Сентябрь 2018
Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
« Авг    
 12
3456789
10111213141516
17181920212223
24252627282930
Архивы

«Я знаю, я старым не буду»

Эти слова, оставленные Александром Вампиловым в записной книжке, оказались пророческими, причем не только в прямом смысле. Не только потому, что он погиб, не дожив двух дней до 35 лет. Всего 35! Уже вышли в свет «Прощание в июне» и «Старший сын», «Утиная охота» и «Прошлым летом в Чулимске». Но — таков росчерк судьбы — в обществе осмысление, осознание и признание по-настоящему пришли к Вампилову посмертно.

На фото: Портрет Александра Вампилова
работы иркутского художника Юрия Квасова

А годы… В этом притягательный трагизм русской классики: сгорать, как метеор — часто даже не на вершине славы, а не дойдя до нее, лишь на взлете. Но яркий след не только остается до сих пор, но и расцвечивается новыми красками, оттенками, нюансами, полутонами… Это печальный, но великий и, наверное, неповторимый звездопад: в 26 завершил земной путь Михаил Лермонтов, в 30 — Сергей Есенин, в 37 — Александр Пушкин, в 42 — Владимир Высоцкий. И между ними — Александр Вампилов…

Что старость? Дай бог каждому из нас прожить как можно дольше. Но не так просто с творчеством, с неповторимой, завораживающей тайной вдохновения, над которой не властна наука, которой не нужны, излишние правила, которую не способны постичь учебники и пособия… Все ли художники удержали вдохновение, шли к новым высотам до преклонных лет? Увы, и примеров тому немало. Вот Михаил Шолохов — феерическое начало и… десятилетия творческой немощи. Человек прожил долго, но долго ли прожил его талант? Не вынес ли ему возраст суровый приговор?

И, наконец, бессмертие творчества, долговечность духовного наследия. «Старый» — это ведь еще значит «устаревший». Кто-то из художников (этим термином охвачены, разумеется, и писатели, и поэты, и драматурги) был официально созвучен сталинскому времени, кто-то неплохо, порой даже вне рамок генеральной линии, смотрелся в «застойные» 70-е и частично 80-е. Но — на дворе иное время, и у кого-то из былых кумиров давно сбился прицел. И дело не в цунами так называемой масс- (поп-, рок-, панк- и т.д.) культуры. А просто — «не цепляет», не бередит, не тревожит душу, а если и тревожит, то мыслью: «А ведь какой глыбой Он был раньше…»

И это — жестокий, но в своей жестокости точный экзамен. Быть востребованным и в другую эпоху, проложить в нее нити своего творчества, соединить десятилетия, столетия общностью своих образов, своих мыслей, своих слов и притом не скользить по поверхности — вот высшая награда, перед ней меркнут хоть Ленинская, хоть Нобелевская премии. И Высоцкий — смог. И Вампилов — тоже.

Подмечено, что в плеяде шестидесятников таких, состоявшихся, было больше, чем в предыдущие и последующие поколения. И вроде другие ветры, пересмотренные ценности: сравним, что в головах тогда, а что сейчас… Но есть, есть то самое общее — и не только хмурое небо и затяжной дождь, но и луч солнца, как вестник надежды… И они смешаны и перемешаны, как смешана жизнь Александра Вампилова, когда между датами рождения и смерти — число, месяц — всего два дня.

Юрий Пронин, «Байкальские вести»

Источник: http://baikvesti.ru/archive/1876-l-r

Оставить комментарий