Опросы
Извините, в настоящее время нет доступных опросов.
Сентябрь 2024
Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
« Авг    
 1
2345678
9101112131415
16171819202122
23242526272829
30  
Архивы

Выбор пенсионера: либо зарплата, либо пенсия

Фото: РИА Новости/Игорь Зарембо

30 октября 2012 года 08:24 | Николай Чеховский

Правительство посчитало, что работники преклонного возраста живут слишком жирно

Федеральное правительство планирует отменить выплату пенсий продолжающим работать пенсионерам. Соответствующий законопроект должен быть подготовлен уже летом будущего года. Со ссылкой на замминистра, статс-секретаря Минтруда Андрея Пудова эту информацию приводит РИА «Новости».

Правда, источник в аппарате вице-премьера Ольги Голодец сообщает, что выплату пенсионных пособий приостановят только тем работающим, чьи доходы в несколько раз превышают размер пособия. При этом цель нововведения отнюдь не маскируется – правительство ищет социально приемлемые способы покрыть дефицит бюджета Пенсионного фонда. Но тогда неясен смысл нового законопроекта, ведь только ничтожный процент из 38 млн получателей трудовых пенсий имеет настолько высокую заработную плату, что может спокойно обойтись без госпособия. Неужели все это затевается ради этих столь редко встречающихся счастливчиков, кто, достигнув преклонного возраста, зарабатывает по 80 тысяч рублей в месяц и более? Вряд ли. Подавляющее большинство стариков, продолжающих трудиться, получает от работодателя как раз те самые 10-12 тысяч рублей в месяц, прибавка к которым средней по стране пенсии в 9 700 рублей позволяет сводить концы с концами.

– Значительной части работников бюджетной сферы удается попасть в самые нижние слои условного среднего класса как раз благодаря одновременному получению заработной платы и пенсионного пособия, — говорит ведущий эксперт Центра макроэкономического анализа и краткосрочного прогнозирования (ЦМАКП) Елена Пенухина. — Пенсионеры работают в основном потому, что им реально не хватает денег на покрытие текущих потребностей в оплате коммуналки, покупке лекарств, продуктов питания и одежды. Совмещение источников доходов для них — единственный шанс как-то прожить. Поэтому, прежде чем лишать граждан надежды поднять уровень жизни до минимально приемлемого по достижении нескольких десятков лет трудового стажа, нужно решить вопрос с размером заработных плат в государственном секторе. А сегодня озвученное намерение правительства явно преждевременно.

«СП»: — Повлияют ли планы Минтруда на рынок труда?

— Безусловно. Численность населения в стране продолжает сокращаться. Так, сегодня в России насчитывается 2,4 миллиона 20-летних граждан, и только 1,2 миллиона – 14-летних. Меры государственного стимулирования рождаемости пока не могут переломить эту тенденцию. В одном из самых успешных в этом отношении 2011 году в стране родилось 1,6 миллиона малышей. И даже, если вдруг произойдет какой-то взрыв рождаемости, то на рынке труда он сможет отразиться более чем через 20 лет, поскольку будущую рабочую силу надо еще вырастить и дать хорошее образование.

Поэтому сначала надо просто решить, а кто будет в нашей экономике дальше работать? Дефицит кадров в случае массового выхода работников преклонного возраста на пенсию, а новый законопроект будет стимулировать их к этому, нельзя будет даже компенсировать привлечением мигрантов. Потому что едут в основном люди на стройки, на уборку придомовых территорий. А квалифицированные трудовые кадры не очень-то рвутся работать к нам, заманить их можно только заработными платами, превышающими доходы наших квалифицированных сотрудников.

«СП»: — В каких секторах больше всего возникнет дефицит кадров?

— Вот хороший вопрос: кто будет вместо еще трудоспособных пенсионеров работать в школах, больницах, вузах? В университетах сегодня работают либо люди до 25 лет – аспиранты практикуются, либо это профессорский состав преклонного возраста. Мы недавно проводили исследование в ЦМАКП, выясняя социологические параметры отечественных научно-исследовательских кадров. Так вот, выяснилось, что более 50% ученых, ведущих в нашей стране перспективные научные разработки, уже достигли пенсионного возраста. Вы представляете, какая это будет потеря научных кадров, невосполнимая потеря для экономики страны? Да, к тому же, совершенно непонятно, почему можно забрать пенсии у стариков, продолжающих работать, если с их заработков также продолжают взимать отчисления в Пенсионный фонд. То есть получится, что те, кто не работает и взносы не платит, пособия получат, а те, кто работает и делает отчисления, на пенсии не должны рассчитывать? Но это очень странная логика! Очевидно, что кабинет министров ищет источники закрытия бреши в бюджете ПФР, но такими мерами и дыру не залатать, и создадутся условия, чтобы завтра эта дыра стала намного больше.

«СП»: — Но чиновники говорят, что эта мера не коснется стариков с небольшими заработными платами?

— А у кого из них они большие? У считанных единиц! Но ради них не стоило и отдельный закон изобретать. Поэтому можно говорить о попытке создать систему с неправильно выстроенными стимулами. Честнее было бы попросту повысить пенсионный возраст. Если правительство боится вызвать этим социальный протест, то, в случае изъятия пособий у работающих пенсионеров, протест будет даже больше, а последствия для экономики намного хуже!

Директор Института проблем глобализации и социальных движений Борис Юльевич Кагарлицкий также считает, что государство предлагает очень опасную меру:

— Прежде чем даже начать рассуждать, насколько данное новшество негуманно и нарушает права многочисленных граждан, надо принять во внимание, что квалифицированных кадров катастрофически не хватает уже сегодня. В значительной части — это довольно возрастные работники. Государство зачем-то стремится поставить их перед выбором: получать пенсию или работать. Это прямой удар по очень важному трудовому ресурсу. А ведь этот ресурс – серьезное условие выживания всей российской промышленности. Лишаться его совершенно нецелесообразно! Во всяком случае, это очень нецелесообразно делать для решения финансовых вопросов балансировки бюджета ПФР.

Конечно, когда-то в обозримое время нам придется урегулировать этот вопрос. Но практика в нашей стране еще в советское время сложилось таким образом, что работники преклонного возраста могли поддерживать приемлемый жизненный уровень за счет одновременного получения пенсий. Другой альтернативы нет и сегодня. Во всяком случае, я считаю, что надо сначала повысить пенсии, а уже потом ставить стариков перед выбором. Очевидно одно: сегодня страна к идеям из Минтруда совершенно не готова!

 


Во вторник правительственные СМИ поспешили сообщить, что слова чиновников из Минтруда были истолкованы неправильно, дескать, никто не собирается лишать работающих пенсионеров пенсий. Однако выглядели эти опровержения крайне неуклюже и больше напоминали «пробный камень» — вбросить информацию и последить за реакцией.

Источник: http://svpressa.ru/society/article/60211/

Комментарии запрещены.