Октябрь 2017
Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
« Сен    
 1
2345678
9101112131415
16171819202122
23242526272829
3031  
Архивы

Удивительный и неизвестный Николаевский железоделательный завод

Этот завод, который начали строить еще в 1845 году в Братской волости, давно исчез с лица земли. В 1923 году он был закрыт из-за нерентабельности, а в 60-е годы 20 века и вовсе затоплен. Но и сегодня Николаевский завод вызывает самый живой интерес  у историков, краеведов и у простых братчан.

NIKOLAEVSKIE ZAVOD

Заведующая музеем истории политической ссылки Маргарита Тулякова с большим вдохновением провела нам экскурсию по экспозиции, посвященной заводу. Она неоднократно отмечала, что многие экспонаты, а их здесь сотни, подарены жителями Братска и Братского района. От кусочков застывшего шлака и древесного угля, используемых когда-то в производстве, до массивных  надгробных плит, выпускаемых на заводе, — здесь представлена богатейшая коллекция предметов, а также фотографий, различных документов и т.д.

С чего все начиналось?

В начале 19 века чугун и железо в основном добывали на Урале. К этому времени началось активное освоение Сибири, и в восточную ее часть потянулось множество крестьян. Все они нуждались в самом насущном – сельскохозяйственном инвентаре. К тому же на Лене были открыты золотые прииски, и возникла потребность в золотопромывочных машинах. Везти все это с Урала было крайне нерентабельно, и  тогда на государственном уровне решили строить завод в Восточной Сибири. Почему выбрали Братскую волость? Близость Ангары как важной путевой артерии, а также богатые залежи железной руды (в породе братской земли содержалось свыше 60% железа), наличие огромных лесных массивов – эти факторы стали одними из решающих в вопросе выбора площадки.
К строительству завода подключили уральских ссыльнокаторжных. Свое название будущий завод приобрел неслучайно: подготовка площадки началась 9 мая – в день Николая Чудотворца и потому производство нарекли Николаевским. Огромное количество деревянных корпусов запечатлено на фотографиях. С виду завод, конечно, сильно отличается от тех, какие мы привыкли видеть. Территория похожа на большую деревню, и люди жили буквально при заводе. Здесь же держали лавки, где торговали и продукцией завода, и другими товарами. Посередине поселка протекала река Долоновка, на которой были установлены два больших колеса, они вращались и приводили в движение паровые молоты, используемые в основном производстве завода.
С запуском производства в эксплуатацию в 1847 году рабочий поселок, который так и назывался «Николаевский завод», стал активно развиваться. Вольные крестьяне, которые жили на этой территории, получили возможность зарабатывать деньги подвозом руды и древесного угля. В лучшие годы на территории завода проживало до 5,5 тысяч человек. Также руду открытым и закрытым способом добывали каторжники.
Интересен был процесс выплавки железа. В большую яму засыпались слоями древесный уголь и руда, и так выплавляли металл. Затем кричным способом при помощи паровых молотов из него уже изготавливали изделия. Любопытно, что вырубка тайги в те времена была почти незаметной: крестьяне активно занимались лесовосстановлением, о чем свидетельствуют ровные посадки в местах добычи древесного угля в 19 веке.

Ассортимент  поражает!

