Опросы
Извините, в настоящее время нет доступных опросов.
Апрель 2024
Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
« Мар    
1234567
891011121314
15161718192021
22232425262728
2930  
Архивы

О РЕЙДЕРСТВЕ ЭКОНОМИЧЕСКОМ, ПОЛИТИЧЕСКОМ И ВООБЩЕ…

Письмо в редакцию

 В нашу редакцию пришло  письмо от известного в нашем городе адвоката, с интересным и очень острым материалом. Впрочем, оценить данную работу  может любой желающий, нашедший время для его прочтения. Публикуем статью в авторской редакции.

 

 

В Восточной Сибири технология фиктивного банкротства предприятий поставлена на поток совершенно правовыми методами, благодаря чему рейдерские захваты приглянувшихся предприятий осуществляются на почти законных основаниях при явном попустительстве судов, а то и при их благословении.

 

 

В Иркутской области, крупнейшем индустриальном центре Восточной Сибири, пачками банкротятся вполне работоспособные предприятия. И виноват в этом совсем не глобальный экономический кризис. Достаточно изучить несколько арбитражных дел и найти в них любопытные совпадения, чтобы понять:  значимая доля подобных банкротств – всего лишь инструмент, позволяющий не расплачиваться с кредиторами или сменить собственника привлекательного актива. Причем делается все по одной схеме и, как правило, при участии одних и тех же людей и организаций.

ЗАО «Завод ПСК» — крупный производитель металлический конструкций. Предприятие задолжало крупную сумму по кредиту федеральному МДМ-банку. Вместо того чтобы найти общий язык с кредитором, собственники и менеджмент предприятия «находят общий язык» с арбитражным управляющим – и в списке кредиторов наряду с крупным банком и другими серьезными предприятиями появляется некое ООО «Агентство «Фрирайдер» (свободный захватчик) с размером требований в 5 млрд. рублей. Откуда такой астрономический долг? Все просто: ЗАО «Завод ПСК» выступало поручителем по векселю, выданному какой-то мелкой фирмочкой предусмотрительному ООО «Агентство «Фрирайдер». В том, что эта схема законна, не усомнился и арбитражный суд Иркутской области, где подобные схемы, видимо, поставленные на поток, включив вексель в реестр кредиторов.

 Кредитором банкротящегося ОАО «Мегетский завод металлоконструкций» помимо МДМ-банка выступал еще и крупнейший банк страны — Сбербанк, а наряду с ними – никому не известное ООО «Аренда-3» с размером исковых требований, превышающим миллиард. Откуда у подобной конторы может взяться сумма с девятью нулями, которую она якобы одолжила ОАО «МЗМК», законны ли ее требования, кто видел этот договор, проверял движения денежных средств, никто даже не проверял: этот труд на себя «взяли» судьи Сибирского третейского суда.

 Решения третейского суда подлежат исполнению только по соглашению сторон, но закон позволяет на основе третейского вердикта получить уже  в государственном арбитражном суде исполнительный лист, а с этим документом, имеющим юридическую силу, заявиться уже в деле о банкротстве. Схема стара как мир и называется «третейской».

Но в Иркутской области она по-прежнему эффективно работает, и не только в случае с ОАО «МЗМК». Уже знакомое нам ООО «Агентство «Фрирайдер» также подтвердило справедливость половины своих претензий на 5-миллиардный долг в третейском суде, созданном при ООО «Юридическая фирма «Правовой элемент». Это нонсенс, когда правосудие подменяется третейским разбирательством юристами какого-то ООО, но такой прикол в Иркутске уже давно получил необратимое развитие.

Эти структуры вообще мастерски работают по «вексельному» профилю. Тот же типа суд, и практически в том же составе (совпадают два судьи из трех – Тасс и Дымченко), удовлетворил 700-милионные требования ООО «СТЭК» к ЗАО «Санкоммерс», неосторожно поручившемуся по векселю. Удивительно ли, что «Санкоммест» банкротится, а в числе его кредиторов – Иркутский филиал крупного московского Номос-банка, возглавляемый нашим земляком, бывшим директором швейной фабрики Даниловым Владимиром Ивановичем. Неисповедимы пути Господни!

Так вот, «Номос» имел неосторожность выдать иркутскому предпринимателю Юрию Евстигнееву кредит на покупку гостиницы «Солнце». Некоторое время спустя Евстигнеев  перестал гасить кредит: бизнес, мол, не пошел. (Хотя гостиница прекрасно функционирует и Евстигнеев исправно на этом зарабатывает деньги.) Казалось бы, ситуация для «Номоса»  относительно комфортная: банк – залоговый кредитор и мог бы рассчитывать на то, чтобы забрать гостиницу и продать ее, закрыв кредит. Вот тут по отработанной схеме и возник нежданный сторонний кредитор, мешающий  закрытию кредита.

