Опросы
Извините, в настоящее время нет доступных опросов.
Март 2024
Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
« Фев    
 123
45678910
11121314151617
18192021222324
25262728293031
Архивы

Имеют ли право инспекторы ДПС останавливать водителей, не нарушающих ПДД?..

В материал 28.08.2017 г. добавлен посткриптум

ТОЧКА ЗРЕНИЯ

Именно такой вопрос задают нашей редакции братские автомобилисты, которые жалуются, что они спокойно ехали, ничего не нарушали, а их инспекторы раз — и остановили для проверки документов, и всегда у них (инспекторов) какая-нибудь да операция, и так, по словам водителей, бывает достаточно часто. Подобных сигналов к нам поступало немало, но как всегда, находились более важные дела, а до конкретной проверки этих жалоб как-то руки не доходили. То мы  долгое время вели тему с установкой пешеходного светофора на улице Крупской, то занимались вопросом  многотонных фур в городской черте, то по камерам в «засаде» работали — начали заниматься этим вопросом в июне этого года и сейчас еще точку в этом деле пока не поставили. А вопрос необоснованных (по мнению водителей) остановок повис в воздухе. Но за последние два дня (7, 8 августа) нам поступило сразу три сигнала от автомобилистов, что их останавливали без оснований, то есть, по их словам, они ничего не нарушили. Редакция призадумалась, каким образом изучить эту ситуацию, но как иногда бывает, помог случай, который произошел лично со мной.

Итак, по порядку. 9 августа в начале первого ночи на ул. Обручева меня остановил работник ГИБДД. Странно, подумал я, ничего не нарушил, машина исправна… Но когда инспектор подошел ко мне вальяжной походкой и потребовал документы для проверки, я их ему, конечно, предоставил и узнал этого персонажа, но об этом скажу несколько слов чуть позже. Для фиксации доказательной базы законности-незаконности действий работника дорожной инспекции пришлось мне достать диктофон, благо в силу специфики моей работы он у меня всегда под рукой. Тут сразу я вспомнил недавние рассказы возмущенных автомобилистов на подобные остановки. Ну что же, подумал я, значит, сейчас вот и проверю на «собственной шкуре», насколько правы или не правы были обратившиеся в редакцию с жалобой автолюбители. Да и что же может быть лучше для журналистского расследования, когда сам корреспондент, погружаясь в подобную ситуацию, по сути, изучает проблему изнутри? Ну, пожалуй, начну свое повествование с пересказа нашего диалога с представителем ГИБДД Братска. Так вот, на мой первый вопрос лейтенанту Т., что же я нарушил и почему он меня остановил, я получил от него такой ответ:

Лейтенант Т: «Я выявляю водителей, управляющих автомобилями в нетрезвом состоянии».

Виктор Касищев: «У вас какая-то специальная операция проводится по этому поводу?».

Лейтенант Т.: «Мы каждую ночь проводим эту работу».

Виктор Касищев: «Выходит, вы на свое усмотрение можете любой автомобиль остановить?».

Лейтенант Т.: «Если автомобиль вызывает подозрение, то да».

Виктор Касищев: «А что, я вызвал у вас подозрение, правильно я вас понял, господин лейтенант?».

Лейтенант Т.: «Да».

Виктор Касищев: «Вы уверены в своей правоте, отвечаете за свои слова?».

Лейтенант Т.: «Да».

А знаете, у меня с самого начала диалога сразу возникли сомнения, что инспектор действует, как ему положено по закону. Думаете, почему я засомневался? Потому что обычно инспекторы при проведении подобных операций сами же говорят, что вас, мол (водителя), остановили потому, что в Иркутской области проводится операция «Нетрезвый водитель», «Тонировка» либо еще какая, а тут господин лейтенант Т. выдал инфу, что они, мол, каждую ночь проводят работу по выявлению нетрезвых водителей. Правда, по поводу специальной операции он так ничего и не промолвил. Исходя из вышесказанного, можно предположить, что письменного приказа у инспекторов на тот момент не было. Можно, конечно, допустить, что начальство устно приказало им выявлять пьяных водителей, а они начали выполнять распоряжение — останавливать всех подряд с основаниями и без оснований – как, например, меня остановили по «подозрению». Ну, понятно, пьяных водителей необходимо выявлять, согласен, но ведь, как я считаю, нужно это делать законно и обоснованно.

