у всех служб: таможни, лесной полиции, железной дороги… Картина, доложу я вам, получилась устрашающая. Если в 2010 году объем так называемой древесины неясного происхождения, куда входит и незаконная рубка, и неучтенные санитарные рубки, и перерубы, составил 6,8 млн кубометров, то уже в 2011 году – 7,5 млн кубов.

Как признался начальник МРО по борьбе с преступлениями в лесной отрасли управления экономической безопасности и противодействия коррупции областного УВД Дмитрий Никифоров, хотя в суды направлено 712 уголовных дел (на 9% больше прошлогоднего), лесной полиции не удается в корне переломить ситуацию.

– Кто основной поставщик черных лесорубов? Сельские жители. Не имея возможности устроиться на работу, они идут в лес ради пропитания. Сегодняшнее лесное законодательство ориентировано на крупных арендаторов, ущемляя интересы мелких. Им очень сложно получить лесосечный фонд. Вот они и вынуждены зарабатывать деньги нелегальным путем.

По его мнению, необходимо вносить коррективы не только в федеральный закон, но областной, регламентирующий деятельность пунктов приема и отгрузки древесины. В нем не предусмотрен порядок изъятия древесины, происхождение которой не установлено.

– Проводим проверку пункта и обнаруживаем, что из тысячи, к примеру, кубометров леса, складированного там, на 200 кубов нет документов, подтверждающих ее законность. И эти «левые» кубики мы не имеем права конфисковать, ограничиваемся лишь административными мерами. Суды тоже слишком лояльно относятся к правонарушителям. Хотя уголовный кодекс предусматривает наказание вплоть до лишения свободы, лишь один человек за последние четыре года попал под эту статью, – сказал Дмитрий Никифоров.

Федеральное агентство лесного хозяйство разработало проект закона о государственном регулировании оборота лесоматериалов, который должен вступить в силу с 1 марта 2013 года. Казалось бы, беспределу в тайге будет положен конец. Но надежды на его скорое принятие развеял Юрий Фалейчик.

– Проект этого закона лежит на моем столе уже более двух лет. Он даже не выносился на рассмотрение Госдумы. Оно и понятно: незаконная заготовка – самый коррупционный сектор экономики нашей области. Подсчитано, что на взятки уходит примерно 10% от оборота, примерно 25 млн долларов. При таком «лоббировании» закон еще не скоро появится на свет. Что же касается корректировки нашего областного закона «О деятельности пунктов приемки и отгрузки древесины», то мы, депутаты, всегда согласны это сделать. Закон действует уже два года и доказал свою эффективность. Надо сделать его зубастее – давайте делать.

Участники круглого стола рекомендовали правительству области принять меры к повышению ответственности тех глав муниципальных образований, на чьей территории происходит наибольшее количество правонарушений в лесной сфере. А депутатам Законодательного Собрания предложено инициировать проверку областной КСП использования бюджетных средств, выделяемых на усиление борьбы с преступлениями в лесном комплексе.

Александр Павлов

Источник: https://www.babr24.com/irk/?IDE=109700

Комментарии запрещены.