Декабрь 2017
Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
« Ноя    
 123
45678910
11121314151617
18192021222324
25262728293031
Архивы

«Черный вторник» ВВС США: как советские асы уничтожили американские истребители в Корее

Телерадиокомпания ЗВЕЗДА

Корейская кампания в разрезе ее влияния на современную историю незаслуженно забывается. Однако, именно по итогам этой небольшой, но тяжелой войны навсегда был развеян миф о том, что американскую «атомную дубинку» можно без проблем доставить в любую точку мира.

2

 

Прорезать строй

Корейская кампания — первое крупномасштабное противостояние Запада и Востока после окончания Второй Мировой. Первым этот конфликт был и в другом — в ходе боевых действий массово применялись реактивные самолеты — маневренные, быстрые, способные ударить там, где их совсем не ждут. Именно после корейской войны в тактике строевых частей появились групповые и одиночные маневры при больших перегрузках. Истребительная авиация, к слову, получила в Корее бесценный опыт — летчики обучились уничтожать бомбардировщики противника и разработали целое пособие по борьбе с американскими самолетами.

Тактика американцев была проста — массированный налет, бомбардировка по шаблонам Второй Мировой и быстрый отход обратно. За все время корейской кампании американские бомбардировщики B-26 выполнили почти 54 тысячи боевых вылетов, из которых две трети осуществлялись в ночное время. Однако, Ким Ир Сен, запросивший военной помощи у Сталина, получил не просто летчиков-асов. На американскую авиацию — как истребительную, так и бомбардировочную, открыли настоящую охоту.

Почти сразу советским летчикам ,которых официально в Корее не было, удалось прощупать нужный режим максимально эффективного уничтожения американских бомбардировщиков. Атакующая группа советских МиГ-15 действовала по принципу «максимально прорезать строй» — огромный урон авиации США в 90% случаев наносили с первого захода, второй нужен был лишь для «контрольного выстрела». В уничтожении американской авиации советские асы регулярно применяли фигуры высшего пилотажа — делали «горку», «косую петлю», совершали эффективные маневры и развороты. После того, как советские МиГи разбивали строй и осуществляли заход на цели эскадрилья делилась на пары и продолжала хорошо организованный отстрел противника.

Воздушное противостояние

Первая встреча советских летчиков и американцев состоялась 1 ноября 1950 года. В корейском небе встретились две пары МиГ-15 и тройка американских «Мустангов». В ходе скоротечного боя два американских самолета были уничтожены. Пилот третьего самолета предпочел выйти из боя, чем спас свою жизнь. Кстати, в корейской войне советская авиация впервые использовала звенья из шести самолетов — так называемые три пары. Благодаря специальной тактике и конструктивным особенностям МиГ-15 советские летчики выяснили, что американские F-80 Shooting star и F-84 Thunderjet легко бьются на любых скоростях и углах атаки, даже при численном превосходстве.

Историки отмечают, что неспособность американских летчиков противостоять советской авиации была воспринята в самих США довольно странно — тактику и выучку летчиков решили не менять, но направили в район более современные самолеты — F-86 Sabre Однако, переброска F-86 в район делу особо не помогла. «Отличия у самолетов были минимальные Sabre и МиГ-15 имели примерно одинаковую тяговооруженность, однако, американцы обладали значительно лучшей маневренностью и более предсказуемым пилотированием в предельных режимах. Sabre увереннее набирал высоту и фигуры высшего пилотажа выполнял быстрее», — поясняет военный историк Валентин Алушков. Несмотря на более продуманную конструкцию, американские летчики не успевали воспользоваться всеми способностями, которыми их наделили инженеры компании North American Aviation. Преимущество МиГ-15 в вооружении било американскую маневренность и скорость в пух и прах.

Чёрный день американской авиации

Американским летчикам корейскую кампанию до сих преподносят как авиационную страшилку. В учебном центре американской авиации — школе летчиков-асов «Top Gun» (англ. Navy Fighter Weapon School) долгое время пытались разобрать, почему с американскими бомбардировщиками случалось то, что случалось, и почему истребительная авиация США не могла переломить ход боя, но к окончательному выводу так и не пришли. Таких потерь американцы не видели давно — разве что за Вторую Мировую случались подобные инциденты. 30 октября 1951 года запомнится американским летчикам надолго — бомбардировщики В-29 в этот день окончательно перестали быть оружием сокрушительного удара, превратившись из «летающей крепости» в «пылающий сарай».

