Опросы
Извините, в настоящее время нет доступных опросов.
Март 2024
Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
« Фев    
 123
45678910
11121314151617
18192021222324
25262728293031
Архивы

Властям давно надо было сказать «нет» вывозу «кругляка»…

ВЗГЛЯД

Так сейчас считают многие, и далеко не все граждане, имеющие подобное мнение, являются прагматиками, но с этой точкой зрения солидарна и наша редакция. Давно собирались мы заняться этой темой, но, как нередко бывает, всегда было много важных тем, и эту откладывали на потом. А вот сейчас появилось время и решили наконец-то заняться этим вопросом более скрупулёзно. Вы можете спросить, почему многие считают, что вывоз круглого леса на экспорт нужно запретить? Думаю, причин тому несколько и сейчас назову некоторые из них, вернее, озвучу свое видение именно так, как я это понимаю.

Фото: visual.rzd.ru

 

Справка. Еще пару лет назад в СМИ проходила информация, что, мол, в Госдуму вносился законопроект о пятилетнем запрете вывоза круглого леса хвойных пород за рубеж (https://ria.ru/economy/20160526/1439564497.html). Судьба этого законопроекта нам неизвестна, но так как «кругляк» стабильно продолжает поставляться на экспорт, то все может говорить о том, что по каким-то причинам большинство депутатов Госдумы этот законопроект не поддержали…

Теперь по поводу ситуации в лесном комплексе Иркутской области. Если кто не в курсе, хочу напомнить, что со стороны некоторых местных политиков предпринимались попытки решить вопрос запрета экспорта круглого леса из Иркутской области. В частности, сенатор Совета Федерации России от Приангарья Вячеслав Мархаев в сентябре 2017 года на заседании общественной межрегиональной инициативной группы выступил с предложением о запрете экспортировать круглый лес из региона на пять лет. Вячеслав Мархаев, цитата:

«Эту инициативу я уже вносил в Совет Федерации. Если мы сейчас кардинальные меры не предпримем для сохранения лесных угодий, то регион просто превратится в «пустыню». Поэтому одно из приоритетных направлений — это мораторий на экспорт круглого леса»
(https://irkutskmedia.ru/news/623601/).

С этим предложением сенатора редакция «Голоса Братска» согласна на все 100, но так как оно не было поддержано, то, похоже, многие наши политики считают по-другому. Да и еще, скорее всего, вследствие этих заявлений по области ходила молва, что, мол, запрет или вот-вот примут или уже приняли. То есть эти разговоры, как я думаю, почти сломали бизнесменов из Поднебесной, что они, поверив в этот почти свершившийся факт, начали активно арендовать пилорамы в Иркутской области для распиловки круглого леса. Более того, в разговорах даже я пару раз слышал, что мораторий — уже свершившийся факт. Более того, кое-кто об этом «свершившемся» факте даже писал, например, ИА «БМК» («Байкал Медиа Консалтинг») опубликовало статью «Сибирь.Реалии»: Закон о запрете вырубки и экспорта леса нереален?», цитата:

«Кроме того, в прошлом году жители обращались с просьбой запретить вырубку леса к губернатору Иркутской области. После этого в регионе был введен-таки мораторий на экспорт необработанной древесины. И это, по словам Ольги Жаковой, должно было способствовать развитию местного деревообрабатывающего бизнеса. Однако мораторий отменили через семь месяцев.

— Люди уже начали закупать оборудование, запускать производство и нанимать рабочих. Дело вот-вот должно было пойти. Но поскольку у нас депутаты разных уровней заняты в лесной отрасли, полиция покрывает этот бизнес. Лесное лобби продавило, и мораторий отменили. Мы поняли, что на местном уровне это не решится, даже если на то есть воля губернатора, – делится Жакова» (http://www.baikal-media.ru/news/society/348002/).

Да, кстати, иркутянка Ольга Жакова является еще также и автором петиции с требованием ввести 10-летний мораторий на экспорт необработанной древесины. Эта петиция была создана в сентябре 2017 года, и на момент её завершения в феврале 2018 года, по заявлению Жаковой, её подписали 176 тысяч человек (под электронной петицией на Change.org подписались 146 тысяч человек, а 30 тысяч, по утверждению Ольги Жаковой, подписали обращение на улицах городов трех сибирских регионов: Иркутской области, Республики Бурятии и Забайкальского края).

Наша редакция всегда действует по принципу: доверяй, но проверяй, ну и что бы вы думали? Решили проверить и заявление госпожи Жаковой, промониторили на несколько рядов интернет, и если данная петиция нашла свое подтверждение на различных сетевых ресурсах, то, к сожалению, мы нигде не нашли документальных подтверждений, что мораторий на запрет экспорта круглого леса в реальности принимался и действовал в Иркутской области семь месяцев, как заявляла Ольга Жакова корреспонденту «Сибирь.Реалии» (https://www.sibreal.org/a/29035867.html).

