Опросы
Извините, в настоящее время нет доступных опросов.
Апрель 2024
Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
« Мар    
1234567
891011121314
15161718192021
22232425262728
2930  
Архивы

Трансфер власти-2020: Россию ждут досрочные выборы президента и Думы

«Свободная пресса»

Какие неожиданные формы может приобрести трансфер власти в новых политических реалиях

Фото: Михаил Джапаридзе/ТАСС

 

 

Материал комментируют:

 

 

 

 

 

В России может состояться новый референдум. Речь об утверждении поправок в Конституцию, о которых президент Владимир Путин рассказал в ходе ежегодного обращения к российскому парламенту 15 января.

«Считаю необходимым провести голосование граждан страны по всему пакету поправок. Мнение людей как главного источника власти должно быть определяющим», — заявил глава государства.

В то же время сам президент слова «референдум» не произнес, что породило массу дискуссий н эту тему. В пресс-службе российского лидера такую возможность и вовсе отвергли.

«Путин говорил не о референдуме, а «голосовании по поправкам в Конституцию», — заявил Дмитрий Песков.

О том, что при ЦИК создана рабочая группа по подготовке предложений по формату всенародного голосования, рассказала также глава ведомства Элла Памфилова. По ее словам, для утверждения предложенных Путиным поправок в Конституцию референдум не нужен.

«Исходя из того, что сказал президент, я не думаю, что дело дойдет до референдума. Есть и другие формы обсуждения. Но нужно более предметно и внимательно посмотреть на этот вопрос», — заявила она.

Иными словами, судя по всему, власть сама до конца не определилась, будет ли референдум, или возможно осуществить предложенное президентом в иной форме. Так ли это принципиально?

С одной стороны, может показаться неважным, будет ли это называться «референдумом», «всенародным голосованием» или как-то еще — суть -то одна.

Но есть один важный момент.

Согласно федеральному конституционному закону «О референдуме», он не может быть проведён в последний год полномочий Госдумы, поэтому либо его надо проводить до сентября этого года, либо уже в сентябре 2020 года нас ждут досрочные выборы в Думу, а затем уже референдум.

На самом деле, на фоне масштабов обещанных реформ, и последовавшей незамедлительно за обращением президента неожиданной отставки правительства, вполне можно ожидать, что в России может досрочно появиться новая Дума. Гулять — так гулять.

А может, тогда и выборы президента провести раньше 2024 года? Во многих странах досрочные выборы становятся естественным способом сохранения власти существующей группой людей или спокойного ее трансфера. К примеру, именно так была передана власть от Бориса Ельцина к Владимиру Путину 20 лет назад.

Напомним, что о возможности проведения досрочных выборов президента в России говорил в конце прошлого года лидер КПРФ Геннадий Зюганов. По его словам, этот может произойти из-за того, что правительство проваливает послание президента Федеральному собранию.

И вот правительство ушло в отставку. И по мнению многих экспертов — как раз из-за провалов поручений президента. Так может, Зюганов окажется прав? Может, все это часть некоей многоходовки?

Тогда отставка правительства — первая ее часть.

— Я не рассматриваю это решение как буквальное начало так называемого транзита власти, — отмечает заместитель директора Национального института развития современной идеологии Игорь Шатров.

— Как этап его подготовки, этап создания условий для него? Возможно. О том, что работа правительства по реализации национальных проектов не устраивает президента, было известно. Ходили слухи о грядущей отставке ряда министров, ответственных за те или иные провалы, распространялись различные списки вероятных отставников. Однако об отставке премьера, которая влечет за собой и отставку всего состава правительства, еще неделю назад не говорил никто. Не было ни таких утечек, ни подобных прогнозов. Возможно, решение принималось оперативно, на ходу. Об этом говорит хотя бы тот факт, что изначально должности, на которую ушел в Совет безопасности Медведев, в его структуре не существовало как таковой. Но все же хотя элемент импровизации в произошедшем однозначно присутствует, сценарий отставки всего правительства во главе с Медведевым, думаю, рассматривался в качестве некоего плана B, С или D. Не было только точно определено время. Но для публики всё выглядело так, будто правительство испугалось масштаба озвученных президентом задач и решило уйти в сторону, оставив за президентом право набора команды для рывка вперед.