Можете себе представить, что вы, например, повезли ночью жену с детьми на поезд, времени в обрез, ничего не нарушаете, а тут вас раз — и остановил по «подозрению» какой-нибудь лейтенант ГИБДД, а если ваша жена с детьми опоздают на поезд, то он-то, скорее всего, будет и ни при чем, а что остановил, то не просто так, а по «подозрению». Основание – ну, он может вам сказать, например, что вы при повороте с кольца направо не включили сигнал поворота, вот и основание — попробуйте доказать обратное… Вы можете спросить, почему я выдвинул такую версию о не включенном повороте? Отвечу – потому, что со мной мог произойти  такой же сценарий 9 августа, то есть в конце разговора, когда мне инспектор уже отдал документы и я собрался уезжать, но сказал инспектору еще раз напоследок, что остановил он меня без всяких на то оснований, на что он мне ответил: а у вас, мол (у меня), не был включен сигнал поворота. Вот тут-то лейтенант солгал конкретно, причем не моргнув глазом. Он, конечно, видел, что перед этим я выключил диктофон, потому, наверное, он и сказал про якобы не включенный мною сигнал поворота, но, видимо, он в эмоциональном порыве подзабыл, что у меня в машине установлен еще и видеорегистратор, причем достаточно качественный, с чувствительным микрофоном, а вот его-то я, конечно, не выключал, поэтому все наша короткая перепалка с инспектором сохранена. Да, и еще должен заметить, если бы на самом деле при повороте с кольца на ул. Обручева я не включил сигнал поворота, то лейтенант об этом сказал бы мне в самом начале разговора, как о причине моей остановки. А тут он про не включенный поворот, похоже, просто выдумал, наверное, решил таким образом показать мне, что если он так скажет об этом официально, то как я смогу доказать обратное?.. Вот и подумал я после разговора с этим лейтенантом, что если инспектор, находящийся при исполнении служебных обязанностей лжет, то о какой «презумпции доверия» к ГИБДД в глазах автомобилистов может идти речь? Думаю, такие случаи, когда недобросовестные инспекторы обвиняют водителей в том, чего они не совершали, может, не столь часто, но все же происходят, и я полагаю, что таких инспекторов нужно за это наказывать очень строго, вплоть до увольнения из органов. Теперь по поводу специальных мероприятий. Может, я немного и отстал от нововведений в работе ГИБДД, но однако, логически рассуждая, полагаю, что если ГИБДД проводит какую-либо операцию, значит, и приказы у них должны быть соответствующие, ведь, как известно, слово к делу не пришьешь… А то ведь иначе так недалеко и до злоупотреблений… Но в любом случае, считаю, даже если и есть у инспекторов письменный приказ, но тотальная проверка всех без разбору, по моему мнению, это уже перебор…

