Опросы
Извините, в настоящее время нет доступных опросов.
Март 2024
Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
« Фев    
 123
45678910
11121314151617
18192021222324
25262728293031
Архивы

Открытое обращение редакции газеты «Голос Братска» в прокуратуру Иркутской области

 

Прокурору Иркутской области

А.Б. Воронину

Уважаемый Александр Борисович!

Редакция газеты «Голос Братска» вынуждена обратиться к вам с просьбой, чтобы вы инициировали проведение проверки в отношении ответа на запрос редакции со стороны должностного лица прокуратуры Братского района и дали бы свою оценку на этот так называемый ответ. Потому как мы считаем, что в данном случае со стороны отнюдь нерядового сотрудника прокуратуры Братского района были нарушены права редакции газеты «Голос Братска» на запрос и получение информации. (Статья 58 Закона РФ №2124-1 («Закон о средствах массовой информации»)

 

А так как за этими вопросами, о которых ниже пойдет речь, следит большое число наших читателей, то и обращение мы решили сделать открытым, потому как эти вопросы, считаем, имеют большую общественную значимость для многих жителей города Братска и Братского района. Это обращение посвящено ответу прокуратуры Братского района, вернее даже не ответу, а, как мы понимаем, отписки, потому как на поставленные редакцией вопросы должностное лицо, подписавшее этот ответ, фактически не ответило. А чтобы не быть голословным – это в первую очередь для наших читателей – придется в этом обращении полностью привести как сам запрос редакции, так и ответ прокуратуры на него.

Запрос, о котором я сейчас веду речь, был зарегистрирован в прокуратуре Братского района утром 17 октября 2019 года, это было именно в тот день, когда состоялось второе заседание Думы Братского района, на котором решался вопрос об аккредитации представителей СМИ при Думе Братского района. В этом запросе, напомню, были редакцией поставлены вопросы, касающиеся «Положения об аккредитации представителей СМИ при Думе Братского района».

Итак, вот сам текст запроса, цитирую дословно:

«Прокурору Братского района С. А. Грищенко от редакции газеты «Голос Братска».

Уважаемый Сергей Александрович!

Просим Вас проверить, насколько соответствуют требованиям закона РФ некоторые пункты «Положения об аккредитации СМИ при Думе МО «Братский район» № 16 от 23.12.2009 г.

1. Первое, на чем хотелось бы заострить Ваше внимание, это пункт 1.3. данного «Положения», цитата: «Право на аккредитацию представителей СМИ при Думе имеют зарегистрированные в установленном порядке средства массовой информации за исключением СМИ, которые по роду своей деятельности являются специализированными изданиями (рекламными, справочными, эротическими).»

У редакции возник вопрос: почему рекламные и справочные СМИ лишены права на аккредитацию, и не является ли, на взгляд прокуратуры, это требование дискриминационным для данной категории СМИ?

2. У нас также вызывает еще вопрос пункт 2.2. данного «Положения», цитата: «Поданные заявки предварительно рассматриваются на заседании постоянной депутатской комиссии по мандатам, регламенту и депутатской этике, при необходимости вносятся на депутатские слушания. От каждого СМИ могут быть аккредитованы не более двух представителей.»

То есть, выходит, что Дума ввела ограничение или квоту — не более 2 представителей от одного СМИ, а так как заявки на аккредитацию журналистов согласного этого «Положения» составляются именные, то возникает вопрос: если допустим, один из аккредитованных представителей редакции заболел, а второй уехал в командировку, то выходит, что это СМИ не сможет принимать участие в освещении работы Думы Братского района? В связи с этим у нас возникает вопрос к прокуратуре: насколько соответствуют закону эти ограничения?

3. И еще вопрос по поводу отказа в аккредитации СМИ (пункт 2.2. «Положения»), цитата: «Решение об аккредитации или отказе в аккредитации принимается Думой на срок ее полномочий в соответствии с Регламентом Думы».

