Октябрь 2018
Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
« Сен    
1234567
891011121314
15161718192021
22232425262728
293031  
Архивы

Мэр города: выбирать или назначать

Лесохимик

11 марта группа депутатов внесла на рассмотрение Государственной Думы РФ проект реформы местного самоуправления. Суть ее сводится к тому, что мэры в крупных городах будут назначаться, а не избираться населением. Хотя в число крупных Братск не входит, он может попасть в реформу по признаку территориального разделения внутри города – именно такие муниципалитеты инициаторы проекта рассматривают в качестве возможных для реформы власти территорий.

AAAAA AAAAA A BRATSK VIBORIE

Все власти – «за» выборы

 

Возвращение прямых выборов в Братске стало камнем преткновения во взаимопонимании местных политических элит. О том, что выборы братчанам нужно вернуть, буквально в прошлом году заявляли все – от мэра города Константина Климова и депутатов до губернатора Иркутской области Сергея Ерощенко. Но принять соответствующие изменения в Уставе города, возвращающие выборы мэра, местной Думе так и не удалось –она распалась и с февраля официально считается неправомочной.
В последнее время о перспективе возвращения выборов мэра в городе вообще стали говорить все тише. А между тем, именно эта тема еще совсем недавно являлась хорошим политическим козырем областных и местных властей.
О своей принципиальной позиции в части прямых выборов губернатор Иркутской области Сергей Ерощенко заявлял не раз и указывал на то, что в Братске их нужно провести как можно скорее.
– Люди должны получить настоящих, квалифицированных, честных и ответственных управленцев, – отмечал в своем послании Законодательному собранию Иркутской области в этом году Сергей Ерощенко. – И не надо путать самоуправление с самоуправством. К сожалению, некоторые мэры и главы этого не понимают, мандат доверия считают правом на вседозволенность. Поэтому органы местного самоуправления то и дело сотрясают скандалы. С этим мы будем вести борьбу безжалостную и беспощадную. Все склоки и скандалы на местах, все битвы муниципального уровня рекомендую закончить еще до выборов. Люди должны понимать, что местная власть решает их проблемы и всегда находится рядом, на расстоянии вытянутой руки.
Председатель Законодательного собрания Иркутской области Людмила Берлина не поддержала  предложения об отмене прямых выборов мэров, которые в последнее время часто звучат в выступлениях политиков, чиновников и политологов, законодателей. Она напомнила, что Российская Федерация ратифицировала международные соглашения о местном самоуправлении.
— Мы не можем в одностороннем порядке лишить наших граждан права выбирать местных руководителей, — подчеркнула спикер. Она отметила, что также выступает против введения дополнительных структур и выбирать Думы, например, в округах городов. По ее мнению, в этом случае людям трудно будет понять, какая ветвь власти и за что отвечает.
Неизменной по вопросам выборов остается и позиция мэра Братска Константина Климова.
— Я считал и считаю, что выборы мэров должны быть прямыми. И пока не видел ярых сторонников того нововведения по отмене выборов, которое предлагают депутаты Госдумы, — заявил БЛ Константин Климов.
Областные и местные власти опираются не только на мнение избирателей, но и на мнение президента России, который на ежегодной девятой пресс-конференции в этом году подчеркнул, что на муниципальном уровне люди могут общаться с властью, поэтому их нельзя отменять.
— Дело в том, что муниципальный уровень — самый близкий к народу и это должны быть такие люди, которых граждане знают лично и смогут к ним прийти обсудить позицию поселка, города, — заявил Путин.

