Февраль 2020
Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
« Янв    
 12
3456789
10111213141516
17181920212223
242526272829  
Архивы

Владимир Путин не торопится с транзитом власти. Он останется «над всеми» и надолго

IrkutskMedia.ru

 

Рост влияния Госдумы и появление «технического» президента – одни из ожидаемых изменений в управлении государством, считают эксперты

Президент РФ Владимир Путин. Фото: Антон Балашов, ИА PrimaMedia

 

Президент Российской Федерации Владимир Путин в рамках ежегодного послания к Федеральному Собранию обозначил крупные социальные и политические задачи на ближайший год и перспективу. Именно эта перспектива стала основанием говорить о том, что власть подошла к новому рубежу. Когда вызовы времени и общества заставляют высшее должностное лицо государства принимать решения, которые отразятся на международной обстановке и системе внутреннего устройства страны. Впервые глава государства подошел фактически к фундаментальным основам современной России — внесении серьезных изменений в конституцию РФ. Выдвинутые поправки повлияют на устройство высшей власти и, как уверяют политологи, служат лишь первыми шагами относительно ожидаемых перемен в управлении государством. Тем не менее очевидных предпосылок к транзиту власти на сегодняшний день не предвидится. Это говорит о том, что Владимир Путин не торопится искать себе преемника. Поэтому речь идет не о передаче титула, а о передаче влияния. Таким образом, провожать действующего президента можно сколько угодно, но до прощания дело не дойдет. Подробнее об этом – в материале ИА IrkutskMeda.

Политологи считают, что Владимир Путин не случайно вышел с намерением увеличить роль Государственной Думы в политической системе страны. Существует сценарий, согласно которому президент поменяет устройство управления государством. 

О чем говорил президент

Глава государства уделил большую часть своего выступления вопросу социального развития страны, повышению уровня благосостояния жителей и улучшению показателей демографии. Говоря о предстоящих переменах в данной сфере, Владимир Путин сделал действительно важные заявления, которые затрагивают социально-экономическое положение на местах.

Послание президента можно назвать эпохальным событием, вторая часть которого стала практической, считает историк и политолог Дмитрий Козлов. Тем не менее сначала президент рассказал о социальном развитии, в первую очередь демографии, борьбе с бедностью – одной из самых значимых проблем современной России.

 Все перечисленное президентом – огромные затраты, но государство идет на это. Дело в том, что перемены назрели давно, заметил эксперт, а если перемены не осуществляются, их начинает осуществлять кто-то другой, – подчеркнул Дмитрий Козлов.

Также на социальный и политический блоки разделил послание политолог Алексей Петров. Он отметил, что не считает чем-то плохим то, что при наличии профицита бюджета, средства будут потрачены на детей. Особенно это актуально, когда в стране снижается демография.

Специалист по связям с общественностью, политконсультант Владислав Шиндяев же считает, что послание президента логически вытекает из сказанного им на пресс-конференции в конце 2019 года. Ранее уже звучали тезисы относительно того, что снижается уровень дохода конкретных социально незащищенных людей и конкретных категорий жителей страны.

Обозначены основные тенденции – достижение социальной справедливости, государственный социальный диалог и законность. Президент уже неоднократно говорил о том, что государственная власть и лица на госслужбе перестали слышать население, перестали понимать и чувствовать ситуацию на местах. При этом все основные социальные и экономические изменения эксперт связал, в том числе с заключением контрольно-счетной палаты об уровне коррупции в государстве.

— После заявления Алексея Кудрина об уровне коррупции в государстве, на общем фоне уже обозначенных тезисов об обнищании населения страны, само по себе логически вызвало необходимость работать с дополнительными механизмами социальной поддержки, ужесточения требований законности и оптимизации экономических механизмов для реализации всех социальных новаций, озвученных президентом. Вполне ожидаемо, что президент начал свое послание именно с социального блока и вопросов поддержки населения страны», – отметил Владислав Шиндяев.

При этом стоит понимать, что социальные меры поддержки в государстве – это дополнительное финансирование, которое скорей всего ляжет на бюджеты всех уровней государственной власти. По словам эксперта, все обозначенные установки взаимосвязаны и коснутся не только аспектов социальной поддержки, но и серьезных социально-экономических процессов на местах.

