Опросы
Извините, в настоящее время нет доступных опросов.
Апрель 2024
Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
« Мар    
1234567
891011121314
15161718192021
22232425262728
2930  
Архивы

Разоруженные силы России

 

21 июня 2013 года 15:07 | Василий Ваньков

США предлагают Кремлю пустить под нож тактические ядерные боеприпасы

ФОТО: Руслан Кривобок/ РИА Новости

Находясь с визитом в Германии, Барак Обама заявил, что намерен развить успех соглашения СНВ-3. Глава Белого дома призвал своего российского коллегу сократить ядерные арсеналы двух стран еще на треть.

Российское руководство уже отреагировало на громкую инициативу. На совещании по выполнению госпрограммы вооружения до 2020 года Владимир Путин сказал, что не допустит нарушения баланса системы стратегического сдерживания и снижения эффективности российских ядерных сил. По мнению российского лидера, такая угроза сохраняется. Она связана с тем, что США продолжают осуществлять развертывание глобальной системы противоракетной обороны.

Президент напомнил американским партнерам о том, что за риторическим прекраснодушием о «безъядерном мире» скрываются куда менее благородные мотивы. В частности, он заметил, что американцы развивают неядерные системы высокоточного оружия. Многие из которых по своим ударным возможностям приближаются к стратегическим ядерным вооружениям. Верховный главнокомандующий также подверг публичной критике решение «могильщика Советского Союза» Михаила Горбачева, который в угоду «цивилизованному миру» в свое время принял решение отказаться от ракет средней и малой дальности. «Другие государства активно совершенствуют свои наступательные вооружения, в том числе ракеты средней дальности и вокруг нас практически все наши соседи развивают эти системы вооружений, — напомнил Путин — Советский Союз в свое время и, естественно, Российская Федерация отказались от ракет средней дальности, подписав с США соответствующее соглашение. Это не очень понятно, так как для американцев эти системы вообще не актуальны, им их негде применять, а для Советского Союза и для сегодняшней России, особенно с учетом того, что другие наши страны-соседи эти ударные системы развивают, такое решение было, по меньшей мере, спорным»,- недвусмысленно обозначил руководитель РФ свою позицию по этому вопросу.

Бывший руководитель четвертого Центрального научно-исследовательского института Министерства обороны Российской Федерации, генерал-майор Владимир Дворкин не разделяет позицию президента, что сокращение стратегических и тактических вооружений приведет к ослаблению сил ядерного сдерживания. Он считает, что подобные заявления имеют под собой чисто политическую подоплеку. Действительный член Российской академии ракетных и артиллерийских наук обратил внимание на противоречивость высказываний российских властей. Так вице-премьер Дмитрий Рогозин неоднократно отмечал, что Россия обладает силами сдерживания, которые способны преодолеть американскую систему ПРО. Причем в любой конфигурации.

«СП»: — Может ли Россия пойти на сокращение тактического ядерного арсенала?

— В этом отношении я полностью солидарен с нашим руководством. Могу привести следующие аргументы. Начнем с того, что любой договор предполагает меры контроля за его исполнением. Здесь возникает первая проблема – тактическое оружие не может контролироваться так же эффективно как стратегическое. Потому что носители тактических ядерных боезарядов имеют двойное назначение. Они разбросаны по десяткам, если не сотням баз. Понятно, что контролировать их так же как стратегические носители просто невозможно. Тем более, что тактическое оружие находится в неразвернутом состоянии. Стороны взяли на себя обязательство, что боезаряды для тактических вооружений будут находиться на централизованных хранилищах. Вместе со стратегическими боезарядами. Никакого желания пускать инспекторов на свои базы ни у нас, ни у американцев нет. К тому же любой договор базируется на равенстве сил. Однако наша страна не может согласиться на паритет с США в тактических боезарядах. У России совершенно другое геополитическое окружение. Почти все наши соседи с юга – ядерные державы. Это Пакистан, Индия, Китай, в перспективе Иран. По существу это пограничные регионы. В отличие от нас США тактическое ядерное оружие соседей не угрожает. Правда, мы можем согласиться на консультации по поводу сокращения арсенала тактического оружия в том случае, если США выведут свое ядерное оружие из Европы.

Заведующий аналитическим отделом Института политического и военного анализа Александр Храмчихин согласился с оценкой уровня угроз российскому потенциалу сдерживания, которую дал Верховный главнокомандующий. Особую озабоченность эксперта вызывает диспаритет в области обычных, высокоточных вооружений, а также тактического ядерного оружия. Александр Храмчихин напомнил, что только у соседнего Китая есть несколько сотен ракет средней дальности. В отличие от России, которая их не имеет вообще. В этом смысле баланс сил катастрофически нарушен в пользу КНР. «При этом некоторые эксперты имеют совершенно дикое убеждение, что мы имеем огромное превосходство над Китаем в области ядерных вооружений», недоумевает замглавы ИПВА.

«СП»:- По этой причине мы больше не можем идти на сокращение ядерных вооружений?