Но после всех этих разговоров о моратории в Иркутской области как-то все быстро сошло на нет и возвратилось на круги своя… А, может, мораторий только и был в умах людей, одни выдавали желаемое за действительное, а другие это уже воспринимали как свершившийся факт?.. Но в одном мне не приходится сомневаться, что сбыт на экспорт кругляка – большие деньги, с которых, как нередко бывает, мало платится налогов. И еще я полагаю, что с этих самых супер «круглых» доходов деньги лесными бизнесменами зачастую вкладываются не в развитие производства (покупка новой техники для заготовки и вывозки леса, многопильных станков и автоматизированных линий по распиловке бревен, постройка новых цехов), иногда покупаются за бешеные деньги и непрофильные для лесной отрасли вещи, такие как вертолеты, хотя они в лесу, думаю, на фиг не нужны, там лучше и безопасней будет проехать на автомобилях высокой проходимости, а ведь эти, пусть даже и небольшие, вертолеты стоят от нескольких сот тысяч до более чем трех миллионов  долларов каждый. Вот такие вложения зачастую бывают именно от «быстрых» денег, то бишь, как я полагаю, в большей степени китайского рынка леса.

А теперь давайте представим себе: круглый лес запретили экспортировать, но не запретили отправлять на экспорт различные пиломатериалы — чем они качественней, тем, естественно, и цена на них выше. Например, почему бы не отправлять на экспорт клееный брус или мебельные щиты из сосны, лиственницы или березы, ведь высококачественный мебельный цельноламельный щит из березы до 1,2 м длины (20 мм толщины) стоит более 2000 рублей за 1 квадратный метр, так сколько же таких щитов влезет в вагон и сколько будет получено прибыли, заплачено налогов в бюджеты разных уровней и сколько людей будут иметь постоянную работу??? И тут уж хочешь не хочешь, но бизнесменам придется вкладываться в покупку хороших станков для высококачественной переработки круглого леса. Все это понимают, но почему-то воз и ныне там…

Еще пример — и далеко за ним ходить не будем. Группа «Илим», хотя она зарегистрирована не у нас и налоги тоже, естественно, платит не у нас, но это предприятие обеспечивает тысячи братчан работой, а это уже плюс, более того, оно выделяет в качестве безвозмездной помощи городу, начиная с 2011-го, ежегодно порядка 100 миллионов рублей, которые тратятся на социальные нужды Братска. Было бы, на мой взгляд, конечно, более правильно, если бы такие предприятия платили налоги по месту своего нахождения, то есть там, где выпускают свою продукцию. Но в любом случае, они платят налоги, которые идут если не в городской, то в региональный и федеральный бюджеты.

Ну это, скажем так, грубый пример, мы ведь сейчас говорим не о лесохимическом производстве, а о переработке круглого леса путем распиловки и дальнейшей доводке пиломатериалов до высококачественного материала, готового для изготовления конечной продукции. А это абсолютно экологически безопасно для города, потому как там нет никаких вредных выбросов в атмосферу, все линии по переработке древесины работают на электричестве, а отходы от лесопереработки (опилки, горбыль, стружку можно и нужно пустить на отопление, в том числе на изготовление топливных пеллет). Да и с электричеством у нас нет напряга, мощнейшая ГЭС под боком. Тут еще, кстати, недавно в СМИ публиковалась информация, что на докладе в Законодательном собрании области генерал Калищук высказал свое мнение по этому поводу. Вот что об этом писали в ИА «Телеинформ», цитата:

«Андрей Калищук: стоит ввести временный мораторий на вывоз за рубеж «кругляка» из Приангарья

— В Приангарье в 2017 году около 1100 человек задержано за незаконные рубки деревьев. Об этом депутатам Законодательного собрания региона 28 марта рассказал начальник ГУ МВД по Иркутской области Андрей Калищук. Он также сообщил, что пресечено два канала контрабандной поставки леса в Китай.

Глава ГУ МВД подчеркнул, что сегодня 91% леса экспортируется в Китай, на этом рынке работает 411 экспортеров, причем созданных, в значительной степени, за счет дробления, так как реальных крупных игроков здесь гораздо меньше.

Депутат Илья Сумароков предложил ему рассмотреть возможность присоединиться к продвижению инициативы по повышению тарифов на вывоз круглого леса за рубеж. В ответ Андрей Калищук заявил, что мало разбирается в тарифах, гораздо лучше – в мораториях. Он заявил, что стоило бы на несколько лет ввести мораторий на вывоз «кругляка».

– И лес бы восстановился и отдохнул, и некие связи с зарубежными партнерами бы за это время ослабли, — отметил он» (http://i38.ru/obichnie-ekonomika/andrey-kalischuk-stoit-vvesti-vremenniy-moratoriy-na-vivoz-za-rubezh-kruglyaka-iz-priangarya).

И тут мы с генералом Калищуком абсолютно солидарны. Думаем, что мораторий на вывоз круглого леса за рубеж будет экономически выгоден как нашей области, государству в целом, так и нашей природе, потому как леса будет вырубаться меньше, а доходов от него бюджеты всех уровней будут получать намного больше. Правда, и бизнесменам придется платить налогов больше, практически сполна, но ведь это так и должно быть в цивилизованном и демократическом государстве, а чем больше будет выплачиваться налогов, тем будет больше тратиться на социальную сферу, то есть на нужды простых граждан. Это точка зрения редакции «Голос Братска», хотелось бы услышать на сей счет и ваше мнение, уважаемые читатели. Ждем ваших звонков и писем.

АНАТОЛИЙ НАДЕЖДИН.

 

Комментарии запрещены.