Новая конституция – новая страна?

В рамках ежегодного послания Совету Федерации президент предложил внести правки в конституцию РФ. Для многих остается до конца непонятным, что послужило причиной порыва главы государства? Некий застой в обществе или внешняя угроза стране?

Историк и политолог Дмитрий Козлов заявил, что произошедшее – некий «переворот сверху». Дело в том, что речь идет о радикальных изменениях в структурах органах власти, балансе власти, появлении старых-новых структур.

— Президент сказал, что он против изменения конституции, но по факту все равно появляется новая конституция, ведь изменения коснутся базовых вещей», – отметил Дмитрий Козлов.

По мнению Алексея Петрова, внесение изменений в конституцию является некой политической революцией. Любые изменения в главный закон страны ведут к серьезным политическим преобразованиям. Эксперт отмечает, что сейчас Россия стоит на реформационно-революционном пороге, относительно понимания нового статуса тех или иных политических органов.

У Дмитрия Козлова складывается впечатление, что конституционная комиссия, состоящая из пианистов (в том числе Денис Мацуев – Почетный гражданин Иркутска), спортсменов, врачей, юристов, но не специализированных в данном вопросе лиц, может не стать особо эффективной. Он не исключил вариант того, что группа может по большей части носить декоративный характер.

При этом доктор юридических наук, профессор Сергей Шишкин сообщил, что рабочую группу по корректировкам конституции представят люди далеко не случайные, кроме того комиссия будет иметь пул экспертов. Он рассказал, что процесс будет происходить также, как и в прошлый раз. В 1993 году на всенародное обсуждение выносили тезисы конституции.

— Тогда выбрали блок из порядка 20-ти пунктов. Здесь же гораздо меньше текста, поэтому, вероятно, поправки будут систематизированы по блокам и вынесены на всенародное голосование бюллетенями «за» и «против». Все это будет происходить после того, как граждан ознакомят с сутью вопроса. Текст будет более компактным, чем в 90-х, человек получит сублимацию изменений в виде вопроса, – указывает профессор.

При этом речь об ограничении переизбрания президента, по мнению Алексея Петрова, на данный момент не столь важна. Однако он отметил, что приниматься решение будет в форме голосования, а не референдума, который является скорее способом выражения доверия президенту, но не его инициативам.

В свою очередь Сергей Шишкин разъяснил ситуацию с обозначенным президентом преимуществом российского над международным правом в конфликтных ситуациях. Он заметил, что у этой темы есть исторический экскурс и прагматика, которая за 20 лет изменилась и требует пересмотра.

— Стоит вспомнить 1993 год, когда Россия вышла из лона Советского Союза, «очистившись» от национальных республик. Настроения того периода – устремление в единую большую Европу, что в свою очередь обязывало ратифицировать множество международных договоров, различные декларации, конвенции. Поэтому блок международного права был весомым. Сейчас все это носит иной характер.

 На самом деле тема примата международного права вторична, на первый план выходит тема суверенитета. Например, при интеграции с международными платежными системами, мы вошли в глобальную мировую систему разделения труда. Можно сказать, что тогда Россия шла в Европу с открытой душой, шла к миру. Отсюда и несколько идеализированные представления о единстве политического мира, – рассказал Сергей Шишкин.

Профессор напомнил, что далее страна столкнулась с ситуацией, когда международные институты начали политизироваться, влиять извне во внутреннюю политику. Поэтому и актуализировалась тема суверенитета. В том же случае, если бы Европа ответила на порыв отечества аналогично, такой шаг вряд-ли бы понадобился. Далеко ходить не надо, достаточно проанализировать отношение к соседней стране – Украине, сравнить его с тем, что имеет Россия.

 В условиях жесткой политизации, санкций, конечно, требуется какая-то ревизия общих демократических подходов. Не с точки зрения свертывания внутренней демократии, а с точки зрения защиты национальных интересов. Если примат межународного права начинает работать против национального интереса россиян, как может быть иначе? Конституционный суд об этом уже высказывался. Поэтому поправка о том, что норма международного права действует, имплементация происходить может, но в определенных условиях. Я бы сказал, вынужденная и логичная мера. Национальная безопасность должна иметь высшие правовые иммунитеты, – подчеркнул Сергей Шишкин.

