Сегодня забастовка, завтра…
Фото ИТАР-ТАСС/ Александр Новиков
22 октября 2012 года 18:42 | Светлана Гомзикова
Рабочие Байкальского ЦБК отказались работать за нищенскую зарплату
Около 600 сотрудников Байкальского целлюлозно-бумажного комбината (БЦБК), который сейчас находится на грани банкротства, в понедельник, 22 октября, объявили бессрочную забастовку. Люди возмущены тем, что заработная плата на предприятии давно уже не дотягивает до средней зарплаты на производстве по региону и требуют повышения окладов на 30 %. Продолжать акцию рабочие намерены до тех пор, пока руководство комбината не пойдет им навстречу.
«Наш уровень заработной платы настолько нищенский, что на нее невозможно существовать, содержать семью. Не полностью укомплектован штат работников цеха. Из-за низкой заработной платы увольняются работники, а на их смену другие не идут. Приходится работать на трехсменках. Условия труда невыносимые», — говорится в коллективном заявлении, которое еще в начале месяца инициативная группа работников варочного цеха направила в адрес администрации БЦБК и губернатора области Сергея Ерощенко.
Однако руководство комбината на письмо никак не отреагировало. Поэтому утром в понедельник варочный цех объявил о начале бессрочной акции. А чуть позже к ним присоединились и работники других цехов.
«Всего остановлено четыре цеха – сушильный, варочный, древесно-подготовительный, котельный, — рассказала «СП» секретарь Слюдянского райкома КПРФ Альбина Гордеева. — Рабочие (а четыре цеха – это порядка 600 человек) требуют повышения заработной платы на 30%. Акция не санкционирована».
В самом начале стачки руководство комбината попыталось разогнать бастующих силами службы безопасности, сообщил Интерфакс со ссылкой на председателя первичной профсоюзной организации комбината Юрия Набокова. Но людей, по его словам, было больше охраны, поэтому пресечь выступление недовольных силовыми методами не удалось.
Тогда администрация постаралась дезавуировать акцию информационно, заявив, что не считает происходящее забастовкой, поскольку в понедельник на работу не вышли только шесть человек.
«Вот тут только рядом со мной человек восемьдесят стоят, — удивляется такой странной арифметике начальник котельного цеха ТЭЦ БЦКБ Федор Варченко. – Какие шесть человек? Все технологические цеха стоят, кроме ТЭЦ. ТЭЦ не имеет права бастовать, поскольку снабжает теплом город. И перебоев здесь быть не должно, не было и не будет. А остальные уже встали. Вот сейчас приехал министр экономики области Пашков (Владимир Пашков, первый зампредседателя областного правительства — прим. ред.), пытается уговорить рабочих, но одними уговорами, как говорится, сыт не будешь».
«СП»: — Чего хотят люди?
— Люди хотят, чтобы им повысили зарплату. Потому что инфляция растет, а зарплата стоит: за последние четыре года индексация проводилась всего один раз — на 6 %. Десять дней назад рабочие написали письмо руководству комбината и губернатору с требованием решить проблему оплаты труда на предприятии до 22 октября. Вопрос в том, чтобы повысить зарплату хотя бы до уровня инфляции. Возможно повышение по месяцам, по кварталам – неважно. Но необходимо что-то делать.
«СП»: — Почему в требованиях указана именно эта цифра – 30 %?
— А почти настолько как раз и выросли цены за последние четыре года — на 29,7 %. Но разговора серьезного о реальном повышении заработной платы нет вообще, а те, что ведутся – просто насмешка. Вот с 1 января 2013 администрация обещает повышение – 3%. Все… Понятно, что это не устраивает рабочих.
«СП»: — Федор Павлович, сколько в среднем получают рабочие комбината сейчас?
— «Грязными» тысяч пятнадцать. Соответственно, на руки где-то 12,5-13 тыс. рублей. Но это у кого высокий разряд. Только высококвалифицированных рабочих немного, большинство – молодежь с третьим, четвертым разрядом. Естественно, они и получают меньше. Хотя работу выполняют, бывает, и по пятому разряду, но квалификация у них низкая, и заработок получается низким тоже.
«СП»: — Выполнимы ли требования бастующих, учитывая, что предприятие находится в стадии банкротства?