— Во всяком случае мы не можем этого делать в двустороннем формате. То есть только вместе с американцами. К этому процессу должны подключиться и другие страны. Именно по этой причине предложение Обамы для нас неприемлемо. А отнюдь не из-за развертывания мифической системы ПРО. Наши власти просто никак не могут отказаться от этой выигрышной в пропагандистском плане темы. Хотя для многих уже давно очевидна неубедительность этого аргумента. Поэтому основной акцент следует делать на тактическом ядерном оружии. Владимир Путин абсолютно прав, когда говорит о том, что высокоточное оружие, которое есть в распоряжении американцев, по своей мощности и эффективности приближается к тактическим ядерным боезарядам. У России с высокоточным оружием проблемы. Вот почему мы вынуждены держаться за сохранение нашего тактического ядерного потенциала. Поскольку он компенсирует превосходство (и количественное, и качественное) американцев в высокоточном оружии. Что касается того же Китая, то он имеет гигантское превосходство в обычных вооруженных силах. Так что, я считаю, сокращение тактического ядерного оружия с нашей стороны вообще не может обсуждаться.

«СП»: — Каким арсеналом ТЯО располагает Россия?

— Открытые цифры на этот счет отсутствуют в принципе. По моим ощущениям в России тысяч шесть таких боезарядов. У США значительно меньше- до тысячи. Следует иметь ввиду, что боезаряд без носителя не имеет никакого значения. Например, те же тактические авиабомбы могут быть стратегическим вооружением. Если их повесить на стратегический бомбардировщик. Другое дело, что последние сегодня не предназначены для того, чтобы сбрасывать бомбы просто на голову. Потому что им никто не даст преодолеть систему ПВО.

«СП»: — Какое количество крылатых ракет есть у Пентагона?

— В районе пяти тысяч. Только они хранятся в обычном снаряжении. Хотя у американцев было порядка тысячи крылатых ракет. Но в последствии с них были сняты ядерные боезаряды. Вместо них поставили обычные, и впоследствии отстреляли. Это то самое высокоточное оружие, значение которого для обороноспособности США трудно переоценить. Можно сказать, что по своей эффективности оно не уступает ядерному.

«СП»:- Насколько уязвима российская ПВО в случае массированного удара высокоточным оружием?

— В очень высокой степени. Впрочем, для американская система ПРО точно также уязвима для наших стратегических сил. Ни по количественным, ни по качественным характеристикам американская ПРО не способна перехватывать межконтинентальные ракеты в необходимом количестве.

По мнению бывшего начальника Главного штаба Ракетных войск стратегического назначения Виктора Есина для предметного обсуждения предложения Барака Обамы российская сторона должна получить их в развернутом письменном виде. Только тогда мы увидим, есть ли в них смысл. При этом следует иметь ввиду, что военно-стратегический баланс складывается не только из ядерных вооружений. Не менее важными компонентами являются противоракетная оборона, обычные вооружения (особенно высокоточные и большой дальности), а также кибербезопасность.

«СП»: — Представляет ли опасность для нашего стратегического потенциала развитие системы ПРО США?

— В настоящем времени, а также в обозримой перспективе создаваемые Россией (и уже имеющиеся) ракетные комплексы способны уверенно преодолевать ту систему ПРО, которую американцы получат к 2022 году. Другое дело, пока не понятно, что будет происходить дальше. Сегодня российские власти могут позволить себе сократить количество боезарядов и средств доставки на треть, как предлагают американцы. Другое дело, что в вопросе обеспечения стратегической безопасности нельзя жить одним днем. Необходимо «заглядывать за горизонт». А «за горизонтом» ситуация неясная. Мы не знаем, какую систему ПРО будет выстраивать Пентагон. То ли американские военные дополнительно развернут несколько позиционных районов, то ли сделают ставку на оснащение уже имеющихся более эффективными противоракетами и средствами предупреждения о ракетной угрозе. Россия также должна получить гарантии, что Америка не будет разворачивать систему ПРО в космосе. Потому что это кардинальным образом изменит ситуацию.

«СП»:- Готова ли российская система ПВО отразить удар высокоточным оружием?

— Тактического ядерного оружия у США не так много. Вашингтон готов развернуть лишь около 500 единиц. Из них 200 размещены на территории пяти европейских стран. Речь идет о ядерных бомбах В61. Еще порядка 700 единиц находятся на хранении, ожидая своей очереди на утилизацию. У нас тактического оружия существенно больше. В экспертном сообществе фигурируют цифра в 2000 единиц. Это объясняется тем, что в отличие от США на наше ТЯО возлагается много задач. Наши соседи обладают ядерным оружием. В отличие от Канады или Мексики- двух безъядерных государств, с которыми граничат США. Получается, что тактическое ядерное оружие им вообще не нужно. Что касается высокоточного оружия, то у американцев есть крылатые ракеты как воздушного, так и морского базирования. У нас их гораздо меньше. Хотя на данный момент я не считаю этот разрыв критическим. С другой стороны, их дальность полета составляет около 4000 км. То есть американцы запросто могут «дотянуться» до российской территории, нанося удар как со стратегических бомбардировщиков, так и с морских судов и подводных лодок. Те же крылатые ракеты морского базирования типа «Томагавк» могут «дотянуться» до Центральной России из Средиземного моря, не говоря уже о Баренцевом море.

Источник: http://svpressa.ru/society/article/69778/

Комментарии запрещены.