Опросы
Извините, в настоящее время нет доступных опросов.
Апрель 2024
Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
« Мар    
1234567
891011121314
15161718192021
22232425262728
2930  
Архивы

ДУМА БРАТСКОГО РАЙОНА: ВЗГЛЯД ИЗНУТРИ…

ИНТЕРВЬЮ

 

Так как в последнее время по определенным обстоятельствам редакция не бывает в Думе Братского района, а положение дел в ней хотелось бы знать, я думаю, не только нам, но и нашим читателям, поэтому я и решил побеседовать об этом с человеком, который был избран жителями района депутатом районной Думы во второй раз подряд – Дмитрием Андреевичем Моняхиным. На сегодня, полагаю, он – один из самых активных депутатов Думы Братского района, имеющий свою четко выраженную позицию. Вполне допускаю, что он примет участие в предстоящих выборах мэра Братского района, и в этом случае, как я полагаю, вполне может быть в числе реальных претендентов на этот пост. Но не будем гадать про будущее, а вернемся к настоящему. Представляем вашему вниманию интервью с депутатом Думы Братского района Дмитрием Моняхиным, который изнутри знает, как сегодня обстоят дела в районной Думе.

— Дмитрий Андреевич, вы депутат уже во второй раз, не новичок в районной Думе. Как вы оцениваете работу новой Думы за первые пять месяцев?

— Да, по прошествии пяти месяцев уже можно какую-то оценку дать. Если сравнивать с шестым созывом, то в седьмом созыве состав депутатов более «разношерстный», чем предыдущий. Все-таки в предыдущем созыве 15 депутатов были депутатами бывшего мэра и членами фракции «Единая Россия», и Дума была консервативная и с жесткой дисциплиной на тот момент, пока работал предыдущий мэр. Состав же новой Думы сформирован не полностью из «промэрского» большинства, навскидку я могу сказать, что примерно 2/3 – депутаты «промэрские» и 1/3 – это депутаты, прошедшие в Думу или от других партий, или самовыдвиженцы по своим критериям, чтобы отстаивать интересы избирателей района. И в целом я могу сказать, что новый состав Думы, и хочу подчеркнуть особенно – это важный момент — кроме меня (я переизбрался на второй срок), все остальные депутаты избраны именно на этом уровне впервые, они все новички (я не беру поселковый уровень – некоторые были депутатами сельских Дум). И так скажем, пока идет путь становления, потому что все-таки я считаю, что о работе депутатов мнение можно сложить только через год. Должен пройти год, депутат должен освоиться, понять, как комиссии работают, как и что, и какую-то позицию выработать.

— Насколько демократично выстраиваются отношения между депутатами и председателем Думы в настоящий момент, как вы считаете?

—  Я так вижу, если учитывать, что председатель Думы у нас тоже новый человек – она же избрана в первый раз и депутатом, и председателем Думы, неожиданно для самой себя, то отношения выстраиваются, я бы не сказал, что дружеские – я не вижу тут «междусобойчика», потому что все-таки на тот момент, когда кандидатура председателя Думы выдвигалась, она не была изначально в мэрском пуле. Но сейчас, как я уже сказал – Дума «разношерстная», мнений стало больше, чем в предыдущем созыве, и отношения с председателем пока выстраиваются, так скажем — депутаты пока присматриваются. Я вижу, что они присматриваются в настоящее время и к председателю, и в целом к руководству администрации, к руководителям отделов, к заместителям, и до сих пор идет некая притирка, она еще не закончилась, идет притирка и с председателем. Отношения сегодня именно в стадии притирки. Пока не могу сказать, что у Думы с председателем такие прямо плотные отношения, дружеские или еще какие-то, или негативные… Пока идет рабочий процесс.

— Я имел в виду демократичность отношений между депутатами и председателем в том числе. Есть открытая свобода слова у вас?

— Если брать во внимание демократичность как аспект работы Думы, то я, как депутат с опытом, могу сказать, что ее как не было, так и нет, ни в предыдущем составе, ни в этом. В этом составе ситуация даже усугубилась. Потому что в предыдущем составе я неоднократно, на протяжении всего периода работы созыва, приглашал журналистов для освещения каких-то значимых вопросов (не все вопросы интересны для СМИ, но есть  такие животрепещущие вопросы), и такого препятствования журналистам со стороны предыдущего председателя не было. Были недовольства по поводу того, что не согласовал, зачем пригласил и так далее, но здесь, в этом составе, практически с первых же дней была введена какая-то цензура на работу журналистов в нынешнем составе Думы. В чем она выражается – эта цензура? Она выражается в том, что введена аккредитация журналистов. В предыдущем созыве она тоже была, но больше на бумаге, а по факту, если приходили в Думу не аккредитованные журналисты, никто им дверь перед носом не закрывал. Они спокойно проводили видео- и аудио-съемку. Сейчас пока таких ситуаций не было, аккредитация пошла, но на сегодняшний день аккредитована только газета «Братский район» — так скажем, газета администрации.