— Но продукцию-то завод выпускает. Пашков вот тоже говорит, что предприятие – банкрот, на каком основании повышать? Говорит: мол, хотите вообще без работы остаться? Так хотя бы мало-мало, но что-то получаете. Терпите. Только почему мы должны терпеть? Мы – наемные рабочие, мы – не хозяева этого предприятия. А это изначально еще Дерипаска три-четыре года назад понабрал кредитов у «Альфа-Банка». Почему же теперь рабочие должны рассчитываться с «Альфа-Банком», с другими кредиторами? Он же не для нас брал, а для себя – это его предприятие (точнее, 50 % его, 50 – государства). А мы лишь наемные рабочие.
«СП»: — Сколько продлится забастовка?
— Мои говорят, что будут стоять до конца. То есть пока не повысят заработную плату или хотя бы не разработают механизм ее повышения. Если пойдет администрация на уступки, работу сразу же возобновят. Но пока такой заинтересованности у руководства, видимо, нет.
Администрация комбината уверяет, что у предприятия нет финансовых возможностей для повышения зарплат работникам.
«ОАО БЦБК находится в стадии банкротства, поэтому не имеет финансовой возможности повысить заплату на 30%, как требуют некоторые работники, отказавшиеся от выполнения служебных обязанностей. Индексация зарплаты будет осуществлена в январе на уровне официальной инфляции в России», – прокомментировал ситуацию ИТАР-ТАСС внешний управляющий БЦБК Александр Иванов.
Рабочие в свою очередь упрекают Иванова в полном безразличии к их проблемам.
«Мы заранее предупредили руководство о забастовке, только они очень редко бывают на комбинате. Иванов собрал в пятницу начальников цехов, пригрозил и все. Встречаться с коллективом он не хочет», — рассказала «БГ Иркутск» сотрудница ТЭЦ БЦБТ Елена Копина.
Свое участие в забастовке она объясняет невозможностью больше молчать и ждать:
«Мы ждем с февраля. Нам должны были проиндексировать зарплату согласно колдоговору на 8%. До сих пор этого нет. Люди у нас уже нищие, в магазин ходить не с чем. На работу люди приходят, есть нечего. Вы знаете, какая у нас зарплата? У нас шестой разряд, общая зарплата 11900 рублей. И что мужчина высококвалифицированный принесет домой? Если бы ваш муж принес домой такую зарплату, вы бы его содержали или нет? Вы бы его выгнали. Дома есть нечего, детей кормить нечем. Это что такое? Доведены люди уже до ручки!
Это же нужно месяц изо дня в день ходить на работу и вот такую зарплату получать. Люди работают в три смены. Почему варочный цех сел? Работать некому по скользящему графику. Вы представляете, какие у них тут условия? У них загазованность невозможная. Оборудование уже дошло до ручки, потому что ничего нового не поставляется. И как люди должны работать за эти 11900? И нам каждый раз обещают. Да сколько можно уже! Мы вообще никаких прав не имеем. Мы только имеем право работать и ничего не получать. Вот это наши права».
Работников БЦБК поддержали активисты незарегистрированной партии «Другая Россия» в Иркутске. Они связались с участниками забастовки и сообщили, что планируют проводить в областном центре акции протеста в поддержку бастующих.
Кроме того, во вторник в Байкальск отправляется депутат Госдумы от КПРФ Евгений Рульков.
«Мне позвонила одна из работниц комбината и обрисовала обстановку – тревожная обстановка, надо признать, — рассказал он «СП». — Поэтому я принял решение ехать туда с группой товарищей, чтобы на месте подробнее все выяснить и разобраться. Тем более, что к участникам забастовки там уже стали предъявлять претензии: якобы они организовались в нарушение законодательства и действия их незаконны. Надо поддержать людей».
Из досье «СП»
Байкальский целлюлозно-бумажный комбинат до 19 декабря с.г. находится под внешним управлением, которое было введено еще в декабре 2010 года. Основной кредитор – «Альфа-Банк», ему завод задолжал около двух миллиардов рублей. Общий же долг предприятия превышает 2,8 млрд руб. Споры по поводу работы БЦБК ведутся уже несколько лет. В октябре 2008 года деятельность комбината, принадлежавшего на тот момент структурам Олега Дерипаски, была остановлена распоряжением Росприроднадзора из-за ущерба природе. В 2010 он возобновил работу благодаря распоряжению тогдашнего премьера Владимира Путина, но из-за простоя и переоборудования мгновенно накопил долг в 1,2 млрд рублей, и продолжает нести убытки.
В настоящее время контроль над БЦБК (51%)принадлежит структурам Николая Макарова – бывшего партнера Олега Дерипаски по лесопромышленному бизнесу. 49% комбината – у Росимущества.
Источник: http://www.svpressa.ru/society/article/59983/