Выборной системе не хватает системности

Тем не менее, если реформа пройдет, Иркутск и Братск вполне могут остаться без выборов мэра. К чему это может привести, рассуждают люди, связанные с политикой, на местах.
— Логика депутатов, выступивших с подобной инициативой, мне понятна. Сегодня в нашей стране обозначился явный устойчивый тренд на развитие территорий. В частности, Братск сегодня рассматривается как одна из крупных опорных территорий развития Сибири и Дальнего Востока. И губернаторы будут полностью ответственны за то, чтобы ничто не мешало этому развитию. Но как нести ответственность, когда во власть попадают случайные люди? Неподготовленные, непрофессиональные? – задается вопросом депутат ЗС Иркутской области Георгий Любенков.
С другой стороны, по его мнению, решением этой проблемы не может быть очередной законопроект и очередная отмена конституционного права граждан на выбор власти.
— Нужно повышать ответственность за голосование. Чтобы появился интерес к выборам и понимание важности этого процесса, — считает Георгий Любенков.
Чтобы был этот интерес, нужны достойные кандидаты. Но где их взять? В 2010 году после ухода с поста мэра Братска Сергея Серебренникова  именно отсутствие сильных кандидатов, в частности, от партии власти «Единая Россия», и послужили причиной раскола в городском управлении и прихода к управлению городом, как сейчас уже понятно, того самого «случайного» человека, которого политические и бизнес-элиты города отказались принимать.
Представитель партии «Гражданская платформа» в Братске Александр Шапошников считает, что в настоящее время в вопросах выборов в стране не хватает системного подхода, и потому неясно, по какому принципу те или иные кандидаты появляются, как они отбираются и доходят до голосования. Реформы местного самоуправления у нас проводятся слишком часто, и они непоследовательны, об эффективности и говорить нечего. Все это вносит сумятицу, неразбериху. Непонятно, кто и как баллотируется, по какой системе.
— Нужно понимать, что когда на пост мэра попал неквалифицированный случайный человек, это ошибка не народа, а самой власти. Как этот кандидат попал на выборы? По какому принципу? Выборы в муниципалитетах – это лакмусовая бумажка. Правильно ли ведет себя власть? К сожалению, Братск – это зеркальное отражение всей политической ситуации в стране в целом. Она типична, — говорит Александр Шапошников.
По его мнению, прямые выборы мэров должны сохраниться, но если говорить о реформировании системы местного самоуправления, которое очевидно назрело, то необходимо создать условия, при которых отбор кандидатов будет проходить более жестко и прозрачно. К примеру, для того, чтобы кандидат мог баллотироваться на региональный уровень, ему нужно пройти ступень отбора в муниципалитете. То же самое – и на местном уровне. Это своего рода праймериз, только с участием не номинального количества избирателей, а реального, и не на уровне отдельно взятой партии, а всего города.

Быть ли избранному мэру в Братске?

То, о чем говорит Александр Шапошников, касается изменений глобальных, вряд ли они произойдут вот так сразу. Гораздо проще, конечно, вообще выборы мэров отменить. Особенно в таких городах, как Братск, где по сей день неясно, какова же судьба и нового Устава города? Ведь неизвестно, захотят ли новые депутаты Городской думы, которые придут в очередной созыв уже в сентябре 2014 года, вообще что-то менять? Если реформа местного самоуправления не состоится, еще не факт, что в том же Братске новые депутаты проголосуют за новый Устав – вполне может статься, что их устроит то двоевластие, которое было узаконено в городе в 2011 году.
— Если Братск все же не попадет под реформирование, вполне законным кажется вариант, при котором новые депутаты вернут прямые выборы, скажем, к весне 2015 года, и не понесут жертв – Дума сохранится, несостоявшийся институт сити-менеджера устранят, а у города появится единый руководитель — мэр, – считает Александр Шапошников.
Такой расклад, по мнению руководителя общественной организации «Голос Братска» Виктора Касищева, стал бы идеальным для Братска, который устал и страдает от политических дрязг и скандалов.
— Я считаю, если мы выбрали плохого кандидата, то мы за это и ответственны. И это демократический принцип. Нас нельзя лишать права выбора только потому, что мы ошиблись. Нас уже лишили один раз выбора – ничем хорошим это не закончилось, — считает Виктор Касищев. — Многие до сих пор ставят под сомнение законность отмены прямых выборов в 2011 году. Я не уверен в том, что нам, в Братске, смогут назначить хорошего мэра. Назначат человека, который будет защищать интересы тех, кто его назначил – вышестоящих по вертикали власти. А мэр должен быть независимым и самостоятельным.
Вопрос о назначении мэров в Госдуме и в обществе остается дискуссионным, хотя большинство политически ориентированных людей все же склоняются к мнению о том, что выборы должны быть прямыми. В Иркутской области существует Ассоциация муниципальных образований, куда муниципалитеты могут направлять свои комментарии и мнения о новом законопроекте.
— Мы свое мнение в Ассоциации озвучили и, насколько я понял, оно совпадает с мнением ее председателя Владимира Семенова. Прямые выборы мэров должны быть, — резюмировал Константин Климов.

 

Ольга ОРЛОВА

Источник: http://lesohimik.ru/?page=data&lib=news&libid=1326

Один комментарий на “Мэр города: выбирать или назначать”

  • фил сам:

    СМИ, поддержите важную тему!

    Общероссийский гражданский Форум
    «ЗА ПРЯМЫЕ ВЫБОРЫ МЭРОВ».

    19 апреля 2014 года в Нижнем Новгороде проводим Общероссийский гражданский форум «За прямые выборы мэров». Мероприятие организовано Ассоциацией инициативных групп по возврату прямых выборов глав городов при поддержке экспертов Комитета гражданских инициатив (КГИ).

    [Ответить]

Оставить комментарий