Почему отставка приняла такую форму, которая возлагает и на президента высокую долю ответственности за последующие шаги нового кабинета? Думаю, потому что это в характере нашего президента. Он не привык прятаться за спинами коллег. Потерпели фиаско те, кто предрекал Медведеву роль сакральной жертвы, на которую Путиным будет переложена ответственность за непопулярные решения власти. Таким непопулярным шагом называли, в частности, повышение пенсионного возраста. Однако шум вокруг этого решения уже улегся, жертва, казалось бы, потеряла смысл. Впрочем, латентная идиосинкразия по отношению к правительству у многих присутствовала. И решение об отставке кабинета было воспринято большинством российских граждан с удовлетворением, а новое правительство по этой причине сразу же получило кредит доверия. Такая дружелюбная атмосфера при реализации масштабных задач, поставленных президентом, должна стать серьезным подспорьем новому кабинету министров. Вероятно, на это и делался расчет.

«СП»: — Когда ждать обещанный референдум? Ждут ли нас в связи с этим досрочные выборы в Думу?

— Не думаю, что принятие поправок в Конституцию пройдет в виде именно референдума. Зачем городить огород, если референдум для утверждения подобных поправок не требуется, достаточно принятия федерального конституционного закона. Возможно, будет избрана какая-то иная форма учета мнения граждан, например, опрос общественного мнения. А принять поправки в Конституцию Путин потребовал от Думы уже в эту весеннюю сессию.

«СП»: — А возможны ли досрочные выборы президента?

— Кому выгодны досрочные выборы? Не Путину точно. Многие из принятых сейчас к исполнению национальных проектов и программ заканчиваются в 2024 году или несколькими годами позже. Как любой уважающий себя человек, президент хочет оставить у россиян добрую память о себе, поэтому, на мой взгляд, будет лично контролировать реализацию намеченного. И отставка правительства, как я уже говорил выше, именно поэтому и произошла сейчас, а не за 2 года до истечения срока его полномочий, когда исправлять ошибки будет уже поздно.

«СП»: — Какие ещё неожиданные варианты транзита власти возможны в новых реалиях?

— После принятия поправок в Конституцию многое будет зависеть от итогов выборов депутатов Госдумы в 2021 году. Новая Дума, которая получит право утверждать премьера и весь состав правительства без оглядки на мнение президента, станет более влиятельным органом власти. Борьба за кресла в этой Госдуме развернется нешуточная. Если в результате этой борьбы «Единая Россия» не получит большинства, варианты транзита могут быть самые непредсказуемые и оригинальные. По-прежнему считаю, что пост председателя правительства остается самым удобным для начала президентской кампании. Но говорить о том, что Мишустин стал участником этой гонки, или о том, что Медведев с нее уже снят, я не стал бы. Дождемся выборов Госдумы и назначения нового премьера уже новым составом нижней палаты парламента.

«СП»: — Чего можно ждать от нового правительства? Сможет ли оно обеспечить экономическую и политическую стабильность до 2024 года?

— А стоит ли такая долгосрочная в каком-то смысле задача перед правительством Мишустина? На мой взгляд, задача-минимум нового правительства — до осени 2021 года перезапустить работу по реализации нацпроектов и майского указа так, чтобы рядовые граждане почувствовали на себе возникающие в результате этого преимущества. Кроме того, возглавляемому Мишустиным кабинету предстоит исполнить поручения, которые вскоре будут сформулированы на основе нынешнего Послания президента Федеральному Собранию. Возможно, это и задача-максимум. А о планах российского правительства на период до 2024 года поговорим после выборов Госдумы в 2021 году.

— Тут не может быть никаких безапелляционных заявлений, — считает политконсультант, кандидат философских наук Александр Сегал.

— Давайте исходить из того, что нам известно и что мы можем предположить.

Мы понимаем, что у любой власти одна главная цель: сохранить себя. Всё остальное — средства.

Что касается того, в какой форме будет голосование по поправкам, это вопрос к тем, кто его анонсировал. Вообще-то, насколько я знаю, всенародное голосование по вопросам, не являющимся выборами — это и есть референдум. Вопросы, выносимые на референдум, и порядок их вынесения определяет статья 6 Федерального конституционного закона N 5-ФКЗ «О референдуме Российской Федерации». На референдум можно вынести практически любой вопрос кроме тех, что специально оговорены пунктом 5 этой статьи.

