Опросы
Извините, в настоящее время нет доступных опросов.
Март 2024
Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
« Фев    
 123
45678910
11121314151617
18192021222324
25262728293031
Архивы

Безработных приравняли к тунеядцам

Фото: Алекс Аминев/ РИА Новости

2 декабря 2012 года 11:10 | Светлана Гомзикова

 

Оставшимся без работы россиянам хотят запретить жить на пособие

Минтруд намерен ограничить возможность оставшихся без работы россиян постоянно вставать на учет в службах занятости только для получения пособия. Оказывается, притом что количество вакансий в стране сегодня в полтора раза превышает число безработных, многие граждане предпочитают сидеть без дела, получая социальные выплаты, а не работать за чуть большие деньги. С подобным социальным иждивенством чиновники намерены покончить уже в будущем году.

О мерах борьбы с «профессиональными безработными» речь зашла на недавнем заседании комитета Совета Федерации по социальной политике. Заместитель министра труда и соцзащиты РФ Татьяна Блинова рассказала сенаторам, что в 2013 году ее ведомство планирует разработать законопроект, который изменит механизм выплат пособий по безработице.

Она напомнила, что размер минимального и максимального пособия по безработице у нас ежегодно устанавливается правительством РФ (в 2012 году это 850 и 4900 рублей – прим. «СП»):

«К сожалению, это достаточно низкие размеры, притом что у нас неоправданно большая продолжительность выплаты пособия по безработице и в законе не существует ограничений, которые не позволяли бы совершать один круг за другим, непрерывно вставая на учет только с целью получения пособия», – приводит слова замминистра ИТАР-ТАСС.

Председатель комитета РФ Валерий Рязанцев в продолжение темы констатировал, что «регулирование поведения таких «безработных», безусловно, необходимо», поскольку, как он заметил, «становится выгодным быть безработным».

О деталях законопроекта ничего сказано не было. Поэтому до конца пока не ясно, какими именно мерами несознательных граждан будут стимулировать трудиться.

Доктор экономических наук, профессор Никита Кричевский между тем уверен: упрек, что безработным живется «слишком жирно», мало обоснован:

— В среднем российский безработный получает в течение ограниченного (подчеркиваю) срока времени меньше двух тысяч рублей. Максимальную сумму получают единицы — там очень жесткий критерий для того, чтобы получать эти 4 тысячи 900 рублей. Поэтому речь идет о том, чтобы еще более усложнить процедуру постановки на учет, сбора документов и получения даже того грошового пособия, которое сегодня безработному платит государство.

По мнению эксперта, чиновники умалчивают главные цели готовящихся инициатив:

— Совершенно понятно, что задача здесь другая — уменьшить расходы бюджета на выплату пособий по безработице. А если говорить более общо, то на социальную сферу, в том числе и за счет уменьшения выплат пособий по безработице. Что, на мой взгляд, особенно пагубно или, по меньшей мере, ошибочно накануне наступления активной фазы второй волны кризиса.

«Фраза, что у нас выгодно быть безработным, звучит, скорее, как курьез, — считает доцент кафедры трудового права НИУ ВШЭ Дарья Черняева, — особенно по сравнению с Западной Европой или другими странами, где на это пособие можно жить… И на прошлый, и на этот, и на 2013 год размер пособия по безработице установлен в пределах от 850 до 4900 рублей, это в десятки раз меньше пособий в зарубежных странах. Там в некоторых случаях столько может платиться в неделю, но не в месяц, хотя обычно и недельное пособие там существенно выше. К тому же, даже этот скромный размер пособия у нас годами не изменяется, притом что официальный уровень инфляции составляет 5-6% в год (а фактически он может быть заметно выше). Я как-то не уверена, что у нас даже в малых и удаленных населенных пунктах можно прожить на такое пособие по безработице, не говоря уже о крупных региональных центрах. Поэтому здесь, скорее, речь идет не о тех людях, которые выбирают «не работать и сидеть на пособии», а о тех, которые в принципе выбирают «не работать» – не важно, есть ли у них пособие или нет. Они просто профессиональные бездельники, как раньше говорили — «деклассированные элементы», люди, сознательно или в силу иных причин «исключившие» себя из общества. И это первый аспект проблемы.

