Опросы
Извините, в настоящее время нет доступных опросов.
Сентябрь 2024
Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
« Авг    
 1
2345678
9101112131415
16171819202122
23242526272829
30  
Архивы

Комментарий: Крепостное право — российская традиция?

Deutsche Welle

Мы продолжаем творчески развивать советские традиции. По внесудебному ограничению права на свободу передвижений Россия уступает разве что Турции, считает политолог Иван Преображенский.

Государственные СМИ, депутаты и чиновники в один голос называют новую редакцию закона «Об исполнительном производстве», вступившей в силу с 1 октября, очень либеральной. Они уверяют, что здорово облегчили россиянам жизнь, после того как частично (и весьма незначительно) исправили свои собственные ошибки. Однако даже к этим их словам надо относиться весьма осторожно.

Право на выезд

Итак, с 1 октября планка, после которой гражданину РФ могут временно запретить выезжать за рубеж, составляет 30 тыс. рублей накопленного долга, которым занимается Федеральная служба судебных приставов (ФССП). Правда, как всегда в российском законодательстве, дальше сразу следуют оговорки. Если долг не будет оплачен в течение 2 месяцев, то планка снизится до прежних 10 тыс. рублей. Такая же сумма «отсечения» от заграничных поездок продолжит действовать для тех, у кого есть долги по алиментам, возмещению вреда здоровью, имущественному или моральному ущербу.

Иван Преображенский

Иван Преображенский

 

Разные доброхоты пытались еще больше «облегчить» жизнь россиян и, например, отменить введенное право судебного пристава приостанавливать действие водительских прав. Однако до такого «либерализма» российская Госдума пока не дошла. Она только в 2015 году добавила в законодательство возможность временного лишения прав на вождение автомобиля, чтобы использовать этот метод против тех россиян, для которых запрет на поездки за границу — не угроза, потому что у них даже загранпаспорта нет.

Реально серьезное решение в новой редакции закона пока просматривается одно — уменьшить срок передачи информации об оплате долга (и отмене ограничения на выезд) от судебного пристава в Погранслужбу ФСБ. Достичь этого планируется при помощи передачи этой информации «по каналам электронной связи», что в переводе на русский, видимо, означает электронную почту. Новшество, конечно, в наше время. Но и оно пока будет лишь тестироваться — то есть стопроцентной гарантии, что срок в 24 часа будет соблюден, нет.

Благая цель

В общем цели, которые преследует служба судебных приставов, можно назвать достаточно благородными. Кроме штрафов, в том числе ГИБДД, и налоговых недоимок, она также изымает деньги, положенные по закону одиноким матерям или гражданам, потерявшим здоровье по вине других лиц. С тем, что кто-то должен этим системно заниматься, спорить трудно. Даже если в реальности большая часть собранных денег все же уходит в доход государству.

Но странно слышать, что власть облегчила гражданам жизнь, когда она всего лишь начала потихоньку исправлять свои же ошибки. Например, сумма в 10 тыс. рублей — она же не с потолка взялась? Однако с тех пор, как ее установили, цены, зарплаты и курс рубля серьезно изменились. Но меняют ее в сторону увеличения только сейчас.

Про «электронную коммуникацию» между ФСБ и ФССП — это вообще анекдот из времен советского документооборота или притча об эффективности работы «Почты России», которая письмо по Москве может доставлять две недели, а то и вовсе может потерять его.

Но главная проблема — это все же не порядок выполнения закона «Об исполнительном производстве», а то, что благая цель не может оправдывать те средства, которые используют российские власти ради выколачивания миллионов из своих сограждан.

Хочется сказать, что Советский Союз, как хрестоматийное — с точки зрения нарушения права на свободу передвижения — государство давно мертво, но дело его в современной России живет.

Новое крепостное право?

Российские судебные приставы, лоббируя ограничение прав на выезд граждан за границу, любят ссылаться на международный опыт и даже у себя на сайте сделали подборку на эту тему. Проблема только в том, что из этой подборки следует, что ограничений таких в мире – единицы, и даже в Израиле, где возможен запрет на выезд из страны без решения суда, для этого все же нужны «основания полагать, что должник планирует выезд из страны, не погасив присужденный долг». Даже в Казахстане для этого нужно судебное решение. И только в России запрет вводится практически автоматически для тысяч людей, в большинстве случаев без всякого суда. 

Для справки: на данный момент в базе должников ФССР находятся более 1,6 млн человек и количество это растет по мере продолжения экономического кризиса в России снижения доходов значительной части населения. Это — не говоря о нескольких миллионах носителей гостайны, судей, сотрудников спецслужб и силовых ведомств, которые не могут без разрешения руководства выехать за границу.

Аналогичного по масштабности запрета на выезд из страны нет ни в одной даже весьма авторитарной стране. Разве что можно вспомнить Турцию, где неудачная попытка госпереворота позволила властям запретить выезжать сотням тысяч военных, полицейских, судей, чиновников, журналистов, общественных деятелей и т. д. Но даже там это делалось после введения чрезвычайного положения в стране, которое затем постоянно продлевалось.

Россия же, как получается, постоянно живет в режиме ЧС. И ее граждан, постоянно ограничиваемых в своих правах, это совершенно не удивляет.

Автор: Иван Преображенский — кандидат политических наук, эксперт по Центральной и Восточной Европе, обозреватель ряда СМИ. Автор еженедельной колонки на DW. Иван Преображенский в Facebook: Иван Преображенский

Этот комментарий выражает личное мнение автора. Оно может не совпадать с мнением русской редакции и Deutsche Welle в целом.

 

 

Источник: http://www.dw.com/ru

Комментарии запрещены.