Это, очевидно, не в последнюю очередь потому, что на помощь Евстигнееву пришел арбитражный управляющий Андрей Сажин, который уже успел отметиться в ряде громких дел, связанных с банкротствами крупных иркутских предприятий. В деле ОАО «МЗМК» он был временным управляющим, в истории с ОАО «Завод ПСК», как и в ситуации «Санкоммерсом», засветился его представитель Алексей Выскубов.

Впрочем, самым громким эпизодом в биографии Сажина стоит считать все же банкротство «Усольмаша». Сажин поначалу появился на «Усольмаше» в роли «белого рыцаря» — сообщил, что на завод зарятся рейдеры и спасти его может  только он. В результате  его «помощи» в отношении «Усольмаша» была проведена процедура банкротства. А дальше, по заведенной в Иркутском крае традиции – вексель, поручительство, решение третейского суда, и Сажин уже в роли арбитражного управляющего, т.е. фактического распорядителя активами предприятия.

И если Сажину до настоящего времени как-то удается дистанцироваться от Уголовного кодекса, весьма чтимым незабвенным Остапом Бендером, то в деле «Санкоммерса» появилась важная подвижка в виде возбуждения уголовного дела в отношении Юрия Евстигнеева.

Братск также далек от того, чтобы его считали правовым заповедником. Пришлось принимать участие в защите собственников и добросовестных приобретателей от местных рейдеров. При этом, поучительны для судебной практики именно неудачи.

В 2001 году КУМИ администрации г.Братска предпринял попытку передела собственности АООТ «Братскгорстрой» путем пересмотра плана приватизации предприятия в арбитражном суде Иркутской области. Ввиду того, что часть активов предприятия было уже продана третьим лицам, в частности, ИП Вовненко И.Ф. (часть здания по ул.Южная, 20) и ИП Долинич (промбаза на «Палатках»), то указанные лица принимали участие в судебном разбирательстве в качестве третьих лиц.

ИП Долинич поступил мудро, до судебного вердикта, еще раз выкупив принадлежащее ему имущество у КУМИ администрации г.Братска, у которого на данное имущество уже не было никаких прав. ИП Вовненко И.Ф., поручив мне представлять его интересы в суде, фактически взял на себя все проблемы  по защите собственности АООТ «Братскгорстрой» и защитил не только свои интересы – права на часть здания по ул.Южная, 20, но и отстоял собственность  АООТ «Братскгорстрой». Однако, когда в АООТ «Братскгорстрой» в 2003 году сменился собственник и им было инициировано ложное банкротство, «карманный» арбитражный управляющий в рамках конкурсного производства оспорил в арбитражном суде сделку  АООТ «Братскгорстрой» по продаже ИП Вовненко И.Ф. части здания по ул.Южная, 20 (типа отблагодарили). Арбитражный суд Иркутской области признал факт добросовестного приобретения указанного объекта индивидуальным предпринимателем, но Восточно-Сибирский арбитраж, заряженный истцом на определенный результат (когда тройка судей входила в зал судебного заседания, один из судей скрытно показал моему оппоненту пальцами правой руки знак «О кей», давая ему понять, что решение в его пользу уже запланировано).  Суд отменил решение суда апелляционной инстанции и расторг сделку, лишив предпринимателя его имущества, которым он добросовестно владел около пяти лет, существенно улучшив его за эти годы. Буквально через неделю АООТ «Братскгорстрой» был ликвидирован как предприятие, в связи с чем, возможность оспорить незаконное решение (сумбурное и практически ни чем не мотивированное)  в Высшем Арбитражном Суде РФ была  утеряна в связи с ликвидацией предприятия-истца. Впоследствии я узнал, что такая тактика разбирательства была предложена истцу одним из судей Восточно-Сибирского арбитража и обошлась истцу в 20 тысяч долларов США.