«СП»: — Следовательно, есть и другие?

— На днях канал РБК провел интересную дискуссию по поводу инициатив, связанных с невыплатами зарплаты, и о том, как нужно с этим бороться. Обсуждалась законодательная инициатива о том, чтобы установить режим выплаты заработной платы не два раза в месяц, а еженедельно. Так вот, как справедливо заметил там доцент МГЮА Никита Лютов, те, кто не выплачивал зарплату два раза в месяц, не будут платить и еженедельно. Изменение законодательно установленного режима ее выплаты на это не влияет. Полагаю, что в законодательных инициативах о «профессиональных безработных» мы, похоже, можем сделать тот же вывод. Хотя надо посмотреть, что там будет, собственно, написано: какие будут слова, какие нормы, какой будет подход… Однако, если предложения таковы, как мы с вами сейчас обсуждаем, то вряд ли они помогут справиться с этими «профессиональными бездельниками», даже если таковые существуют. Это как раз второй аспект данной проблемы.

«СП»: — Они есть в любом обществе. Но это не такой уж большой процент…

— Безусловно. Но я бы не сказала, что это основная наша проблема. У нас есть проблема, что люди не могут найти работу. Они хотят — но не могут работать. Тогда как сроки получения пособия ограничены, оно не выплачивается годами, на него нельзя жить системно, постоянно. Кроме того, официальный получатель пособия должен рассматривать предлагаемые варианты трудоустройства, после двух отказов выплата пособия приостанавливается, а в определенных случаях и прекращается. Во всех странах так. Нельзя годами-десятилетиями сидеть на пособии по безработице. В любом случае оно в какой-то момент заканчивается, и в целом оно во многих странах выплачивается не слишком долго. Так что стать профессиональным безработным, надеясь на пособие, весьма затруднительно, если вообще возможно. У нас другая проблема — проблема с наличием рабочих мест, вакансий, с поиском работы. В регионах трудно найти работу за зарплату, позволяющую нормально существовать. Люди хотят работать, могут и готовы, но предлагаемая по вакансиям зарплата такова, что не покрывает даже транспортные расходы, или же ее размер сравним с пособиями. Или же теневая занятость приносит людям существенно больший доход, чем официальный труд за предлагаемые деньги.

«СП»: — Дарья Владимировна, закон у нас вроде бы гарантирует получение пособия в процентах от среднего заработка. Но почему-то максимальный и минимальный размер пособия по безработице устанавливает правительство. И как бы не зависит оно ни от стажа, ни от квалификации, ни от зарплаты. Это нормально?

— Я вот не могу сказать, что убеждена в эффективности этой зависимости размера пособия от стажа. Я бы сказала, скорее, что его размер должен зависеть от причин потери работы. Если человек длительное время работал, теоретически, извозчиком, «водителем кобылы», а потом гужевой транспорт отменили потому, что он в принципе морально устарел, то почему этот стаж должен быть определяющим элементом для размера пособия? Учитываться — возможно, но наряду с другими факторами. У нас ведь актуальная тема — перевооружение производства, инновационное развитие. И такого извозчика нужно переучивать или отправлять на пенсию, а не платить ему бесконечное пособие в огромных размерах за то, что он 20-30 лет отработал на гужевом транспорте, который ушел в небытие. Человека нужно правильно обратно реинтегрировать в рынок труда, нужно ему помогать, нужно его консультировать, нужно его обучать. Но не поощрять сидение без работы, выплачивая большое пособие за его прошлые достижения (это можно учесть в пенсионных схемах). И с другой стороны, не наказывать его за то, что он не может найти работу сам, без помощи государства и негосударственных структур.

«СП»: — А может надо просто нормально платить, создавать нормальные условия для труда, и люди сами не будут сидеть дома?

— Такие идеальные цели ставить можно, наверное, только в идеальном мире. Нигде на планете нет идеальных условий труда, чтобы все права обеспечивались, чтобы неукоснительно соблюдалось законодательство… Иначе бы не было бы инспекций труда, судов, юристов вообще не было бы. Но к идеалу можно и нужно стремиться. У нас много задач, которые требуют решения, и это не только в сфере безработицы. То, что всегда будет некоторый пласт людей, выбирающих «сидеть» на пособии (и даже без пособия) дома, не устраиваться на работу – это тоже объективная реальность. Вопрос стоит о том, чтобы стремиться как-то эту категорию сокращать.