— Такой вопрос: вы говорите, что не было таких препятствований, а 17 октября на втором заседании Думы, когда я проводил аудиозапись, фото-, видеосъемку, Коротченко в начале заседания запрещала мне это делать – вы не помните этого?

— На тот момент Коротченко как председатель Думы, полагаясь на аккредитацию, пыталась что-то указать, и вам как журналисту в частности, что у нас вводится аккредитация, и что без нее работать нельзя. Но я думаю, что эта позиция вообще, я еще раз подчеркну, эта аккредитация журналистов в Думе в нашей ситуации не имеет никакого смысла.

— То есть вы считаете, что она ни к чему?

— Она совершенно ни к чему. У нас представительский орган, наша Дума, освещается очень слабо в средствах массовой информации, я это и раньше говорил, очень слабо. И вводить еще какую-то аккредитацию для журналистов – это, я скажу прямым словом, это бред.

— Дмитрий Андреевич, а поднимал ли кто-нибудь из депутатов вопрос об отмене аккредитации в нынешнем созыве?

— Состав этой Думы новоизбранный, и по прошедшей работе Думы я не могу сейчас вот так навскидку сказать, что вопрос вообще поднимался, что об отмене аккредитации кто-то поднимал вопрос. Я был на всех заседаниях, но не могу припомнить сейчас, чтобы этот вопрос поднимался.

— На ваш взгляд, Дума нового созыва более открыта для СМИ и для жителей района, чем предыдущая, или предыдущий созыв был более открыт? Или практически никаких изменений нет?

— Я так скажу, что никаких изменений нет. В принципе, пока как предыдущий созыв работал не совсем гласно, так и нынешний состав Думы работает с точки зрения освещения СМИ, в моем личном понимании, не так, как это должно быть.

— Есть ли сейчас в Думе конструктивный диалог между «промэрским» большинством и остальным меньшинством, в которое входите вы в том числе?

— Тут нужно обозначить, что я являюсь в настоящее время председателем фракции КПРФ в Думе Братского района, в составе которой 3 депутата. Создана еще одна фракция – «Единой России» в составе 4 депутатов. Но если рассматривать это объективно, то надо полагать, что фракционная составляющая не является составляющей «промэрского» большинства или оппозиционного меньшинства, потому что в любой фракции Думы Братского района есть депутаты, которые, так скажем, шли в мэрском пуле. Поэтому здесь судить о составе фракций как об оппозиционном или «промэрском» нельзя. Большинство – оно есть, но как я могу судить об этом: если депутаты приглашаются и собираются мэром – то это уже большинство «промэрское». Те депутаты, которые на эти собрания не приглашаются, не присутствуют на них и не участвуют в решении каких-то вопросов, то эти депутаты, получается, в «промэрское» большинство не входят. Насчет конструктива – я так скажу, что в настоящее время особого противостояния между большинством-меньшинством я пока в Думе не вижу, но и конструктивного диалога – тоже. Скорее есть выжидательная позиция, потому что прошел достаточно небольшой период работы. Хотя конфликтные ситуации были, в частности, могу заметить, в предыдущем созыве не было ситуации, чтобы депутата привлекли на комиссию по депутатской этике, в этом созыве такая ситуация уже была с депутатом Чавкиным, которому было рекомендовано извиниться перед начальником Управления образования Братского района, что он на Думе и сделал. Хотя, опять же, могу подчеркнуть, что немало депутатов считают, что в его действиях нет повода для извинений, а были просто рабочие моменты. И я тоже считаю, что привлекать депутата Чавкина для публичных извинений и, говоря образно, «порки» не было никакого смысла.

— Поднимает ли «промэрское» большинство злободневные для жителей района вопросы в Думе? Если да, то как часто это бывает?