Схожую мысль выразил федеральный политолог, руководитель «Политической экспертной группы» Константин Калачев, заявив, что суверенитет для Владимира Путина – главная ценность. Причем эта ценность — свобода России от любых внешних влияний, в данном случае даже позитивных.

 Возможна дальнейшая самоизоляция страны. Но без перегибов и фанатизма. Суверенитет, суверенитет и еще раз суверенитет. В самоизоляции мы еще не все возможности использовали. Тем более, что все это будет «приправлено» разговорами про патриотизм. Фактически, чтобы законсервировать ситуацию и обойтись без непредсказуемой сменяемости власти. Дайте нам еще 20 лет покоя внутреннего и самоизоляции внешней, и вы не узнаете Россию! – подчеркнул Константин Калачев.

Заявление президента о преимуществе российского права над международным в конфликтных ситуациях Алексей Петров посчитал не самым хорошим знаком. Эксперт подчеркнул, что Россия входит в международную систему политических, юридических координат.

 Мы не живем на отдельной планете, считаю, что это самый слабо проработанный из всех юридических вопросов. Такая сиюминутно политическая вещь, мол покажем Западу, но с точки зрения глобальных вопросов, места России в Европе и мире – откровенно слабая. Это не придаст какого-то статуса, просто попытка доказать в чьих-то глазах свою силу. Сам я выступаю против, – рассказал Алексей Петров.

Соотношение международного и российского права, суверенизация – является частью базовых положений конституции. В процессе глобализации понятие суверенитета во многих случаях подминается интересам мировым. Сейчас же создается конституционная комиссия, которая будет обсуждать все эти моменты. По словам Дмитрия Козлова, на сегодняшний день появился общий тренд – ресуверинизация.

 После ряда значимых событий, произошедших, в частности в 2008, 2014 годах укрепилась идея о том, что национальные интересы преобладают над мировой повесткой. Я тем не менее считаю, что это (изменения в примате международного права в России — прим. ред.) очень радикальные меры, – уточнил Дмитрий Козлов.

По мнению историка, международное право служит дополнительной легитимизацией, подтверждением того, что Россия является частью мировой цивилизации. Возникают опасения насчет возможной отстраненности страны от мирового развития.

В свою очередь Владислав Шиндяев не поддержал такую позицию и отметил, что новый подход выстроился в рамках последних лет, когда наша страна по многим вопросам занимала самостоятельную и довольно жесткую позицию, вне зависимости от устоявшихся международных норм и правил.

 Проведению этой позиции ничего не должно мешать. Приоритетом должно являться прежде всего то, что любое решение в области международной политики должно отстаивать интересы, гражданские права и свободы жителей нашей страны. И именно это должно быть приоритетом развития нашей государственности, – подчеркнул эксперт.

Инициатива президента о запрете на двойное гражданство представителям правительства, как считает Дмитрий Козлов, звучит хорошо, но имеет некоторые нюансы. С одной стороны, можно ожидать, что в правительстве будут «стопроцентные граждане» своего отечества, с другой — происходит в некоторой степени ущемление гражданских прав. 

 Вопросов данное решение вызывает много, особенно его реализация. Понятно, что речь идет о безопасности, но насколько она будет соответствовать действительности – вопрос. Однако если речь идет о решении по отношению к президенту, вероятно, какой-то смысл действительно есть, – подчеркнул Дмитрий Козлов. 

При этом Сергей Шишкин акцентировал внимание на том, как громко хлопали присутствующие по этому поводу.

 Именно по этому положению выступления президента были самые сильные овации в зале. Но я не совсем понял чему хлопают. Но тема – серьезная. Если развивать ситуацию дальше, то интересно будет наблюдать, как поведет себя Михаил Мишустин после назначения. Ведь он будет осведомлен о финансовом положении практически каждого члена правительства, – резюмировал Сергей Шишкин.