Продолжаю рассказ «подозреваемого». После того, как инспектор Т. «проверил меня на трезвость» путем просмотра моих документов, кстати, моя супруга задала ему об этом вопрос, цитирую: «А по документам было видно, что он трезвый? А вы не знаете, что он вообще не пьет?», на что инспектор ей так и не нашелся, что ответить. Да, действительно, должен признаться — я абсолютно непьющий человек и инспектор Т. хорошо об этом знает, но он сказал, что я вызвал у него подозрение… Вам не кажется это странным?.Ну да ладно, проверил он мои документы и через несколько минут отдал их мне. Можно было бы уехать и забыть, но если бы это касалось только меня, то я бы так и сделал, но ведь в редакцию обратились по этому вопросу люди, поэтому я просто был обязан провести небольшое журналистское расследование. И поэтому через минут двадцать, приехав домой, я позвонил в дежурную часть ГИБДД, представился, что являюсь главным редактором газеты и, конечно же, предупредил, что разговор записывается на диктофон. Задал вопрос, какие конкретно в настоящий момент проводятся в городе операции и проводится ли сейчас специальное мероприятие по выявлению нетрезвых водителей? Дежурный ответил, что какие-то операции проводятся, но какие именно, он точно не знает. На мой вопрос, а разве в дежурной части нет письменных приказов или копий приказов о проведении подобных операций, мною был получен ответ, что письменных приказов о проведении специальных операций в дежурной части нет. Ну, как говорится, на нет и суда нет.

Но после разговора с дежурным мои сомнения в правильности действий лейтенанта Т. не рассеялись, более того, у меня есть основания сомневаться в беспристрастности этого сотрудника, потому как несколько лет назад именно этот лейтенант Т. уже пытался использовать свое служебное положение для давления на журналиста. А журналистом тем был я, собственной персоной, об этом случае моя коллега в июле 2012 года написала статью: «Разборки» на дороге», где рассказала, как молодой лейтенант ГИБДД решил поставить на место «журналюгу» за то, что кто-то из интернет-пользователей на сайте «Голос Братска» в статье: “Чьи интересы «отстаивает» «голова» Прибрежного?” в комментариях назвал маму лейтенанта «сплетницей». Вот тогда-то лейтенанта и понесло… Впрочем, не буду продолжать, кому интересно, откройте ссылку и погрузитесь в ту «горячую» дискуссию: (http://golosbratska.ru/archives/10455#more-10455). Так как у этого лейтенанта, видимо, все-таки есть личный мотив «создать мне трудности» и для изучения данного вопроса, может быть, мой случай и не очень показателен, но общую картину, как примерно происходит общение между водителем и представителем ГИБДД при немотивированной остановке, он, думаю, частично проясняет.

Немного отвлекся, продолжаем разговор. Еще раз озвучу вопрос: «Так можно ли согласно закону работникам ГИБДД останавливать водителей без видимых на то оснований?». Редакция пока однозначного ответа на этот вопрос дать не может, законы меняются часто — не уследишь, так что сначала разберемся, а потом вас обязательно проинформируем. Конечно, пьяных водителей выявлять нужно, никто с этим не спорит, но делать это необходимо, как я считаю, не ущемляя прав законопослушных водителей. Все должно быть сугубо в правовом поле. В качестве примера хочу привести некоторые сегодняшние реалии. Вы, наверное, обратили внимание, что когда входите в любой торговый центр или другой объект коммерческой направленности, там висят предупреждающие таблички, что в залах ведется видеосъемка? Уверен, это сделано правильно, потому как дисциплинирует даже потенциальных правонарушителей, которые, может, и не прочь положить что-то в карман, но зная, что там ведется видеосъемка, делать этого, скорее всего, не будут. Также и на дорогах — если на данном участке автодороги ведется автоматическая фотовидеофиксация нарушений ПДД, то и там, согласно постановлению правительства РФ «№ 20» должны стоять предупреждающие таблички «8.23», а водители, видя их, не будут нарушать ПДД, это тоже дисциплинирует, но ГИБДД зачастую, используя переносные автоматические комплексы видеофиксации, не выставляет предупреждающие таблички, думаю, что, скорее всего, для них сбор штрафов важнее профилактики правонарушений. Об этом мы уже писали в статье «Камеры в «засаде» и еще напишем. Так же, считаю, и с проверкой на трезвость есть перегибы. Ну, вы подумайте, какому законопослушному водителю понравится, если он ничего не нарушал, а его в любой день и час останавливают для проверки на трезвость, которая начинается с проверки документов? И ладно бы это было только в период проведения таких операций, но если это происходит почти каждый день и каждую ночь, то, думаю, психологически для водителей это может быть небольшой травмой, потому как мы живем в демократическом государстве, а не в тоталитарном, в котором могут законопослушного водителя когда угодно остановить, проверить и задержать…