— Если говорить объективно, то сказать, что не поднимает – я не могу. Потому что все-таки в том составе, который я вижу, есть депутаты, которые каждый день ездят по дорогам, и все-таки вопросы поднимаются. И это не единичные случаи – это происходит периодически. Но вопросы поднимаются отдельными депутатами, которые, несмотря на то, входят они или нет в «промэрское» большинство, свою позицию все же озвучивают.  Например, тот же депутат Александров, который возглавляет бюджетную комиссию, поднимает достаточно злободневные проблемы и вопросы. Есть еще такое, что с руководителей, не с мэра, а именно с руководителей подразделений администрации спрос и отчетность достаточно требовательно ведется. Бывало даже такое, что отчеты не принимались, а требовались более объемные и глубокие отчеты, более подробные, а не поверхностные. В отличие даже от предыдущего созыва, который был еще при том мэре, сегодняшняя Дума и депутаты, несмотря на свою приверженность мэру или нет, более активные в целом.

— Отчитывался ли мэр перед депутатами о своей поездке в Армению в октябре 2019 года? Ведь именно вы поставили тогда этот вопрос – чтобы мэр отчитался.

— Я действительно считал и до сих пор считаю, что за поездки, которые выходят за границы Иркутской области (даже не за границы страны, а за границы области), мэр должен доводить до депутатов информацию в форме отчета: поездка была в такой-то период, в составе такого-то количества человек администрации Братского района и привлеченных лиц, за счет такого-то финансирования, для решения таких-то вопросов и задач по проблемам Братского района. Это моя позиция, поэтому этот вопрос по поездке в Армению я озвучил в том плане, что если поездка была, в которой принимала участие и председатель Думы, то ее пояснения по поездке на втором заседании Думы, на мой взгляд, это на уровне, что называется, детского сада. Но отчета мэра не последовало. Председатель мне тогда ответила «Я вас поняла, я вас услышала», и я так понимаю, что должен был последовать запрос от председателя Думы на имя мэра, и чтобы этот запрос поступил от депутата или группы депутатов – пожалуйста, подготовьте этот запрос о предоставлении отчета на Думе. Его не было. Я не могу сказать, выходила ли она на мэра с этим вопросом, но учитывая, что она принимала участие в этой поездке, то это отнимает объективность оценки этой ситуации у председателя Думы.

— Как вы считаете, есть ли смысл администрации Братского района с дотационным бюджетом участвовать в международных проектах по обмену опытом и сотрудничеству? Как пример – поездка в Армению, о которой мы сейчас говорили.

— Знаете, позиция по этому вопросу может быть двоякая. Смысл есть всегда, если от этого есть результат.

— Я имел в виду смысл как коэффициент полезного действия для жителей района.

— В данной ситуации, если взять конкретно эту поездку в Армению, то представители армянской диаспоры работают на территории Братского района, в частности – в Вихоревке, и в какие-то моменты идет, как я понимаю, сотрудничество с Арменией через диаспору. Но если привлекается мэр, в частности администрация Братского района, в эту поездку, то должны последовать какие-то моменты от людей, которые работают не в Армении, а здесь – на месте. То есть, если была эта поездка, значит, она что-то в себе несла, может, это был просто дружеский визит, но который должен повлечь какие-то финансовые или какие-то нематериальные блага для Братского района. Я могу это так рассматривать. Рубить и говорить категорично, что «нет – такие поездки не нужны», я не могу, но я и не могу судить о полезности, потому что отчета от мэра не последовало. Я не выступаю против таких поездок, если они несут положительные результаты. Те же затраты на билеты из бюджета района могли бы принести какие-то пожертвования и вливания в бюджет совсем других сумм. Если это в таком ракурсе – это уже другой вопрос. Но если не было отчета – как судить-то?

— То есть вы не можете ответить, допустимы ли на бюджетные деньги такие поездки «по заграницам», или мэру все-таки надо больше заниматься проблемами здесь?

— Я тогда четко и кратко сформулирую свой ответ: допустимо при условии положительного результата для Братского района в виде спонсорских денег либо не бюджетных каких-то благ и договоренностей, которые принесут пользу. Например, выезд детей на отдых, оздоровление работников бюджетной сферы – тех же учителей, — то почему бы нет? Можно подписать соглашение, донести информацию об этом курорте, и работники бюджетной сферы за достаточно умеренную плату будут ездить, допустим, не в Таиланд, а именно в Мартуни. Тогда – да, тогда эта поездка имеет положительный смысл.

— Какие еще актуальные для жителей района темы, на ваш взгляд, должны быть подняты в Думе Братского района в ближайшее время?

