Опросы
Извините, в настоящее время нет доступных опросов.
Март 2024
Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
« Фев    
 123
45678910
11121314151617
18192021222324
25262728293031
Архивы

ДВУХЭТАЖНЫЙ ДВОРЕЦ В ОБЫЧНОЙ «ХРУЩЕВКЕ»

Его можно построить, если те, кому положено контролировать, закроют на это глаза.

 


Вот в таких пятиэтажках живут братские ветераны.

 

Необходимость вернуться к событиям 5-6-летней давности нас заставило обращение в редакцию «Голоса Братска» жительницы нашего города (поскольку женщина просила не называть ее настоящего имени, мы станем величать ее «Нина Ивановна»), инвалида 1 группы, ветерана, отдавшей Братску почти 50 лет жизни. Будучи инженером-проектировщиком, профессионалом своего дела, она стояла у истоков строительства благоустроенного многоэтажного жилья,  которое, спустя много лет, стало называться  пренебрежительно — «хрущевки». Во времена, когда город Братск был одной большой строительной площадкой, ее подписи стояли под большинством проектов жилых домов и других строительных объектов.

 

Она и сегодня, сохранив ясный ум и прекрасную память, с закрытыми глазами может рассказать о каждом своем проекте.  Может объяснить, чем одна серия домов отличалась от другой, и чем опасно желание теперешних владельцев  квадратных метров в таких «хрущевках», а вместе с ними и чиновников от строительства, превращать жилые помещения в таких панельных пятиэтажках в современные, многоуровневые квартиры.

Именно беспокойство за судьбу пятиэтажных благоустроенных домов, первыми появившихся в Братске более 50 лет назад, а также  обнаруженный  ею факт сомнительной реконструкции жилых помещений на 3 и 4 этажах  в подъезде ее дома, заставили Нину Ивановну постучаться  в двери многих начальственных кабинетов. Правда, на то, чтобы доказать свою правоту у инвалида 1 группы, на руках которой находился в то время больной супруг,  ушло  более 3 лет. Можно понять отчаяние и боль инженера-проектировщика  с 40-летним стажем, когда чиновники, вместо того, чтобы озаботиться проблемой, отмахивались от нее отписками, когда суд, проигнорировав все ее доводы, отказал в ее исковых требованиях.

Когда мы, совместно  с представителем городского Совета ветеранов, признанным специалистом в разрешении правовых вопросов, касающихся недвижимости, в том числе и перепланировки жилых помещений, пришли к Нине Ивановне и, выслушав ее доводы,  ознакомились с выложенной  ею на большой стол грудой документов, мы также, как и она, пережили гамму чувств: от  отчаяния до полного  непонимания произошедшего.  Перед нами был тупик, выхода из которого не было никакого.

Получилось, что все усилия бывшего инженера-проектировщика оказались напрасными, и никто не захотел обратить внимание  на ситуацию, об опасности которой не один год говорила Нина Ивановна. У нее на руках имеются неоспоримые доказательства нарушений, допущенных при выдаче разрешительных документов и при проведении непосредственно реконструкции, то есть работ по превращению двух квартир на 3 и 4 этажах в одну; есть экспертное заключение, подтверждающее опасность проведения таких работ;  есть ответы чиновников  — от местного до федерального уровня, признающих наличие нарушений,..  но нет решения, доведенного до конца и остановившего незаконную реконструкцию жилых помещений.

Ведь еще в 2007 году, выдавая владелице двух квартир Татьяне, решившей превратить  приобретенные ею на 3 и 4 этажах панельной «хрущевки» жилые помещения в уютный и комфортный « дворец», зам. мэра по ЖКХ, строительству и архитектуре  городской администрации Вячеслав Шнейдер  должен был обратить внимание на представленный проект, который  «говорил» сам за себя.  Согласно ему, в жилых помещениях планировалась не перепланировка, на которую запрашивалось разрешение, а реконструкция, так как проект изначально предполагал  снос несущих стеновых панелей, как на 3-м, так и на 4-м этажах. А проект реконструкции (полагаем, специалистам не надо это объяснять), обязательно должен сопровождаться проведением государственной экспертизы, коей на тот момент проведено не было. И, как считает, Нина Ивановна, вряд ли на подобный проект было  бы дано положительное экспертное  заключение: в домах такой серии, где отсутствуют перегородки, а  все стены являются несущими, реконструкция жилых  помещений со сносом несущих стеновых панелей невозможна в принципе, так как это может привести к серьезным разрушениям во всей  блок-секции.