Историки отмечают, что налет на северокорейский аэродром Намси, хорошо спланированный и тщательно подготовленный провалился ровно в тот момент, когда шасси последнего бомбардировщика В-29 ВВС США оторвались от взлетно-посадочной полосы. Американцы, будучи большими любителями массированных воздушных атак и в этот раз решили задействовать максимум возможностей — 21 бомбардировщик и почти 200 истребителей сопровождения. Все шло по плану ровно до того момента, пока в небо не поднялись 44 советских МиГ-15. 64-й истребительный авиакорпус ВВС СССР сотворил в корейском небе настоящее авиационное чудо — во время вылета удалось уничтожить 12 бомбардировщиков В-29 и несколько истребителей сопровождения.

Следует отметить, что к отражению массированной атаки советские летчики специально не готовились, но определенные коррективы в тактику все же были внесены. Большое внимание уделялось радиолокации и обнаружению противника — чем быстрее и дальше обнаружишь цель, тем больше остается времени на реакцию. Сыграл свою роль и фатальный просчет американцев — истребители сопровождения серьезно опоздали в район бомбардировки и советской авиации, фактически, сами американцы оформили разрешение на расстрел бомбардировщиков В-29.

«Что характерно, действовали советские летчики не плотными большими группами, как обычно, а были поделены на пары с максимальной свободой действий, то есть первоочередной целью было уничтожение всех бомбардировщиков, а уже потом борьба с самолетами поддержки, если последние в большом количестве успеют к месту «встречи»», — поясняет военный историк, кандидат исторических наук Сергей Аюпов.

Советскими летчиками был использован излюбленный маневр — на скорости почти в тысячу километров в час в пикировании, советские МиГ-15 начали «пропалывать» боевые порядки В-29. После первого же захода советских летчиков экипажи В-29 осознали, что этот осенний день они запомнят надолго — часть уцелевших после первой волны атаки В-29 резко изменила курс и стала уходить в сторону моря. В этом же бою советские асы уничтожили и американский фоторазведчик, отправленный зафиксировать результаты бомбардировки.

Шоковая терапия

Результат бомбардировки аэродрома Намси был нулевой. Буквально. В обозначенный американцами район не упало ни одной бомбы. Шоковая терапия американских ВВС удалась — долгое время командование военно-воздушных сил США пыталось понять, сколько самолетов принимало участие в атаке на бомбардировщики В-29, а так же анализировало причины фатальной ошибки. Информационные сообщения, переданные американской прессе, содержали данные о том, что во время атаки огнем пулеметных установок В-29 было сбито около 50 самолетов противника, однако, это была лишь попытка переключить внимание американской общественности и снизить резонанс от серьезного поражения.

Историки и специалисты в области авиации отмечают, что 44 советских МиГ-15, задействованных в налете на американские бомбардировщики — не все, с чем американцы могли столкнуться. «На аэродроме, помимо затребованных для атаки МиГов, дежурил еще с десяток МиГ-15, на тот случай, если часть бомбардировщиков прорвутся к цели. Тогда бы их пришлось разбивать, что называется, на месте. Но все обошлось и летчики, оставленные в резерве, так и просидели все это время в «готовности номер один»», — поясняет военный историк Николай Николаев.

«Черный вторник» серьезно напугал американских военных — на несколько дней полеты всей авиации в районе боевых действий были приостановлены, а В-29 после «воздушного Перл-Харбор» не использовались целый месяц. Сделав определенные выводы по части тактики применения своих бомбардировщиков, американцы успокоились и решили снова проверить советскую истребительную авиацию на прочность и моментально за это поплатились.

МиГ-15 настигли три американских бомбардировщика, отправленных, фактически, «на убой». Попутно советская авиация уничтожила с десяток Sabre из авиационной группы, сопровождавшей В-29. После повторного наказания за военно-воздушную наглость американцы полностью отказались от использования В-29 днем. Эксперты отмечают, что уничтожением американских В-29 с разной степенью вовлеченности, тактикой и количеством истребителей советские летчики гарантировали собственной стране надежную защиту от проникновения авиации противника. Командование американских ВВС отчетливо осознало, что ни о каком массированном атомном ударе по СССР уже не может идти речи, ведь главный «доставщик демократии» — бомбардировщик В-29 обнаружат и собьют.

Огромный опыт получили и советские летчики — за время корейской кампании 54 человека стали асами воздушной войны. Наиболее результативные из советских летчиков — Николай Сутягин, Евгений Пепеляев, Лев Щукин, Дмитрий Оськин, Сергей Крамаренко позднее внесли значительный вклад в действиях советской истребительной авиации, фактически, переписав законы воздушного боя. За все время участия в боевых действиях в Корее советские летчики совершили около 65 тысяч боевых вылетов, уничтожив почти 1500 самолетов противника.

Автор: Дмитрий Юров.

 

Источник: http://tvzvezda.ru

Оставить комментарий