Декабрь 2017
Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
« Ноя    
 123
45678910
11121314151617
18192021222324
25262728293031
Архивы

Губернаторов снимут с выборов

17 декабря 2012 года 07:16 | Алексей Верхоянцев

 

Президент пообещал подумать над тем, чтобы вернуться к назначению глав отдельных регионов

Идея о возвращении назначения глав российских регионов то и дело всплывает в информационном поле. 13 декабря очередной информповод по этой теме дал глава парламента Северной Осетии Алексей Мачнев. Как пишет «Независимая газета», на встрече Совета законодателей с президентом Мачнев обратился к Владимиру Путину с просьбой вернуть систему назначений глав субъектов федерации в отдельных регионах. Конечно, в первую очередь имеется в виду Кавказ. По мнению Мачнева, возвращение прямых выборов региональных глав порой приводит к «накалу общественно-политической ситуации, ухудшению социально-экономического положения, разжиганию межрегиональной розни и к угрозе безопасности». Чтобы избежать подобных неприятностей, парламентарий предлагает вернуться к прежней «медведевской» модели: региональные депутаты-партийцы предлагают президенту России две-три кандидатуры на пост главы региона, после чего за одобренных претендентов голосуют в местном заксобрании.

Интересно, что Владимир Путин, не пресек подобные поползновения на корню. Напротив, он сдержанно одобрил инициативу: «Может быть, Алексей Васильевич и прав. Не готов в деталях ответить на все вопросы, это требует специального рассмотрения, дискуссии». Путин также высказался за то, чтобы «дать право всем субъектам учитывать свою специфику». Правда, тут же оговорился, что не обязательно «нужно побуждать подавляющее большинство субъектов возвращаться к прежним формулам».

Для чего понадобились подобные рассуждения о введении «смешанной системы» выборов и назначений глав регионов в стране, где совсем недавно произошло возвращение к прямым губернаторским выборам?

— Никакой «смешанной системы», скорей всего, не планируют создавать, — считает профессор МГИМО, лидер партии «Новая сила» Валерий Соловей. — Это была бы очень странная система с непонятными критериями разделения регионов. Как тут отделять «мух от котлет»? Чисто по этническому принципу? Совершенно непонятно и некорректно.

Нет, система будет единообразной. Дело в том, что глава парламента Осетии выступил не сам по себе, его выступление инициировано Кремлем. И вот почему: даже те, контролируемые выборы губернаторов, которые прошли осенью, не устраивают власть. Эту уступку демократическому давлению со стороны протестующих хотят отменить. Потому, что выборы показали: даже в такой форме они чревато серьёзными политическими рисками для власти. И власть сейчас просто хочет всё отыграть назад. Это так называемая реакция после спада революционного подъёма. В общем-то классическая ситуация.

— Делить регионы на «выборные» и «невыборные» в современных условиях невозможно, — считает декан факультета «Социология и политология» Финансового университета Александр Шатилов. – В нашей Конституции зафиксировано равноправие всех субъектов федерации. И в этом плане разграничение тех же кавказских республик на две категории вызовет сильные трения и, возможно, протесты со стороны региональных элит. Тем более, что, как показывает практика назначаемости губернаторов и глав республик в последние годы, спущенные сверху руководители чаще всего являются слабыми и неспособными контролировать ситуацию в регионе, особенно в электоральный период. В частности, невысокий результат «Единой России» на последних выборах во многом связан именно с низким авторитетом назначенцев из Москвы. Им не удалось, несмотря на административный ресурс, убедить голосовать за партию власти. Поэтому с точки зрения единороссов сценарий назначения глав отдельных регионов был бы весьма рискованным.

Такого рода предложения региональных парламентариев будут время от времени возникать, но вряд ли они получат одобрение «наверху». Тем более в нынешних условиях юридически это будет очень сложно сделать.

«СП»: — Почему же тогда Владимир Путин не закрыл сразу эту тему, а ответил Мачневу уклончиво?

— Потому что проблема, на которую обратил внимание глава осетинского парламента, действительно существует. В России есть регионы, где электоральные компании сопровождаются очень серьёзным политическим противоборством с этнической подоплёкой. Это, конечно, в первую очередь относится к республикам Северного Кавказа. Можно вспомнить, насколько опасным и долгим было противостояние в Карачаево-Черкесии в 1999 году между основными кандидатами в президенты Владимиром Семеновым и Станиславом Деревым. Видимо, тут вопрос стоит о том, чтобы найти гармонию, предостеречься от повторения подобных ситуаций в будущем. Надо искать более гибкие формы решения о власти в этих субъектах федерации.

 

— Де-факто у нас, к примеру, Дагестан до сих пор не выбирал президента. Это как раз связано с той проблемой, на которую указал Мачнев, – высказывает свою точку зрения главный научный сотрудник Института международных экономических и политических исследований РАН Александр Ципко, — Там долгое время республикой управлял председатель парламента и так называемый «коллективный президент» — Высший госсовет республики, состоящий из представителей 14 основных этносов Дагестана. Связано это с тем, что из десятков проживающих там народностей, наиболее многочисленны аварцы. А именно на Кавказе чаще всего люди голосуют за представителей своей национальности. То есть, победителем на выборах почти всегда будет аварец. Это, конечно, ни в коей мере не устраивает остальные народности Дагестана. Похожая ситуация в Кабардино-Балкарии: кабардинцев больше и их представитель всегда выиграет. А вот что касается Северной Осетии, меня удивляет, что вопрос поставлен представителем именно этой республики. Осетия – практически мононациональная республика. И там выберут именно того кандидата, который устроит большинство населения вне зависимости от этнической принадлежности.

В целом наши кавказские республики всегда сохраняли свою специфику, и к полному универсализму с остальной частью России они вряд ли когда-то придут. Например, открытые выборы в Дагестане могут привести к настоящей гражданской войне. Поэтому в этом вопросе всегда должен достигаться какой-то компромисс.

Россия – федерация и многонациональная страна, где республики обладают определённой независимостью. В принципе, я считаю, что в некоторых случаях в порядке исключения надо учитывать пожелания жителей республик. И хотя по Конституции у нас все регионы равны, на практике этого никогда не было. У нас вообще население страны с тремя типами менталитета. Во-первых, жители столиц и городов-миллионщиков – это носители современного глобализированного восприятия мира. В небольших и средних городах преобладает индустриальное сознание. А в кавказских республиках люди до сих пор живут и мыслят по законам традиционного общества. Таковы особенности России, и не учитывать их нельзя.

Источник: http://svpressa.ru/politic/article/62060/

Оставить комментарий