Опросы
Извините, в настоящее время нет доступных опросов.
Апрель 2024
Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
« Мар    
1234567
891011121314
15161718192021
22232425262728
2930  
Архивы

Золотые дороги

Андрей Никулин преподаватель философии  
09 июня 2013, 19:04

 

Периодически в прессе всплывают разнообразные статьи разномастных лоббистов и пропагандистов, которые, вроде бы доходчиво, объясняют населению, почему в этом году кровь из носу необходимо еще настолько-то процентов повысить цены на железнодорожные билеты и отменить столько-то электричек и пассажирских поездов. Цифры мелькают, обильно употребляются такие термины, как «нерентабельность», «субсидирование» и, конечно,  «приближение к мировым тарифам» — словосочетание, завязшее в мозгу еще с девяностых. Как видно, приближать, и даже обгонять среднемировые тарифы можно неограниченное количество времени, благо большинство населения о них и не слыхивало и исправно платит любую, выставляемую ему под этим предлогом цену.

Но все-таки хотелось бы сравнить нашу ситуацию по ж/д-тарифам с другими странами. И не надо даже обращаться к опыту дальних соседей, можно взять, как пример железные дороги Украины, как родственные, формировавшиеся в одинаковых с нами условиях и обладающие сходной инфраструктурой и матчастью.

Итак, несколько лет подряд я активно пользовался услугами и российских, и украинских железных дорог, и отметил любопытную особенность. При проезде на аналогичные расстояния стоимость билетов в РЖД и УЖД кардинально разнилась. Существуя в похожих климатических условиях, работая с той же, еще советской, инфраструктурой и техникой, при больших ценах на энергоносители, УЖД почти всегда умудрялись предлагать билеты в несколько раз дешевле. Доходило до того, что выгоднее, при поездке в какой-нибудь дальний западный или юго-восточный угол Украины брать РЖД-билет только до Харькова или Киева, а там уже покупать гораздо более дешевый внутренний билет.

Может что-то изменилось сейчас? Проверим. Расстояние от Москвы до Казани — 808 км, согласно сайту Della. Ищем билеты по этому направлению от РЖД, скажем, на 17 июня. Я лично нашел самый дешевый плацкарт за 1375 руб., купе — за 2 279 руб. Берем сравнимый по расстоянию (811 км) маршрут — Киев-Симферополь, где услуги осуществляют уже Украинские железные дороги. Стоимость недорогого плацкарта на 17 июня — 99 гр. (392 руб.), купе – 215 гр.  (851 руб.). И это притом, что для сравнения я выбрал достаточно дорогое южное курортное направление в самый сезон. Еще несколько месяцев назад можно было купить купейный билет в тот же Симфи за 150 гривен.

Элементарный подсчет показывает, что проезд на Украине на сравнимые с Россией расстояния в плацкарте и в купе обойдется почти в три раза дешевле, чем в России. Это при том, что качество украинских поездов в последнее время сильно повысилось. В сравнении с российскими мне там чаще приходится встречать кондиционированные вагоны, да и просто вагоны с работающей вентиляцией, отремонтированный или новый подвижной состав. Плюс — немалые вложения перед чемпионатом Европы существенно улучшили сами ж/д вокзалы и станции. Да, конечно на Украине есть субсидирование перевозок (впрочем, как и в России). Но факт, что соседнее, достаточно бедное  государство умудряется все-таки выставлять для своих граждан гораздо лучшие цены. Это при том, что УЖД не самая, наверное,  эффективная компания.

Смысл этой песенки прост — работая во многом в сравнимых с украинцами условиях, а в чем-то, наверное, (цены на энергоносители) и лучших, наши славные железнодорожники не только выставляет гораздо большие цены на пассажирские перевозки, но и ведут разговоры об их дальнейшем росте. Находя каждый раз очередное обоснование повышения тарифов. Уже, достаточно часто, если выбирать между купе и авиабилетом по России, дешевле и проще слетать самолетом. Кстати некоторые экономпредложения авиакомпаний скоро, наверное, будут перебивать и плацкарт. А наши славные товарищи продолжают читать мантры о транспортных коридорах, туннелях на Аляску, неэффективности пассажирских перевозок, газете Гудок, клубе Локомотив и благодатном огне. А потребители платят дополнительную деньгу.

Лично я вижу здесь неповоротливую и дорогую российскую монополию, с услугами которой стараюсь пересекаться в последнее время по минимуму. Почему — думаю и так понятно…

P. S.

Специально для оппонентов, которые будут уверять, что у РЖД большая протяженность дорог и, соответственно, больше требуется средств на поддержание инфраструктуры  — цифры.

Протяженность ж/д дорог в России  — 86 тыс. км (http://www.apn.ru/publications/article17542.htm), в Украине — ок. 30 тыс. км (Википедия).

 

С учетом разницы по  населению и по объему перевозок — цифры вполне сравнимые.

Источник: http://www.echo.msk.ru/blog/nikulin/1091702-echo/

Один комментарий на “Золотые дороги”

  • когда это кончится:

    И этот железнодорожный олигарх Якунин еще жалуется в суд на журналиста Доренко. Совести у него и его «подельников» по питерскому кооперативу «Озеро» нет. Услуги ж/д выше чем в Украине, на строительстве отрезка дороги в Сочи отмыли миллиарды руб., и все мало. Когда они захлебнутся от жадности?