А вот что об аккредитации СМИ говорится в Законе о СМИ РФ, ст. 48, цитата: «Государственные органы, органы местного самоуправления, организации, учреждения, органы общественных объединений аккредитуют заявленных журналистов при условии соблюдения редакциями правил аккредитации, установленных этими органами, организациями, учреждениями.»

Если исходить из того, что написано в статье 48 Закона о СМИ, то выходит, что в аккредитации СМИ могут отказать только при одном условии – если СМИ нарушат правила аккредитации, установленные этими органами? Поэтому вопрос: а как быть, если, допустим, эти правила установлены в нарушение закона РФ?

Данное письмо считать официальным запросом СМИ.

Ответ на запрос на получение информации редакция просит предоставить в семидневный срок на основании Закона «О средствах массовой информации» (ст.39,40).

В целях избежания потери ответа на запрос по каким-либо причинам прошу выдать ответ мне лично в руки под роспись, предварительно уведомив меня об этом по телефону, указанному в запросе.

К запросу прилагается:

«Положение (копия) об аккредитации представителей СМИ при Думе МО «Братский район» на 5 листах.

С уважением, главный редактор газеты «Голос Братска» В. А. Касищев

17.10.2019 г.»

А теперь прошу обратить внимание на то, что нам ответила районная прокуратура, цитата: «Прокуратурой Братского района Ваше обращение по вопросу несоответствия требованиям федерального законодательства Решение Думы Братского района №16 от 23.12.2009 «Об утверждении Положения об аккредитации представителей СМИ при Думе МО «Братский район»» (далее — Решение Думы) рассмотрено, в связи с чем сообщаю следующее.

При изучении Решения Думы прокуратурой района дана оценка данному нормативному правовому акту на предмет соответствия федеральному законодательству, а также проведена антикоррупционная экспертиза, по результатам которой в Думу Братского района внесено требование об изменении нормативно правового акта с целью исключения выявленных коррупциогенных факторов».

А теперь вопрос от редакции: какие требования районная прокуратура предъявила Думе Братского района об изменении нормативно правового акта с целью исключения коррупциогенных факторов? Или озвучивание этих требований прокуратуры подпадает под государственную тайну? Или прокуратура такие сведения может не давать СМИ по их запросам? А если это не является тайной, то почему же прокуратура не назвала их? А если, допустим, наша редакция не поставила бы вопросы по некоторым пунктам «Положения об аккредитации», то кто бы проверил это «Положение» на предмет коррупциогенных факторов? Ведь этому положению уже около 10 лет, и я думаю, что при его принятии районная прокуратура проводила его оценку на предмет коррупциогенных факторов? Или я ошибаюсь, и такое изучение прокуратурой не проводилось? А если все же это «Положение» прокуратурой изучалось, то нам хотелось бы узнать, кто из сотрудников прокуратуры проводил такую оценку?..

Идем далее. В запросе редакции мы просили прокуратуру ответить нам на него в семидневный срок, на основании Закона «О СМИ» (ст. 39,40). А вот что получили в ответе на запрос, цитата:

«Кроме того, разъясняю, что порядок и сроки рассмотрения обращений граждан в системе органов прокуратуры РФ регламентированы Федеральным законом «О прокуратуре Российской Федерации», Инструкцией о порядке рассмотрения обращений и приеме граждан в органах прокуратуры Российской Федерации, утвержденной Приказом Генеральной прокуратуры от 30.01.2013 года № 45, Федеральным законом «О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации». В соответствии с п. 5.1 Инструкции о порядке рассмотрения обращений и приеме граждан в органах прокуратуры Российской Федерации обращения граждан, должностных и иных лиц разрешаются в течение 30 дней со дня их регистрации в органах прокуратуры Российской Федерации, а не требующие дополнительного изучения и проверки — в течение 15 дней, если иное не предусмотрено федеральным законодательством».

То есть, если я правильно понял из ответа, подписанного заместителем прокурора Братского района, в порядок и сроки рассмотрения обращений граждан, который регламентирован Федеральным законом «О прокуратуре Российской Федерации» — ответы за запросы СМИ в семидневный срок не входят? Хотя, если исходить из ст. 39 Закона «О СМИ», то там сказано, что «Редакция имеет право запрашивать информацию о деятельности государственных органов, органов местного самоуправления, организаций, общественных объединений, их должностных лиц».