Транзит власти и новая политическая архитектура

Президентом России на протяжении 20-ти лет с перерывом в четыре года является Владимир Путин. За это время страна столкнулась с рядом трудностей, но и достигла внушительных результатов во внешней экономике. Не менее бурно проходила и внутренняя политика. За эти два десятилетия единственным человеком на посту главы государства, кроме Владимира Путина, был Дмитрий Медведев. И лишь четыре года. Поэтому на сегодняшний день у действующего президента существует необходимость найти себе подходящего преемника, либо как-то изменить устройство государства с сохранением управляемости.

Отставку председателя правительства Константин Калачев связал сразу с рядом факторов. Ряд противоречивых или откровенно проблемных тем последних двух лет (пенсионная реформа, повышение НДС, рост акцизов на топливо, налог на самозанятых и другое) — стали сличаться напрямую с образом Дмитрия Медведева и нынешнего правительства, которые не обладают достаточным доверием у населения. При этом политолог отмечает, что со временем это сгладится.

— Дмитрий Анатольевич никуда не ушел. Да и кто знает, на каких постах (кроме Совета Безопасности -прим.ред.) мы еще увидим его, – заявил эксперт.

Разговоры об отставке правительства РФ ходили давно. Но все понимали, Дмитрий Медведев – не просто премьер, но и довольно близкий человек для президента. По словам Дмитрия Козлова, можно говорить о тандеме Путин-Медведев, в контексте которого отставка является зависящей от каких-то внутренних решений.

 Тем не менее Дмитрий Медведев никуда не исчезает, он все-равно сохраняет свои полномочия. В силу сложной и запутанной иерархии возникающей конфигурации власти мы можем говорить о том, что эта отставка ни в коем случае не снижение какого-то политического веса. Наоборот – дополнительное усиление. Говоря о Михаиле Мишустине замечу, что еще во время послания президента в бегущей строке шел текст, о том, что Мишустин выступит на Гайдарском форуме 16 января. Все-таки можно интерпретировать, что решения были приняты и согласования прошли, – рассказал эксперт.

Историк добавил, что сам Михаил Мишустин является профессионалом своего дела, поэтому его кандидатура отлично подходит на должность. Таким образом, отставка председателя правительства является перестановкой из-за каких-то внутренних разногласий.

Подобное мнение сложилось и у Сергея Шишкина, который заявил, что на сегодняшний день можно констатировать завершение проекта «тандем» в высшей власти. Он добавил, что в последнее время нарастало недовольство Путина и Медведева друг другом. 

 Решение не спонтанное, но знали о нем немногие. Вероятно, майские указы президента и реализация нацпроектов имеют прямое сопряжение с данным решением. Однако интересно, в каком объеме будет сокращен персональный состав правительства, какой процент ротации. Похожа ли эта ситуация будет на то, что мы видели в Иркутской области, или же нечто совершенно иное. Тогда мы сможем понять, раздражение ли это лично Медведевым, или министрами экономического блока, – подчеркнул Сергей Шишкин.

В свою очередь Алексей Петров также связал отставку Дмитрия Медведева с провалом национальных проектов, о чем говорят и последние совещания. Он отметил, что улучшения, безусловно, есть, но не столь масштабные, как планировалось.

 Это очень преданный, командный человек, но ему не удалось стать близким к тем людям, чьи ряды он олицетворял. Впрочем сбрасывать его со счетов не стоит, он никуда не делся, остается в политическом пространстве», – отметил Алексей Петров.

По словам Владислава Шиндяева, отставка председателя правительства РФ – логическое звено цепи событий, на которую оказали влияние новые социальные меры, запросы экономики и непосредственные меры, которые должны будут реализовываться уже в ближайшее время. Предложенная кандидатура человека, возглавлявшего налоговую службу также является звеном цепи пересмотра экономической политики, социальной поддержки, блоков и оптимизации бюджетных процессов в целях реализации обозначенных инициатив.

По мнению Алексея Петрова, сейчас мы видим первую серию большого переходного периода под названием «Что будет с Россией после 2020 года и какое место в ней займет Владимир Путин».

 Усиление роли государственного совета говорит о том, что скорее всего президент может уповать и на этот орган. То есть мы идем к такому «казахстанско-китайскому» сценарию. Вопрос лишь в том, будет ли это так просто, как планируют авторы «проекта», – рассказал Алексей Петров.