Почему никто из чиновников не обратил внимания на это обстоятельство, для нас остается загадкой.

Но это, к сожалению,  стало началом последующих, не всегда согласующихся с законом шагов. Ни в коей мере мы не собираемся сваливать всю вину на жильцов двух квартир, супругов Татьяну и Бориса, в которых производилась реконструкция.

На перепланировку жилого помещения, в том числе и в многоквартирном доме, имеет право любой собственник. А органы власти не имеют права  препятствовать желанию граждан произвести перепланировку в своих квартирах (известно, например, что на отдельные виды работ, снос той же  перегородки между ванной и туалетом, московские градостроители не требуют вообще никаких согласований, производство подобной перепланировки носит уведомительный характер).

Однако в нашем случае речь идет не о перепланировке, а о реконструкции. И в том, что кто-то что-то в свое время недосмотрел или перепутал при выдаче разрешения, не является прямой виной собственницы этих жилых помещений. Она добро на перепланировку получила. Какой с нее спрос.

Специалисты  ООО «Братскгражданпроект» по заявке  собственницы двух приобретенных квартир разработали проект, на проведение перепланировки (переустройства),  было дано разрешение городской администрацией. Казалось бы, все процедуры соблюдены, поэтому и жильцы спокойно приступили к строительным работам.

Это уже потом, когда Нина Ивановна обнаружила факт сноса несущих стен в двух квартирах этажом ниже, после того, как  она   обратилась с официальным запросом  в городскую администрацию, прокуратуру  г. Братска, службу государственного жилищного и строительного надзора Иркутской области, ответственные лица стали реагировать и изредка беспокоить владельцев реконструируемого  жилья.

Специалисты БрГУ, подготовившие экспертное заключение  по просьбе городской администрации, предупредили о том, что при производстве реконструкции жилых помещений в указанных квартирах были допущены нарушения градостроительных норм (ст. 49 и ст. 51 Градостроительного кодекса), строительных норм (была увеличена ширина дверных проемов в несущей поперечной стене по оси 2* без наличия проектной документации). Они отметили, что любая реконструкция должна сопровождаться расчетами, показывающими степень эксплуатационной пригодности всего здания в целом. Из этого же заключения следует, что пробивка проемов в плитах покрытия и перекрытий, изменения, вносимые жильцами крупнопанельных зданий в вертикальные несущие  конструкции, приводят к снижению  пространственной жесткости всего многоэтажного здания, увеличиваются прогибы  здания от внешней нагрузки, поэтому  проведение подобных реконструкций в нескольких квартирах одного здания может привести к аварийным ситуациям.

Серьезное предупреждение было вынесено в адрес владельцев двухэтажной квартиры, а также  в адрес администрации  г. Братска службой государственного  жилищного и строительного надзора  Иркутской области 15 апреля 2011 года, после проведения внеплановой инспекторской проверки. Были выявлены: несоответствие конфигурации жилого помещения тех. паспорту, представленному собственником и оформленному по состоянию на 16 января 2008 года; нарушение п.п.1, 2 ст. 26 Жилищного кодекса РФ, п.п.1.7.1 и  1.7.2 «Правил и нормы технической эксплуатации жилищного фонда». Данной надзорной службой было указано, что проектом «Перепланировка и переустройство квартир с целью объединения», выполненного ООО «Братскгражданпроект» в 2007 году по заказу собственника двух объединенных квартир, предусмотрены решения по демонтажу внутренних стеновых панелей ВС-4 (3 и 4 этажи), устройству проема в плите перекрытия 3-го этажа с последующим устройством усиления железобетонных конструкций в этих зонах металлическими конструкциями. А это означает, что данные работы должны оформляться в соответствии с требованиями Градостроительного кодекса РФ, так как при проведении вышеперечисленных работ затрагиваются конструктивные и другие характеристики надежности и  безопасности здания с выдачей разрешения на строительство в соответствии со ст. 51 Градостроительного кодекса.