А если исходить из ответа, подписанного должностным лицом прокуратуры района, то выходит, что прокуратура не входит в государственные органы? Или я что-то недопонимаю? А если же действительно прокуратура действует согласно какой-то статье Федерального Закона «О прокуратуре Российской Федерации» и не обязана отвечать на запросы СМИ в семидневный срок, тогда почему в ответе не указана эта конкретная статья закона, где бы было все подробно расписано?.. Тогда бы и вопросов у редакции не возникло, мы ведь люди законопослушные, привыкшие осуществлять свою деятельность только в рамках правового поля…

Идем дальше. По порядку цитирую ответ прокуратуры Братского района, четвертый абзац, двадцать пятая строка, цитата:

«Согласно ст. 37 Закона РФ от 27.12.1991 № 2124-1 (далее — Закон № 2124-1) редакция имеет право запрашивать информацию о деятельности государственных органов, органов местного самоуправления, организаций, общественных объединений, их должностных лиц. Запрос информации возможен как в устной, так и в письменной форме. Запрашиваемую информацию обязаны представлять руководители указанных органов, организаций и объединений, их заместители, работники пресс-служб либо другие уполномоченные лица в пределах их компетенции».

Редакция не согласна с некоторыми доводами прокуратуры, и сейчас я обосную, почему. Хочу повторить, что ответ, если таковым его, конечно, можно назвать, был напечатан на одной полной странице листа формата А4 (5 абзацев, 35 строк), да еще в завершении на таком же листе был отпечатан маленький шестой абзац всего в четырех строках, то бишь всего в письме прокуратуры 6 абзацев на 39 строках. Так вот, этот ответ на запрос (правда, прокуратура не считает его запросом) редакции прокуратура подготавливала практически месяц: утром 17 октября я сам лично его зарегистрировал в прокуратуре, а 15 ноября после звонка из прокуратуры о том, что ответ готов, я сам приехал и под роспись получил ответ, в котором прокуратура, как я считаю, фактически не дала ответа ни на один из поставленных нами вопросов. Скажу честно, что Закон «О прокуратуре Российской Федерации» я не изучал и по нему ничего не могу утверждать, но я неплохо знаю Закон РФ №2124-1 (О СМИ). Так вот, прокуратура пишет, что «Согласно ст. 37 Закона РФ от 27.12.1991 № 2124-1 редакция имеет право запрашивать информацию о деятельности государственных органов». У меня нет сомнений, что в прокуратуре работают люди юридически грамотные, но однако – и  это уже свершившийся факт – они указали совсем не ту статью Закона о СМИ. Статья 37 Закона «О СМИ», на которую в своем ответе ссылается прокуратура, к запросам СМИ не имеет никакого отношения (запрос СМИ – это ст. 39 Закона о СМИ), а указанная прокуратурой ст. 37 Закона о СМИ целиком посвящена эротическим изданиям. Ну, это же очевидно, что ссылка на статью 37 не имеет никакого отношения к ответу… Но, а если, допустим, простой гражданин увидит в ответе прокуратуры такие ляпы, то что он может подумать о таком ответе?..

Продолжаем обзор ответа должностного лица прокуратуры. А вот эти доводы прокуратуры, на мой взгляд, являются необоснованными, пятый абзац, тридцать третья строка, цитата: «Ваше требование о предоставлении ответа в семидневный срок не обосновано, в связи с тем, что Ваше обращение не подпадает под определение Запроса СМИ». У меня, как у главного редактора газеты, сразу же возник вопрос к прокуратуре: «А почему должностное лицо районной прокуратуры решило, что наше требование о предоставлении ответа на запрос не обосновано?» И почему в ответе прокуратуры пишется — «Ваше обращение», хотя мы писали, что это – запрос СМИ. Так пусть же в таком случае работник прокуратуры, который подписывал это письмо, и объяснит, почему запрос редакции не попадает под определение Запроса СМИ? В чем причина такой трактовки, может, сам стиль нашего запроса не понравился должностному лицу? А если, допустим, это даже и так, то разве это дает ему право заявлять, что наш запрос не попадает под определение «Запроса СМИ»?..