Напомню, что согласно статья 135 главы 9 Конституции даже принятие новой Конституции может происходить без референдума — путем созыва Конституционного собрания. Но всё это происходит только при изменении глав 1, 2 и 9. Что это за главы? Глава 1. «Основы конституционного строя», глава 2. «Права и свободы человека и гражданина», глава 9. «Конституционные поправки и пересмотр Конституции». Из перечисленных в послании Федеральному собранию вопросов к этим главам с некоторой натяжкой можно отнести вопрос о гражданстве — да и то он может быть решен путем внесения изменений в ФЗ-62 «О гражданстве».

Путин — грамотный юрист, и он четко указал, что, во-первых, в принятии новой Конституции «необходимости нет», и, во-вторых, что все изменения, перечисленные им в послании Федеральному собранию, «не затрагивают фундаментальных основ Конституции, а значит, могут быть утверждены парламентом в рамках действующей процедуры и действующего закона через принятие соответствующих конституционных законов».

Но референдум всё же будет. Вообще непонятно, откуда возник вопрос, будет ли он и зачем? Как говорят англоязычные программисты: «RTFM» (Read The Fucking Manual, или по-русски: Читайте грёбаную инструкцию).

Читаем:

«Вместе с тем, учитывая, что предложенные новации касаются существенных изменений политической системы, деятельности исполнительной, законодательной, судебной власти, считаю необходимым провести голосование граждан страны по всему пакету предложенных поправок в Конституции Российской Федерации. И только по его результатам принимать окончательное решение.

Мнение людей, наших граждан, народа как носителя суверенитета и главного источника власти должно быть определяющим. Всё в конечном счёте решают люди и сегодня, и в будущем, и в выборе стратегии развития страны, и в повседневных вопросах жизни в каждом регионе, городе, посёлке. Сильную, благополучную, современную Россию мы сможем построить только на основе безусловного уважения к мнению людей, к мнению народа».

Итак, будет ли? Будет! Зачем? Чтоб был. Прекрасный ход, всех зацепило, все обсуждают. Как технолог — аплодирую стоя.

Ну а на тот случай, если «что-то пойдет не так» есть опыт предшественников. Во-первых, технологии «да-да-нет-да» времен Ельцина еще не забыты, а их авторы и исполнители всё еще в кадровом резерве. А на крайний случай можно из времен Горбачева вытащить «всенародное обсуждение» — и тихонько, в два-три приема заменить им всенародное голосование, сиречь референдум. Глядишь, никто и не заметит.

«СП»: — Если все же референдум, ждут ли нас в связи с этим досрочные выборы в Думу?

— Вполне возможно. Но необязательно. В этом-то и заключается особенность ситуации: все «подвешены», все чувствуют себя нестабильно. Достаточно сдвинуть сроки проведения референдума туда или сюда — и сразу меняется конфигурация процесса. Очень удобная ситуация для «ручного» управления. Но именно в силу этого прогнозировать ее бессмысленно: резоны для того или иного решения лежать не в стратегической и даже не в тактической, в оперативно тактической плоскости, то есть определяются текущей сиюминутной обстановкой.

«СП»: — А возможны ли досрочные выборы президента?

— Возможны. Хотя пока непонятно, зачем и при каких обстоятельствах. Все зависит от политической целесообразности. Если для сохранения власти в целом надо будет провести выборы — их проведут. Например, чтобы возбудить общественное мнение и/или отвлечь его в ситуации очередного проседания экономики. Но это должен быть очень большое проседание. Например, полный провал нацпроектов, когда никак не получается «обратить конфузию в викторию». Тогда Думу в отставку, всех выбираем, вся страна занята. Короче, правительственный и парламентский кризис, выборы президента… Как в Италии, Франции… Только там пинг-понг идет между партиями, а у нас между персоналиями. Разницы нет. И вообще я не понимаю, почему все так возбудились. Как говорил один мой знакомый из администрации Свердловской области: «Мы вам сообщим». Нам сообщат.

«СП»: — Была ли отставка правительства задумана заранее? Это часть плана по трансферу власти?

— Думаю, это был один из вариантов. И думаю, что цель, стыдливо обозначаемая туристическими эвфемизмами «трансферт» или «транзит» — это и есть главная цель власти. Как и у любой корпорации (а политические группы — это тоже корпорации) в любой точке мира таких целей три: 1) самосохранение, 2) самовоспроизводство, 3) расширение влияния. Всё. Остальное — задачи и средства. И все танцы экспертов вокруг этого — детский сад и розовые слюни.

Источник: https://svpressa.ru

Комментарии запрещены.