— На мой взгляд, наиболее значимая, касающаяся всех жителей района и большинства сельских территорий, тема – это доступность общественного транспорта. На территории Братского района у нас не функционирует районный муниципальный общественный транспорт, который служил бы сообщением между городом Братском и поселениями. Работают частники, которые возят население Братского района по своему графику от поселков и обратно, при этом эти маршруты не являются лицензированными, то есть они работают неофициально, а это имеет определенные последствия. Во-первых, это безопасность движения – этот транспорт не проходит никакого осмотра перед рейсом, что представляет опасность для здоровья жителей Братского района. Во-вторых, налоги не платятся ни в какой мере, значит, не поступают дополнительные деньги в бюджет. В-третьих, и это особенно важный момент – у нас много льготников в районе, но воспользоваться своими льготами на бесплатный проезд в общественном транспорте они не могут. Поэтому эту проблему я считаю, как депутат Думы Братского района, очень серьезной, ее нужно решать в ближайшее время. И вот этот новый созыв Думы, у которого впереди 4 с половиной года работы, эту проблему должен решить.

— Вы в нашем разговоре хотели сказать о чем-то отдельно…

— Я бы хотел сделать акцент по работе председателя Думы Братского района. Я понимаю свою роль как депутата: человек, который на добровольной основе пошел работать в Думу. А что такое добровольная основа? В депутаты мы все выдвигаемся добровольно, никто нас не заставляет, не принуждает, над нами с автоматом никто не стоит, мы пишем заявление о своем выдвижении от партии или самовыдвиженцами, мы подаем документы согласно тому пакету, который определен законом,  мы участвуем в предвыборной кампании… То есть, мы понимаем, куда мы идем. А идем мы решать проблемы Братского района в представительный орган власти. А что значит представительный орган власти? Что то лицо, которое избралось и стало депутатом Думы, является уже публичной личностью, публичным человеком. И такой человек должен опираться на какие-то свои моральные принципы, в том числе – гласность. Это подразумевает, что его работа должна освещаться. Например, был у нас 12 февраля в администрации Братского района вебинар в Законодательном собрании по коррупционным моментам, чтобы депутаты и главы администраций не допускали в своей работе какие-то коррупционные моменты и составляющие. Это рабочая ситуация, где я произвел фотосъемку общую – всего зала, в котором находились 8 депутатов, это было открытое официальное мероприятие, в котором участвовали все муниципалитеты второго уровня Иркутской области, после чего председатель Думы Братского района Светлана Коротченко попросила меня задержаться после заседания, и когда я задержался после вебинара, она мне обозначила: «Дмитрий Андреевич, вы выложили сейчас с этого мероприятия (еще раз подчеркну – официального открытого рабочего мероприятия – Д. Моняхин) фотографии в социальные сети» и сказала: «Я вам запрещаю меня фотографировать и выкладывать такие фотографии в социальные сети». То есть, председатель Думы Братского района, получающий зарплату в 70% от зарплаты мэра Братского района, которая, надо полагать, больше среднестатистической по Иркутской области, находящаяся на публичной официальной и политической должности запрещает ее фотографировать на общественных и публичных мероприятиях и выкладывать фотографии с целью освещения работы депутатов Думы в интернет. Это мне было сказано один на один, в лицо, что меня – не скрою – просто ошарашило. Потому что мне это сказала не просто рядовой депутат, которая уже не может такого априори сказать, потому что уже является публичной личностью, а это говорит должностное лицо!

P.S. Да, вышесказанное это — серьезная информация, и я, конечно, не могу ни подтвердить, ни опровергнуть ее, но этим эпизодом, рассказанным Дмитрием Моняхиным, я был, надо признаться, шокирован…

На этом мы и закончили нашу беседу с Дмитрием Моняхиным. Выводы, конечно, пока делать рано – все еще может измениться, причем в самое ближайшее время. Первые выводы мы будем делать, когда истечет первый год  работы новой Думы – осенью. А пока надеемся, что Дума Братского района станет все-таки ближе к своим избирателям — жителям района. И может быть, нам удастся откровенно побеседовать и с другими депутатами Думы Братского района седьмого созыва о проблемах района и его жителей и о том, как они решаются народными избранниками, а может, кто-то из них сам захочет поделиться с нашими читателями какими-то мыслями или планами о своей работе. Пишите, звоните – мы всегда готовы к сотрудничеству.

Беседовал Виктор Касищев.

Комментарии запрещены.