А сейчас приведу последний шестой абзац ответа прокуратуры, поместившийся в четырех строках, а потом рассмотрим еще некоторые вопросы, цитата: «С результатами рассмотрения требования об изменении нормативного правового акта с целью исключения выявленных коррупциогенных факторов Вы вправе ознакомиться в прокуратуре района (г. Братск, ул. Кирова, 20в) после рассмотрения данного вопроса на заседании Думы.»

У меня еще вопрос к прокуратуре Братского района: почему я, как главный редактор газеты, вправе ознакомиться с требованиями об изменении нормативного правового акта в прокуратуре только после рассмотрения данного вопроса на заседании Думы? Если прокуратура нашла какие-то нарушения в «Положении об аккредитации представителей СМИ при Думе МО «Братский район», то почему редакция должна ждать, когда Дума это рассмотрит?.. Насколько я знаю, даже выявив нарушения закона в том или ином нормативно правовом акте, прокуратура не вправе его отменять, если поднадзорная сторона сама этого не сделает – прокуратура может только опротестовывать, а в случае несогласия надзорного объекта обращаться в суд с целью признания того или иного решения не соответствующим закону и подлежащим отмене. Но ведь нам-то нужно было всего-то узнать ответы на наши вопросы, касающиеся «Положения об аккредитации»… Так неужели прокуратура Братского района по нашим вопросам не может дать нам ответы? А может быть, не хочет? И почему только после заседания Думы редакция вправе в прокуратуре ознакомиться с результатами требования прокуратуры с целью исключения коррупциогенных факторов? И когда это будет, ведь в ответе прокуратуры никаких конкретных дат не обозначено? Должен заметить, что у СМИ, согласно закону РФ, есть как права, так и обязанности, и согласно Закону РФ «О СМИ» право на запрос в семидневный срок за редакциями СМИ закреплено. А сделано это для того, чтобы средства массовой информации оперативно освещали все общественно значимые темы. А как мы можем их оперативно освещать, если некоторые должностные лица ставят под сомнение право СМИ на запрос информации?

Должен заметить, что в ст. 40 Закона РФ «О СМИ» сказано: «Отказ в предоставлении информации возможен, только если она содержит сведения, составляющие государственную, коммерческую или иную специально охраняемую законом тайну. Уведомление об отказе вручается представителю редакции в трехдневный срок со дня получения письменного запроса информации».

Кроме этого хочу подчеркнуть, что сейчас при Думе муниципального образования «Братский район» аккредитовано всего два представителя одного СМИ – газеты «Братский район», учредителем которого является МУП «Земельная палата Братского района». Что касается газеты «Голос Братска», которая 17 октября 2019 года направила запрос в прокуратуру Братского района, надеясь на ответ в течение 7 дней, то до получения ответа из прокуратуры я, как главред, отозвал заявку на аккредитацию. И теперь, ввиду «быстрого» ответа районной прокуратуры на запрос редакции газеты «Голос Братска», жители района ограничены в получении информации лишь одним СМИ – газетой «Братский район», тираж которой составляет 7000 экземпляров.

Кроме этого, уважаемый Александр Борисович, считаю своим долгом ознакомить вас с некоторыми пунктами и подпунктами «Положения об аккредитации», которые не вошли в официальный запрос в прокуратуру от 17 октября 2019 года. С нашей точки зрения они тоже спорные и могут толковаться двояко, что, по нашему мнению, может давать поводы для манипуляций. Кроме этого, некоторые пункты «Положения», как мы понимаем, даже противоречат заложенным в них принципам. Ну вот, например, цитата из «Положения»:

«1.2 Аккредитация представителей СМИ осуществляется с целью обеспечения открытости и гласности, своевременного и всестороннего освещения работы Думы и предоставления жителям Братского района достоверной и оперативной информации о работе Думы».