«Администрацией города, — как следует далее из заключения службы жилищного надзора, —  данные работы оформлены в виде решения о согласовании переустройства и перепланировки жилого помещения № 114 от 29.10.2007 г. и акта приемочной комиссии о завершении переустройства, и  (или) иных работ, выполненных в жилых или нежилых  помещениях от 30 января 2008 г. Разрешительных документов, подтверждающих право проведения работ по реконструкции объекта капитального строительства: «Часть здания многоквартирного дома – жилое помещение   (ред. далее указывается адрес реконструируемой квартиры), как администрацией города, так и собственником  не предъявлено».

На основании материалов, направленных службой жилищного надзора в прокуратуру города Братска, городская прокуратура, также усмотрев в действиях  должностных лиц градостроительного комитета администрации города нарушения градостроительного законодательства — при выдаче разрешения на перепланировку и (или) переустройство жилых помещений (по указанному адресу), вынесла представление  мэру г. Братска об устранении выявленных нарушений.

В итоге, за подписью зам. мэра по городскому хозяйству и строительству городской администрации Вячеслава Шнейдера и зам. председателя комитета по градостроительству, зав. отделом муниципального строительного надзора  Сергея Николаева в начале апреля 2011 г. родилось предупреждение в адрес владелицы квартиры Татьяны с требованием в срок до 01.12.2011 привести жилое помещение в прежнее состояние.

Правда, тут же было указано, что в случае принятия решения суда, жилое помещение может быть сохранено в переустроенном и (или) перепланированном состоянии, если этим не нарушаются  права и законные  интересы граждан, либо это не создает угрозу их жизни и здоровью.

Этим положением как раз и воспользовался владелец квартиры: он пошел и узаконил произведенную им «перепланировку».

На основании чего суд принял такое решение, какие документы были предоставлены собственником в суд, нам неизвестно.

Но именно это решение суда, как нам представляется, стало в последствие решающим при рассмотрении судом искового заявления самой Нины Ивановны. В ее требованиях к собственнице двух реконструируемых квартир на 3 и 4 этажах и к администрации г. Братска,  судом было отказано. А за требованиями истицы удовлетворить ее материальные и моральные  претензии, как-то незамеченными (а, быть может, просто проигнорированными)  остались ее тревоги по поводу возникшей угрозы — после реконструкции квартир ее соседей снизу, безопасности их старому  панельному дому.

Это обстоятельство, возможно,  ранило ее значительно сильнее, чем отказ в ее претензиях к ответчикам личного характера.

На вопрос Нины Ивановны о том, что же делать дальше, присутствующий на нашей встрече умудренный юридическим опытом специалист по недвижимости и представитель городского Совета ветеранов, зная, что она может обидеться, все же посоветовал: забыть все, выкинуть все бумаги и забыть, если она хочет сохранить здоровье.  Иными словами, «плетью обуха не перешибешь», и ничего уже тут не поделаешь…

Как бы ни было противно на душе, придется с этим советом ветерана  согласиться.

И все же, в заключении, позволим себе пару дополнительных жестов. Во-первых, предать гласности проблему безопасности братских «хрущевок», подвергаемых не только перепланировке, но и самовольной реконструкции, поднятую инженером-проектировщиком Ниной Ивановной. Во-вторых, напомнить председателю комитета по управлению Центральным округом г. Братска  Николаю Пастушкову о его обещании, сделанном им  в ответ на просьбу этой женщины еще в 2011 г. (сама она едва ли отважится  сделать это после всего, что было ею пережито).