Памятен еще случай банкротства ИП Камалова Р.М. в 2008 году. Предприниматель был подставным лицом в бизнесе покинувшего наш город «юриста без выходных»  Игнатьева Александра Николаевича и в его интересах получил в банке «Союз» кредит в размере 3 миллионов рублей для приобретения для него имущества Братского комбината хлебопродуктов, в состав которого входило несколько производственных зданий с мукомольным оборудованием, элеватор, железнодорожная ветка и огромный земельный участок. Однако, кредит погашался с трудом и банк в союзе с братским мясокомбинатом инициировали в отношении предпринимателя процедуру банкротства, в результате чего мясокомбинат стал собственником имущества Братского комбината хлебопродуктов по цене стоимости двухкомнатной «хрущебы», а банк всего (это значит действительно всего) имущества предпринимателя и его семьи, дважды (это значит два раза) взыскав долг по кредиту: вначале с предпринимателя в арбитражном суде, а затем и с его жены как с поручителя по кредиту в Братском городском суде.  При этом, сам выгодоприобретатель по кредиту «юрист без выходных» Игнатьев Александр Николаевич остался вне процедур оплаты своих долгов,  подставив и «кинув» своего партнера таким образом, что семье Камаловых придется всю оставшуюся жизнь нищенствовать, выплачивая долг Игнатьева Александра Николаевича в сумме более 6 миллионов рублей.  После такого, сто раз подумаешь, нужны ли тебе в бизнесе партнеры и стоит ли связываться с банковским кредитом.

 А не так давно на наших глазах произошел захват очень важных для жизни города предприятий. Вначале город ошарашило наглое банкротство муниципального предприятия  «Тепловодоканал», в результате которого имущество и деятельность ТВК  было переведено в новое предприятие — ООО «Братскводсистема», ставшее победителем аукциона по продаже права на заключение договора аренды объектов сетей водоснабжения и водоотведения в Братске. Это предприятие было учреждено  частными лицами, в числе которых бывший директор муниципального предприятия Виктор Прокопьев, его заместитель по экономике и финансам Галина Хроменкова, начальник юридического отдела Жанна Юрина. При этом, процедура замещения одного предприятия другим состояла только в смене вывески. Все остальное: контора, коллектив, имущество – все осталось на своем месте. Но самое забавное, что по своим обязательствам ООО «Братскводсистема» будет отвечать только смехотворным уставным капиталом, размер которого составляет всего 10 тыс. рублей. Кроме того, не для кого не было большим секретом, что за этими событиями  по захвату такого важного для жизнеобеспечения города предприятия стояли  интересы Александра Гаськова, собственника и бывшего гендиректора ООО «Падунская коммунальная компания», а ныне главного врача ГБ-2, депутата Законодательного собрания Иркутской области, члена партии «Справедливая Россия», борца с коррупцией и прочая, прочая, прочая.

Не менее интересна для расширения кругозора проведенная все тем же главным врачом ГБ-2 операция по захвату коммунальной сферы города – всех управляющих компаний. Будучи собственником ООО «Падунская коммунальная компания», Александр Юрьевич, как не раз повторялось им в фильме «Честный детектив», посвященном его борьбе с мэром-взяточником, он всегда стремился развивать свой бизнес. В тот момент его бизнесом была коммуналка. Так вот, под развитие этого бизнеса в Центральном округе города в 2010 году объединяют под общим руководством депутата городской думы А.Борозны обе управляющие компании: ООО «Жилтрест-1» и ООО «Жилкомсервис» под общей вывеской ООО «Жилтрест-1».  Народ поначалу думал, что это делается для создания в городе коммунального монополиста и, в общем-то, не ошибся, но это была только первая стадия задуманного, потому что, проработав не более полугода, объединенный «Жилтрест-1» идет на банкротство, а на его месте, на следующий день,  в той же конторе, с тем же  коллективом, с теми же полномочиями по управлению жилым фондом Центрального округа и даже с тем же генеральным директором Альбертом Борозной, только со слегка  измененной вывеской – всего ООО «Жилтрест» и с новым учредителем – Мариной Гаськовой, супругой Александра Юрьевича, появляется новая управляющая компания. А согласно норм Семейного кодекса о законном режиме имущества супругов, если предприятие принадлежит жене, то оно также является и собственностью мужа, т.е. их совместно нажитым имуществом. Таким образом, вся коммунальная сфера города Братска стала собственностью семьи Гаськовых.

Возникает вопрос, как же умудрился обанкротиться объединенный «Жилтрест-1»,  проработав всего несколько месяцев. Не думаю, что когда объединялись две управляющие компании, то они были нежизнеспособными. Более того, в те дни в одном из своих интервью генеральный директор ООО «Жилтрест-1» Альберт Борозна заявил,  что долги населения перед управляющими компаниями города составляют порядка 600 миллионов рублей, т.е. будущий банкрот имел хорошие перспективы развития. Еще одна хохма того банкротства: по своим долгам банкрот «Жилтрест-1» два года расплачивается, продавая в Усть-Илимске (???) никому не нужное барахло по бросовым ценам, а вот с тех,  кто был должен ему, долги взыскиваются гаськовским «Жилтрестом» уже в свой карман. И это при том, что при процедуре банкротства  никакого правопреемства  должника ни у кого не возникает и в силу закона не может возникнуть. В нашем же случае новый «Жилтрест» в день своего создания  не только получает все активы банкрота, но и его реальную к взысканию дебиторскую задолженность.