Да, ничего не скажешь: пункт «1.2» звучит вроде бы красиво, но давайте рассмотрим, как это выглядит в действительности. Какая может быть открытость и гласность, если при районной Думе в настоящий момент аккредитовано всего одно СМИ, да и то муниципальное? Почему, спросите вы, одно? Думаю, потому, что на аккредитацию нужно собрать пакет документов: свидетельство о регистрации СМИ, 2 фотографии 3×4, заполненный бланк заявки, в которой есть немало вопросов, и некоторые из  них спорные, например, «Периодичность». Ну, конечно, если газета ежемесячная, то и выходить она должна раз в месяц, а если у учредителя и редакции недостаточно денежных средств на издание, то учредитель уведомляет Роскомнадзор, что в такие-то месяцы газета не издается. И по закону все нормально, но фактически – это нарушение правил аккредитации. Потому как в «Положении об аккредитации» есть такой пункт, цитата: «4.3 Представителю или редакции СМИ решением Думы может быть отказано в аккредитации, или они могут быть ее лишены в случаях:

2) если представителем или редакцией нарушается данное Положение;

4) если указанные в заявке на аккредитацию сведения не соответствуют действительности».

То есть, если вы в заявке указали периодичность издания – ежемесячная, а выпускаете газету раз в два месяца или раз в квартал – значит, редакцией нарушается данное положение, и ее могут лишить аккредитации. И в этом «Положении» есть и другие пункты, вызывающие у нас вопросы…

Уважаемый Александр Борисович, просим вас ответить следующие вопросы.

1. Насколько верны или не верны сомнения нашей редакции по поводу правомерности выводов должностного лица районной прокуратуры, касающейся того, что обращение редакции «Голос Братска» не попадает под определение «Запрос редакции»?

2. Имело ли право должностное лицо прокуратуры Братского района ответы на вопросы, поставленные нашей редакцией в отношении «Положения об аккредитации», переносить на неопределенный срок – только после того, как их рассмотрит Дума?

Данное письмо считать официальным обращением СМИ и ответить на него согласно Законодательства РФ в тридцатидневный срок.

К обращению прилагается:

1. Копия письма (ответ) Прокуратуры Братского района от 15.11.2019 г. исх. №173ж — 2019 на 2 листах;

2. Копия официального запроса редакции газеты «Голос Братска» от 17.10.2019 г. исх. №96 на 1 листе;

3. Нотариально заверенная копия Свидетельства о регистрации СМИ ПИ № ТУ38-00525 от 04.06.2012 г;

4. «Положение (копия) об аккредитации представителей СМИ при Думе МО «Братский район» на 8 листах.

 

С уважением, главный редактор газеты «Голос Братска»  В.А. Касищев.

26.11.2019 г.

6 комментариев на “Открытое обращение редакции газеты «Голос Братска» в прокуратуру Иркутской области”

  • Попкорн:

    Мощно!

  • Наблюдатель:

    По сути единственный публичный ресурс где его авторы занимаются реальной работой, а не политиканством в надежде получить подачку от власть придержащих.
    Уважуха.

  • Татьяна:

    Прокуратура Братского района незаконна! Она не зарегистрирована в налоговой. Поэтому пишут такие отписки и наверняка не знают законов. Как они пойдут против думы и администрации района если она у них ручная (прокуратура) и зарплату тоже они им платят?! Мне понравилось это открытое письмо. Так держать Виктор Анатольевич!

    горожанин отвечает:

    Вы ошибаетесь, прокуратура Братского района законна и никакой регистрации в налоговой ей не требуется. Прокуратура — не коммерческая фирма, а государственный надзорный орган, в функции которого входит контроль за соблюдением законов РФ, но это совсем не значит, что она непогрешима…..

  • интерес:

    Областная прокуратура вам ответила или нет?

    viktor отвечает:

    Ответ мы еще не получили.