Дмитрий Козлов уточнил, что президент ставит определенные рамки, с которыми будут соотноситься все последующие запросы на перемены. Между тем мы видим, отмечает эксперт, что и глава Чечни временно сложил свои полномочия. 

 Можно интерпретировать событие с запуском политических реформ. Речь идет о проблеме 2024 года. Что будет после Владимира Путина — вот проблема приемственности власти, – отметил эксперт.

Эксперт напомнил, что ранее уже обсуждались различные варианты развития процесса – белорусский, казахстанский и китайский. Самым схожим из которых является, по мнению политолога, казахстанский (когда Нурсултан Назарбаев внес изменения в полномочия госсовета – прим. ред.), однако на сегодняшний день возникает ряд проблем, требующих уточнения (например, взаимодействие верхней и нижней палат).

Федеральный политолог Константин Калачев убежден, что пока народ безмолвствует проявляется царская воля. Если же всерьез говорить о транзите власти, то Владимир Путин с этим делом не торопится. Более того, транзит власти в сложившейся действительности, по словам эксперта, говорит лишь о варианте появления «технического» президента.

 Можем ли мы вообще говорить о транзите власти? Сохранение контроля за Владимиром Путиным при новом «техническом» президенте обеспечено. Конечно и послание, и все остальное – начало этого пресловутого транзита. Но передавать страну надо на подъеме и изменив конституцию РФ. Завершив ревизию наследия первого президента России, и наконец, обеспечив преемственность курса. Чтоб окончательно вписать себя в историю, – подчеркнул Константин Калачев.

Подобный расклад представляет и Дмитрий Козлов. Эксперт считает, что существует вариант, в соответствии с которым президент (следующий – прим. ред.) будет играть меньшую роль, чем та, которую будет выполнять Владимир Путин.

Можно сказать, что все озвученные политические изменения имеют конкретные цели. Президент РФ Владимир Путин отлично понимает, что в стране ждут перемен поэтому, чтобы эти перемены не начались «снизу», начал их «сверху».

 Время регионов 

Изменения в конституцию уже анонсированы и откладывать их никто не будет. Поэтому важно регионам самим подключиться в этот процесс, считает конституциалист Сергей Шишкин. Эксперт напомнил, что схожий опыт, но в большем масштабе, уже применялся в Иркутской области при губернаторстве Юрия Ножикова, когда готовилось принятие конституции России. Сергей Шишкин фиксирует, что созданная специальная комиссия во главе с врио губернатором Игорем Кобзевым имела бы несколько положительных моментов, которые бы несли пользу как для грамотности будущих поправок, так и конкретной «пользы» губернатору.

При этом доктор юридических наук обращает внимание на ситуацию с будущим местного самоуправления, которое в процессе изменения конституции может получить новое «исполнение»

— Было заявлено, что мы хотим интегрировать местное самоуправление в систему публичной власти. Слово красивое, но дело в том, что это норма общественного строя, про которую Владимир Путин сказал, что ее трогать не будем. Тема довольно противоречивая — расширение полномочий органов самоуправления. За счет чего? Как бы это выстраивание системы сдержек и противовесов, баланса полномочий не привело бы к изламыванию самой компетенции местного самоуправления. Ее похоронам, так сказать.

 Эти реальные угрозы хорошо вписываются в региональную повестку дня. Полезны для региональной власти. Кроме того, это было бы хорошей темой для взаимодействия по принципу «регион – Москва». Тем более там есть иркутянин, который может представлять интересы региона. Если врио губернатора сможет понять эту тему, взять ее в повестку и воспользоваться экспертным пулом, то явно не один плюс получит, — констатирует Сергей Шишкин.

Появление публичной власти, наряду с фразами о госсовете, примате российского законодательства над международным и замена «своих людей» на новых — говорит лишь об одном, то что произошло на послании первый шаг большого плана по созданию России 2.0. Теперь важно политическому истеблишменту (в том числе в регионах) не упустить запал «сверху», сделанный президентом, чтобы им не воспользовались недовольные «снизу».

 

Источник: https://irkutskmedia.ru

Комментарии запрещены.