Тема, поднятая нашими читателями о необоснованных остановках водителей работниками ГИБДД, как оказалось, очень актуальна для многих братских водителей. Чтобы прояснить ситуацию необоснованных остановок водителей для проверки, редакцией 10 августа был отправлен письменный запрос начальнику ГИБДД О. М. Логинову для разъяснения его понимания данной ситуации. Подождем ответа и обещаем вам, уважаемые читатели, об этом вас проинформировать. Но если у вас есть какие-то свои предложения на сей счет, то не стесняйтесь, пишите, звоните. Редакция будет держать этот вопрос на контроле.

 

P. S. Хоть и с некоторым опозданием, но решил-таки я написать постскриптум к статье. Так уж получилось, что после этого диалога с инспектором навалилось столько работы, что постскриптум ушел на второй план, потому как пришлось плотно работать над формированием номера газеты «Голос Братска», тираж которой вышел 21 августа. Теперь по поводу необоснованных остановок. В нашем запросе был поставлен вопрос: проводились ли в Братске 8-9 августа работниками ГИБДД специальные мероприятия по выявлению пьяных водителей? Ответ из ГИБДД был получен недвусмысленный, в котором сказано, что в указанное время операции по выявлению пьяных водителей в городе Братске не проводились. Значит, можно сделать вывод, что лейтенант Т. остановил мой автомобиль в нарушение регламента. Хотя не скрою, в этом же ответе руководство ГИБДД по сути оправдало сотрудников, останавливающих транспорт для проверки документов на дороге не во время проведения специальных операций, ссылаясь на п. 20 ст. 13 Закона «О полиции». Но тут нужно заметить, что инспекторы ДПС, как я полагаю, должны в первую очередь руководствоваться административным регламентом ГИБДД, действующим на основании приказа МВД № 185, где в пункте 63 четко сказано, что инспекторы могут проверять документы у водителей только на стационарных постах ДПС. Исходя из вышесказанного, разве нельзя допустить, что у лейтенанта Т. имелся вполне и не служебный мотив для остановки моего автомобиля?.. Жалобу, конечно же, я на лейтенанта не подавал и, скорее всего, подавать не буду. И хотя, вроде бы, ничего такого серьезного, на первый взгляд, не произошло, но это если глубоко не осмысливать сей факт, а если более скрупулезно призадуматься, то что же получается? А получается, как мне видится, то, что хоть новый регламент ГИБДД пока еще и не зарегистрирован в Минюсте, но некоторые лейтенанты  уже вовсю по нему работают. Вы можете спросить, а что же будут делать такие инспекторы, когда новый регламент ГИБДД зарегистрируют и он вступит в законную силу? Ну тогда, полагаю, они будут смело, на вполне законных основаниях тормозить всех «по подозрению», правда, такие остановки вряд ли пойдут на пользу имиджу ГИБДД…

 

ВИКТОР КАСИЩЕВ.

3 комментария на “Имеют ли право инспекторы ДПС останавливать водителей, не нарушающих ПДД?..”

  • Лялечка:

    Я тоже водитель, но отношусь к таким мерам от ГИБДД с пониманием. В проблеме с пьяными водителями инспектору лучше перебздеть чем недобздеть. Но пока какая-нибудь пьянь за рулём вам, Виктор, жизнь не отравила так и будете на ГИБДД зуб точить :(

    viktor отвечает:

    Никакого «зуба», всегда подхожу к любому вопросу объективно, всем нам нужно соблюдать закон, в том числе и работникам ГИБДД.

  • свободу деточкину:

    Ну да,ну да. Гаишники часто останавливают без причины.
    Лялечке,если бы останавливал проверить на алкоголь то дал бы дунуть в прибор. :(