 Вот так судьба многоквартирных домов Центрального округа г. Братска, а также проживающих в них собственников, были переданы в руки сомнительного общества с ограниченной ответственностью с уставным капиталом всего в 10 тысяч рублей.

Но самое интересное как город Братск в 2011 году прославился  на всю страну рейдерским захватом власти с участием все того же главного врача ГБ-2, собственником коммунальной сферы города и видным законодателем Гаськовым А.Ю.

Именно в результате этой операции Александр Юрьевич не только заполучил себе в руки злополучный полигон бытовых отходов, из-за которого был свергнут с поста мэра города  А.Серов,  но и 3,5-миллиардный оборот от оплаты коммунальных услуг, а также  смог вернуться на должность главного врача ГБ-2 для освоения федеральных денежных траншей, предусмотренных в бюджете страны на 2012 год для развития медицинских услуг. Не секрет, что при освоении таких денег до цели доходят не более 20%.

От экономической, «беловоротничковой» преступности до банального криминала – один шаг. Тем более что преступность во всех ее разновидностях хорошо себя чувствует там, где это позволяют местные органы власти, суды и правоохранители. Бездействие городских прокуратуры, налоговых органов и полиции давно не является для горожан секретом. Более того, именно ими принимаются всевозможные меры по сокрытию преступлений, совершаемых лицами, близкими к власти или входящим во власть. Мы ведь хорошо понимаем, что в кущевской трагедии виноваты не только Цапок и его банда, но и те, кто долгое время их покрывал.

В Иркутской области  своей «кущевки» пока не было.  Но если правоохранители и дальше будут закрывать глаза на творимый повсеместно беспредел  назначивших самих себя мэров и «ситюков», узурпировавших эту власть и отнявших у народа право самим себе ее выбирать, то это добром не кончится.

P.S. Этот материал готовился к публикации в июле 2012 года для газеты «Совершенно конкретно», но видно из чувства самосохранения редактором газеты после долгих раздумий он был замолчан. Однако, наблюдая, как местная власть мастурбирует с вопросом возврата прямых выборов мэра города, ясно, что без боя Гаськов и Климовы  право избирать самим себе городскую власть горожанам не отдадут, поэтому он и сегодня не утратил своей актуальности.

P.P.S. На днях выхожу из лифта на шестом этаже городской администрации и слышу обрывок разговора двух дам о том, что мэр города и глава городской администрации каждую неделю ездят к главному врачу ГБ-2 с отчетами о своей работе за неделю и получением поручений, какие денежные средства из городского бюджета им надо еще освоить для этого главного врача.

Владимир Ольденбургер.

3 комментария на “О РЕЙДЕРСТВЕ ЭКОНОМИЧЕСКОМ, ПОЛИТИЧЕСКОМ И ВООБЩЕ…”

  • добавлю:

    Господин Ольденбургер забыл добавить, что бизнес господина Гаськова за определенную мзду «крышуют» не только братские силовики, но и областные чиновники: его друг и партнер по бизнесу Слободчиков, первый зам губернатора, да и сам губернатор, возможно, закрывает глаза на то, что всем в Братске руководит «крестный отец» Гаськов, он же «сосет » по-крупному городской бюджет, благодаря тому, что там сидят его подельники: Шнейдер и Гольцварт.
    Говорят, что сегодня в город прибыл губернатор Ерощенко со свитой областных силовиков. Быть может, чтобы братчане не прокатили на выборах Единую Россию, он все же даст команду «ФАС» силовикам и они, наконец-то, дадут ход многотомному «делу» Гаськова и возбудят уголовное дело против него, а Шнейдера и Гольцварт до 8 сентября выгонят их мэрии. Народ этого очень ждет.

    Все так и есть отвечает:

    Нет не до выборов ни после губер такую отмашку не даст. Гася уже почти приватезировал областную власть, благо обороты его коммунальной империи позволяют. Губер вчера обменялся поцелуями с Гольцварт, это просто пипец.

  • Кстати:

    Ольденбургер молодец, Скворцов пиндос, об этом было давно известно.