Продукции, выпускаемой на заводе, можно посвятить отдельную главу. Чего стоят только 13 пароходов, изготовленных на заводе для сибирских рек. Делали здесь и локомотивы. Для столь сложного производства приглашались лучшие инженеры и рабочие с Урала. Но основными видами продукции, конечно, были сельхозинвентарь и домашняя утварь. Чугунки, сковороды, кувшины, ножи, топоры, ножницы, дверцы от поддувала, вафельницы  и даже огниво-кресало – прототип современной зажигалки — хранятся в фонде музея. Ассортимент поражает… На современных заводах такого, конечно же, нет. Обычно предприятие выпускает что-то одно или небольшую линейку схожей продукции. Но в те времена универсальность производства была обусловлена необходимостью.
Расцвет завода пришелся на время управления Николая Егоровича Глотова – талантливого менеджера и настоящего энтузиаста 19-го века, который поднялся из крепостных. Он был главным двигателем завода и увлеченным изобретателем. Именно при нем предприятие стало выпускать пароходы. По сведениям историков, Глотов увлекался фотографией и благодаря этому мы сегодня имеем представление о Николаевском заводе. В Якутии уже в 21 веке Глотову был  установлен памятник как человеку, внесшему большой вклад в освоение этой земли.
Но даже такая любовь и преданность делу не могли решить текущих проблем производства. А заключались они главным образом в том, что подобные заводы постоянно нуждались в модернизации. В 19 веке российские промышленники были заинтересованы в поиске изготовления хорошей стали. В то время ее покупали в Германии и Англии. На Николаевском заводе тоже со временем научились делать сталь, но на прибыли это особо не сказалось. Менялись собственники… Одно время заводом  владел иркутский купец Сергей Трапезников, вложивший более 1 млн рублей в обновление завода,  и даже Савва Мамонтов. Правда, в Братской волости известный купец и меценат никогда не был.

Транссибирский заказ

С принятием решения о строительстве транссибирской железной дороги Николаевский завод пережил второе рождение. Под так называемый готсзаказ была построена вторая очередь завода. Новониколаевский завод был призван выполнить заказ на изготовление 3 млн рельсов для железной дороги. Ранее братские рельсы частично были заложены и на Кругобайкальской железной дороге. Также на Николаевском заводе были изготовлены конструкции для «горбатого» моста КБЖД – его можно видеть по сей день.
В годы гражданской войны на Николаевском заводе лили пушки и даже делали винтовки. В общем, чего только не видел этот завод на своем веку! Но советсткую власть и развитие промышленности в СССР он не пережил.
— Завод не выдержал конкуренции. Появилась железная дорога, продукция стала массово поступать в наши края с Урала. Завод закрыли, — говорит старший научный сотрудник музея Людмила Телешун.

Люди  помнят

В годы Великой Отечественной войны большинство предметов, выпущенных на заводе, а это и различные заборы, ограды, надгробные плиты и т.п., были переплавлены в оружие и снаряды, поэтому у братчан осталось не так много воспоминаний о грандиозном производстве в наших местах. Торопливая советская власть не подумала о том, чтобы сделать музей, посвященный первому заводу в Восточной Сибири, и попросту затопила его. И только в 1990 году в Долоновском заливе появился небольшой памятник, сообщающий о том, что где-то здесь покоятся остатки выдающегося производства.
Но завод не дает покоя братчанам. Буквально в этом году в городе была выпущена довольно объемная книга, посвященная заводу. Ее автор Владислав Тищенко руководит краеведческим объединением «Сталкер», и Николаевский железоделательный завод – один из главных объектов их исследования.
— К нам нередко приходят охотники, рыбаки, которые путешествуют по окрестностям бывших рудников при заводе, и приносят различные предмета, так или иначе связанные с заводом. Недавно один из них обнаружил в лесу большой чугунный чан, произведенный, судя по всему, на железоделательном заводе. Он нашел людей и вынес его оттуда. Сейчас экспонат хранится в Ангарской деревне. Людям интересна история родного края, они хотят ее сохранить, — говорит Маргарита Тулякова.
А один из депутатов Городской думы не так давно передал на время экспозиции диван эпохи деятельности Николаевского завода, при котором в свое время была столярная мастерская. Как оказалось, предки этого человека жили на территории завода и передали внукам удивительный раритет. А мне даже посчастливилось на нем посидеть!
Бесспорно, историю всем нам нужно не только сохранять, но и интересоваться ею как можно больше, тем более, когда есть такая уникальная возможность. Выставка в музее истории политической ссылки продлится до 10 ноября, сотрудники приглашают всех горожан в увлекательное путешествие по Николаевскому железоделательному заводу.

Елена КУТЕРГИНА
Фото Валерия ПАВЛОВА

Источник: http://lesohimik.ru/?page=data&lib=news&libid=1066

Оставить комментарий