Директор Института глобализации и социальных движений Борис Кагарлицкий в свою очередь видит в предложениях чиновников Минтруда определенный резон:

— То, что делается — вполне обоснованно. Как говорится, власти имеют право и, в общем-то, по-хорошему, должны этим заниматься. Но, что характерно: начинают они с удобного для них конца. То есть, в первую очередь, отсекают тех, кто получает, по их мнению, пособие по безработице не совсем справедливо. А о том, как обеспечить тех, кто имеет право на пособие, но не получает его, они как-то и не задумываются. Справедливо и обоснованно будет, если они в одно и то же время почистят законодательство, чтобы отсечь вот этих «профессиональных безработных», но и создадут более благоприятные условия для регистрации реальных безработных.

«СП»: — Поясните…

— Дело в том, что у нас вообще значительная часть людей, которые получают пособие по безработице, строго говоря, не являются, в сущности, безработными. Но при этом изрядная часть безработных (может быть даже большинство) пособие не получает и на бирже труда не регистрируется. Иными словами, пособие у нас получают не те, кому они теоретически предназначены. Почему? Потому что, с одной стороны, для людей, которые имели более-менее квалифицированную работу и потеряли ее, и ищут новую, для них вся эти история с регистрацией на бирже труда абсолютно изнурительная. Это бессмысленная потеря времени. А те пособия, которые они там могут получить, зачастую для них не делают погоду. То есть, если люди застревают без работы – ну там, предположим, на два, три, может быть четыре месяца, — они просто не регистрируются. Им эти мучения бюрократические, связанные с регистрацией, пособия, которые они там получат, не окупают. И наоборот, значительная часть людей, которые регистрируются, они регистрируются именно потому, что они не ищут работу, но им нужно числиться безработными по каким-то причинам. Скажем, они занимаются спокойненько своим огородом, или сдают квартиру, или у них какой-то незарегистрированный мелкий бизнес. То есть в качестве безработных у нас зарегистрирована определенная часть самозанятых – ну, просто, чтобы к ним не возникало вопросов по поводу источника существования. При этом изрядная часть безработных у нас не зарегистрирована вообще. А, кроме того, как раз биржа труда людям с хорошей квалификацией и претендующим на хорошие рабочие места, мало, что обещает. Люди же идут в центр занятости не только ради пособия. Они хотят иметь доступ к информации о рабочих местах. Но в этом качестве биржа труда мало что дает.

Стоит напомнить, что с «профессиональными безработными» еще год назад (в октябре 2011) собирались бороться власти Ульяновской области. Меры были предложены радикальные: пособие по безработице вообще не платить никому, кроме женщин, воспитывающих детей. Но, насколько известно, инициатива так и не была воплощена в жизнь.

Из досье «СП»

Пособие по безработице по российскому законодательству выплачивается только тем гражданам, которые зарегистрировались в службе занятости и получили статус безработного. Общий период выплат пособия по безработице не может превышать 12 месяцев, а его размер зависит от размера заработной платы на предыдущем месте работы, но не может быть меньше или больше установленного законом размера. Этот размер ежегодно устанавливается правительством РФ. Минимальное пособие по безработице в 2012 году установлено в размере 850 рублей, а максимальное в размере 4900 рублей.

Пособие по безработице выплачивается во всех европейских странах, а также развитых странах Америки и Азии. Как сообщает сайт bs-life.ru, наибольший размер его в странах СНГ в Азербайджане – 210 долларов, наименьший в Киргизии – 10 долларов. Что касается западных стран, то здесь первенство удерживают Германия (2340 долл.) и Дания (2500 долл.). В Японии пособие по безработице составляет 2400 долларов, а в США – 1000. В «кризисной» Греции оставшимся без работы гражданам до последнего времени платили в среднем 480 долларов.

Источник: http://svpressa.ru/society/article/61398/

Комментарии запрещены.