Так вот, в письме главы Центрального округа (ОГ-358/24/11 от 5 апреля 2011 г.) сказано, что «Силами  ООО «Жилкомсервис» в летний период 2011 года в доме (ред. далее указан адрес) будут выполнены работы по ремонту и замене карнизных свесов. При выделении финансирования Центральному округу на 2011 год по программе «Поддержка ветеранов и ветеранского движения в городе Братске» будет рассмотрена возможность ремонта окна в квартире, где вы проживаете».

Нам кажется, что старожил города, при участии которой спроектирован и построен г. Братск, заслуживает внимания и заботы городской власти в первую очередь, даже, невзирая на запоздалое бюджетное финансирование. Просто, завтра может быть уже поздно.

Что же касается вопроса, поднятого Ниной Ивановной по поводу  допускаемых городской администрацией и владельцами квартир нарушений  жилищного и строительного законодательства при разрешении  и производстве реконструкции жилых помещений без предварительного проведения государственной экспертизы проекта, способных привести  в будущем к аварийным ситуациям и непригодности блок-секций и даже целых пятиэтажных «хрущевок» для дальнейшего проживания, скажем следующее.

Есть примеры (Мытищи, Новосибирск), когда при выявлении подобных нарушений властью  принималось решение о выселении жильцов и сносе поврежденных реконструкцией многоквартирных домов.

Этой проблемой (на братском примере, приведенном нам Ниной Ивановной),  не мешало бы озаботиться городскому Совету ветеранов, поскольку его подопечные, первостроители города Братска, ставшие теперь пенсионерами, зачастую одинокими, немощными  стариками, инвалидами, живут именно в таких вот пятиэтажных, панельных, не подвергавшихся капитальному ремонту ни одного раза за последние   40-50 лет «хрущобах».

А вдруг и в других   домах молодым и состоятельным собственникам захочется реконструировать  приобретенные ими  квартиры в двухэтажные дворцы –  без  проведения независимой государственной экспертизы, но … с одобрения суда.

 

Н. КУЧИНСКАЯ.

 

3 комментария на “ДВУХЭТАЖНЫЙ ДВОРЕЦ В ОБЫЧНОЙ «ХРУЩЕВКЕ»”

  • Хельга:

    Эта неугомонная бабушка все не уймется! Деда своего в могилу свела, сама сейчас подпрыгивает, пока кондратий её не хватит. На её век жилья хватит, а что там потом рухнет на голову молодых и состоятельных, ну, не наплевать ли? Сами себе могилку комфортабельную подготовили.

  • житель такой же хрущевки:

    Уважаемая Хельга, как мне кажется эта неугомонная бабушка, в прошлом классный проектировщик, говорят, потому и беспокоится, что знает, какие последствия ждут дом, в котором она живет. Если она действительно инвалид первой группы, то о ее судьбе и об уходе за ней должны позаботиться родственники, забрать ее к себе, а квартиру продать. А что будет с домом и с хозяевами перестроенной квартиры, тут я согласен с вами, «могилку» они себе подготовили хорошую.
    А, вообще, не люблю, когда вместо обсуждения дела переходят на личности. Женщина права,как специалист, а какой у нее характер и кого она со свету сжила — это к обсуждаемой проблеме не имеет никакого отношения. Перепланировки законны и разрешены, а вот реконструкция, насколько я понял, требует серьезных согласований. В этом же вопрос, а не во вредности бабули. Не надо путать кислое с пресным.

  • хозяин не виноват:

    Почти все жители многоквартирных домов что-то да перестраивали. Ради бога, если это всего-навсего перепланировка, когда убираются перегородки, а не несущие стены. А хозяева квартиры меньше всего виноваты — в этом я поддерживаю автора, так как чиновники и архитекторы им разрешили все работы. Вот и надо со Шнейдера и того, кто составлял проект, спрашивать. Хотя, не исключаю, что хозяевам пришлось давать на лапу и чиновникам, и судьям, чтобы глаза закрыли на нарушения. А куда денешься, когда в угол загнали.